| 11.02.2025 |
Развитие ESG-повестки зависит от общих усилий государства, бизнеса и общества(ИП Дмитрий Лебедев) |
![]() О рисках и сложностях при внедрении принципов устойчивого развития на производстве Денис Романов, технический директор компании РОКВУЛ В мае 2024 г. устойчивое развитие и использование принципов ESG в производственно-хозяйственной деятельности были объявлены Национальными целями развития России на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. Аббревиатура ESG (environmental, social, governance) символизирует подход к принятию решений (в частности, в бизнесе и производстве), основанный на прозрачности и эффективности управления, социальной ответственности и заботе о сохранении окружающей среды. ESG-принципы подразумевают соблюдение баланса между удовлетворением потребностей нынешних жителей Земли и сохранением такой возможности для будущих поколений. Для коммерческого предприятия внедрение ESG-принципов на производстве требует определенных инвестиций. Вопрос их окупаемости – ключевой фактор при принятии соответствующих решений. Репутация тоже важна, но бизнес есть бизнес, и чем он меньше, тем сложнее ему руководствоваться одними только репутационными соображениями. Поэтому во многих странах были разработаны и внедрены программы экономической мотивации, призванные стимулировать принятие таких решений. Например, особые «экологические» налоговые льготы, специальные режимы кредитования с пониженной ставкой, государственные и региональные субсидии для компаний, внедряющих энергоэффективные технологии, демонстрирующих высокий уровень социальной ответственности по отношению к сотрудникам и т. д. Выпускаются ESG-облигации, действуют специальные инвестиционные ESG-фонды. Пока Россия находится только в начале этого пути, но определенные шаги к мотивации бизнеса предпринимаются уже сегодня. Например, некоторые российские банки при проведении кредитного анализа заемщиков начали учитывать их ESG-показатели. Разрабатываются первые меры поддержки компаний и ИП, выпускающих товары из переработанных отходов. Однако насколько эти меры и их масштаб эффективны в текущих экономических условиях – вопрос открытый. Главная проблема состоит в том, что внедрение ESG-решений, особенно в производственных компаниях, обходится недешево. 1% налоговой льготы или сопоставимое по масштабу снижение кредитной ставки не способны мотивировать к решению об инвестициях в модернизацию производства, если на другой чаше весов ключевая ставка Банка России, которая уже превысила 20%. Фактически основная работа по практическому внедрению принципов ESG на производстве сегодня ложится на плечи наиболее прогрессивного бизнес-сообщества. Например, некоторые отечественные девелоперы по собственной инициативе активно внедряют ESG-стандарты в свои проекты, помогая сохранению окружающей среды и стимулируя клиентов отдавать предпочтение недвижимости, при строительстве которой используются качественные и экологически безопасные материалы. Есть и успешные кейсы внедрения рециклинга на производстве. Приведу пример из опыта нашей компании. Мы являемся производителем теплоизоляционного материала – каменной ваты. Ее отходы неизбежно остаются от любой стройки. При этом из такого вторсырья можно повторно производить не только экологически и пожаробезопасный утеплитель для строительства современного жилья, но и, например, субстраты для эффективного растениеводства, овощеводства и цветоводства. По нашим расчетам, возможности современных производств каменной тепло- и шумоизоляции по переработке вторичного сырья (отходов строительства и собственного производства) составляют до 20-25 % объема выпускаемой продукции. Таким образом, решается сразу две задачи. Во-первых, сокращается объем использования природных ресурсов. Во-вторых, снижается уровень негативного техногенного воздействия, наносимого окружающей среде свалками. При этом сам производитель получает возможность снизить себестоимость продукта. Однако реализовать это бывает сложно из-за несовершенств в законодательстве. К примеру, почти во всех регионах РФ по сей день размещение отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) обходится дешевле, чем любые инвестиции в переработку строительных отходов, что тормозит широкое внедрение технологий рециклинга. При этом, по данным специалистов лаборатории теплофизики малоинерционных ограждений и строительной климатологии Научно-исследовательского института строительной физики Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИСФ РААСН), в России строительная отрасль потребляет почти 50% энергоресурсов. А исходя из данных World Business Council for Sustainable Development (WBCSD), за 2021 г. она производит треть глобальных отходов. Недостаточно глубокая проработка на уровне законодательства нередко приводит к тому, что принципы эффективного хозяйствования декларируются, но в конечном итоге так и не внедряются на практике либо применяются фрагментарно. Характерный пример – ситуация с поквартирным учетом тепла. Эта технология нашла широкое применение и многократно доказала свою эффективность в практике ЖКХ многих стран, включая скандинавские, где климатические условия близки к российским и где тоже используется центральное теплоснабжение. В России ее начали внедрять еще 15–20 лет назад, однако из-за несовершенства законодательства (в частности, закона «О теплоснабжении») процесс забуксовал и в конечном итоге остановился. В результате поквартирный учет, дающий до 20-30% экономии тепла, сегодня используется только в небольшом количестве отдельных «пилотных» ЖК или микрорайонов. При этом есть и положительные примеры, один из них – введение в закон «Об электроэнергетике» положения о зеленых сертификатах, которые позволят стимулировать развитие альтернативной энергетики и будут способствовать снижению углеродного следа в продукции отечественных производителей. По разным прогнозам, использование нового механизма, действующего с 1 февраля 2024 г., даст возможность увеличить объем продаж электроэнергии по прямым договорам с объектов низкоуглеродной и возобновляемой генерации в 3-6 раз. Например, в 2022 г. он составил 70 млн МВт-ч, тогда как общий объем производимой на российских возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) и атомных электростанциях (АЭС) электроэнергии достигает 400 млн МВт-ч. Еще один значимый фактор стимулирования широкого внедрения ESG – развитие культуры ответственного потребления. Если продукция компаний, придерживающихся принципов устойчивого развития, пользуется повышенным спросом и продается лучше, то ESG становится для бизнеса эффективным инструментом продвижения. Отмечу, что общество к этому готово. Согласно данным исследования Аналитического центра НАФИ и Экологического союза, уже сейчас примерно 20% жителей крупных российских городов отдает предпочтение экологичным товарам, если их устраивает цена. Для улучшения этого показателя необходима работа в двух направлениях. Во-первых, популяризация идей устойчивого развития среди населения, внедрение экологической и социальной повестки на бытовом уровне. Вряд ли здесь можно обойтись одними только «зелеными облигациями» с непонятной доходностью. Гораздо важнее донести до людей мысль, что ответственное потребление, пусть даже и по более высокой цене, это в первую очередь инвестиции в собственное здоровье и в будущее своих детей. Во-вторых, грамотное законодательное регулирование рынка и меры по стимулированию ответственного бизнеса приведут к тому, что стоимость экологичных товаров не будет по крайней мере более высокой, чем прочих. И тогда потребителю не придется выбирать: купить более экологичный продукт или более дешевый. Только совместные усилия государства, бизнеса и общества способны привести к реальному и повсеместному внедрению принципов устойчивого развития на производстве и в повседневной жизни. |
Ещё новости от ИП Дмитрий Лебедев
Все новости ИП Дмитрий Лебедев
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.| 22.07.2025 | Экологический пример: компания РОКВУЛ рассказала о результатах ESG-инициатив |
| Компания РОКВУЛ, производитель строительных материалов из каменной ваты, опубликовала отчет об устойчивом развитии за 2024 год. Достижения в области сохранения окружающей среды подтверждают статус РОКВУЛ как одного из ESG-лидеров в стройотрасли. | |
| 10.07.2025 | Экология и промышленность: как Москва и область адаптируются к вызовам устойчивого развития |
| Компания РОКВУЛ представила результаты опроса, согласно которому каждый третий (28%) житель региона за последние пять лет стал больше интересоваться экологией. | |
| 06.07.2025 | Своя комната: почему ребенку необходимо тихое личное пространство и как его обустроить? |
| Сегодня в России – 16 городов-миллионников, в которых проживает почти четверть всего населения страны. Причем тренд на урбанизацию не ослабевает. | |
| 01.07.2025 | ТОП-3 ошибки квартирного ремонта |
| Как показал опрос компании РОКВУЛ, в 2025 году две трети россиян намереваются улучшить свои жилищные условия, причем большинство из них собираются сделать это не путем покупки нового дома или квартиры, а планируют отремонтировать имеющуюся жилплощадь | |
| 30.06.2025 | Рокфон представил новое эстетичное решение проблемы гулкости спортивных залов |
| Акустическое решение с поверхностью, имитирующей фактуру натурального дерева, представил весной 2025 года Рокфон (бизнес-подразделение компании РОКВУЛ), специализирующееся на производстве акустических панелей из каменной ваты. | |
| 22.06.2025 | 58% россиян делают или собираются начать ремонт в квартире в 2025 году |
| На старте высокого строительного сезона компания РОКВУЛ, производитель строительных решений из каменной ваты, провела опрос среди россиян и выяснила, что более половины (58%) респондентов уже начали или планируют ремонт в 2025 году. | |
| 16.06.2025 | Карта шума: инициатива РОКВУЛ поможет выявить проблемные зоны шумового загрязнения в российских городах |
| Компания РОКВУЛ создала уникальную интерактивную карту шума, где каждый, кому мешает шум в доме и его окрестностях, может оставить соответствующую отметку. Карта поможет жителям узнать о наиболее шумных городских районах. | |
| 31.05.2025 | Российские туристы рассказали, что для них важно при бронировании отелей |
|
Шумоизоляция вошла в топ-5 главных критериев, на которые россияне обращают внимание при выборе отелей и апартаментов: на важность тишины в номерах указывает каждый третий турист. |
| 18.05.2025 | Производители стройматериалов переориентировались на офисную недвижимость |
| Роман Карташев, директор по продажам РОКВУЛ (производитель решений из каменной ваты), оценил текущую ситуацию и перспективы импортозамещения строительных материалов для коммерческой недвижимости. | |
| 07.05.2025 | Завод РОКВУЛ в Железнодорожном полностью перешел на «зеленую» энергию |
| В апреле 2025 года предприятие компании РОКВУЛ (производитель решений из каменной ваты) в подмосковной Балашихе (мкр. Железнодорожный) завершило процесс «зеленой» энергосертификации. | |
| 22.04.2025 | Как не потерять деньги из-за громко работающего телевизора? |
|
С конца марта 2025 года в Мосгордуме обсуждается инициатива об увеличении размера штрафов за нарушение тишины в многоквартирных домах. Более того, впервые внесено предложение о кратном увеличении штрафов за повторные нарушения в течение года. |
| 10.04.2025 | Более половины россиян предпочитают природные оттенки и пастельные тона в домашних, рабочих и общественных интерьерах |
|
Около 30 % россиян отмечают, что природные оттенки (дерево, камень и пр.) в оформлении интерьера рабочего пространства повышают их продуктивность, а 27% респондентов предпочитают пастельные тона в целом. Об этом свидетельствуют результаты исследовани |
| 02.04.2025 | Трубы будут целы: на российском рынке появилась новая негорючая теплоизоляция для инженерных систем |
| Компания РОКВУЛ, производитель решений из каменной ваты, представила новинку 2025 года — негорючие гидрофобизированные Цилиндры RWL 80 Кф1. Они созданы специально для тепло- и звукоизоляции инженерных систем зданий. | |
| 27.03.2025 | РОКВУЛ переводит завод в Железнодорожном на «зеленую» энергию |
| Компания РОКВУЛ, производитель решений из каменной ваты, продолжает трансформацию своих предприятий в соответствии с выбранной ESG-стратегией. В первом квартале 2025 года компания сделала очередной шаг в сторону снижения углеродного следа. | |
| 19.03.2025 | «Картонные» стены: почему почти половина россиян жалуются на шумных соседей |
| Посторонний шум в квартирах беспокоит 69% россиян – по сравнению с прошлым годом доля таких жалоб выросла на 16 процентных пунктов, выяснили в ходе опроса эксперты компании РОКВУЛ, производителя решений из каменной ваты. | |
| 11.03.2025 | Бриллиант в короне Татарстана |
|
|
Решения РОКВУЛ использованы при строительстве главного театра республики |
| 06.03.2025 | Россияне продолжают вкладываться в покупку домов и ремонт |
|
В 2025 году почти две трети россиян — 64% — планируют изменить свои жилищные условия к лучшему, выяснили аналитики компании РОКВУЛ, производителя решений из каменной ваты. |
| 03.03.2025 | Тепло, светло и тихо – что еще должно быть в офисе мечты? |
|
Только 48% офисных работников России считают, что трудятся в комфортных для них условиях, остальные 52% не готовы назвать свое рабочее место удобным, уютным, чистым, теплым и функциональным. |
| 26.02.2025 | Плесень не дает дышать. Две трети россиян живут в квартирах с грибком на стенах |
| Грибки плесени могут спровоцировать насморк, головную боль, ухудшение сна, слабость и более серьезные заболевания, если вдыхать их каждый день. Между тем, 62% россиян сталкивались с плесенью на стенах своих квартир. | |
| 19.02.2025 | Компания РОКВУЛ признана одним из лучших работодателей России |
| Компания РОКВУЛ, производитель решений из каменной ваты, по итогам 2024 года подтвердила статус одного из лидеров рынка труда, став участником Рейтинга работодателей России hh.ru. В категории крупных компаний (с численностью персонала от 1001 до 5000 | |
Все новости ИП Дмитрий Лебедев
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
