Как составить бизнес план автомойки? Инструкция с примерами

Дата размещения: 01 сентября 2018
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Бизнес план мойки самообслуживания по сути является технико-экономическим обоснованием открытия моечного бизнеса: готовый документ с расчетами содержит всю необходимую информацию о технических особенностях реализуемого с нуля проекта, и при презентации дает возможность потенциальным инвесторам (банкам, государству, частным лицам) составить резюме перспективность вложения средств в случае необходимости в займе или проанализировать достаточность собственных финансов.

Основные положения

В общем назначении бизнес план должен раскрывать ответы на все вопросы, начиная от классических – что и где будет строиться и заканчивая «продвинутыми» - что для этого понадобится и какая ожидается прибыль.

Несмотря на предложения типовых (в том числе бесплатно) бизнес планов автомойки самообслуживания, нужно помнить, что открыть реальный объект с «шаблоном» не удастся.

У каждой бесконтактной мойки множество индивидуальных особенностей, которые корректируют как величину требуемых вложений, так и скорость (и возможность как таковую) получения прибыли и, как следствие, - быстроту возврата вложенных средств и дальнейшего дохода. 

Наилучший шаг – доверить составление стратегически важного плана специалистам, имеющим опыт в данной сфере. Как ориентир, можно использовать готовый бизнес-план мойки самообслуживания.

Кратко о задачах бизнес плана

Задача бизнес плана – привлечь инвестора. Первым пунктом стандартно является описание целей реализуемого проекта. В глобальном плане они интуитивно понятны – получение финансовой прибыли.
Бизнес план детально расписывает, как будет формироваться прибыльность:

• указывается одна или несколько целевых аудиторий;
• проводится аналитика места – его выгодность с точки зрения потенциальных клиентов;
• оцениваются ближайшие конкуренты;
• указываются предполагаемые сильные стороны мойки: пропускная способность, наличие актуальных услуг и т.д.;
• детально описывается конфигурация основного и вспомогательного оборудования.

Исходя из предполагаемого количества постов (рассчитывается путем аналитики пропускной способности) и конфигурации оборудования (определяется доступными опциями) делается вывод о величине необходимых инвестиций с учетом строительных работ и всех остальных затрат.
Дальнейший шаг – оценка прибыльности мойки, которая рассчитывается исходя из среднесуточной загрузки каждого поста (с учетом высоких и низких сезонов), ценника на базовые и вспомогательные опции и необходимых постоянных и непостоянных расходов.

На основе полученных данных делается вывод о рентабельности мойки самообслуживания (в процентах) и сроке окупаемости проекта – именно эти показатели имеют ключевое значение для инвестора.

Структура бизнес плана

Классический бизнес план, как документ начинается с титульного листа, на котором указывается название проекта и организации, указываются контактные координаты, дата составления и, необязательно, ключевые результаты финансовых расчетов.
Меморандум о конфиденциальности является инструментом защиты прав как на сам бизнес-план, так и на содержащиеся в нем оригинальные идеи и решения. Он может содержать пункты о запрете копирования, частичного использования и т.д.

Резюме является кратким изложением проекта мойки самообслуживания с выводами об его эффективности. Несмотря на то, что оно расположено в начале структурного плана, пишется в конце работы – отражая как главную идею, так и важные финансовые показатели:

• какая услуга реализуется;
• кто потребитель;
• организационно-правовая форма;
• планируемые объемы работы;
• ожидаемая прибыльность;
• общие затраты по проекту;
• необходимость в инвестировании;
• необходимость персонала;
• другие вопросы. 

Именно резюме потенциальный инвестор читает в первую очередь. Отсюда два требования – краткость (не более страницы) и емкость информации. Расшифровка идет в пункте «Главная идея», где, как было отмечено выше, указываются:

• ключевые цели;
• этапные задачи дл их достижения;
• наличие преград (в том числе SWOT – анализ) и путей их преодоления;
• указание реальных промежуточных и конечных сроков.
Относительно небольшой объем раздела должен дать инвестору ответ, почему стоит иметь дело именно с этим проектом:
• наличие спроса;
• отличие от конкурентов;
• эффективность оборудования и места расположения;
• перспективность направления как такового.

В более детальном разделе «Сущность проекта» оригинальная идея раскрывается во всех подробностях:

• дается аналитика потребительского сегмента;
• указываются ключевые факторы для успеха;
• дается детальное описание услуг и требуемого для их представления оборудования;
• указывается суммарная стоимость проекта;
• оценивается степень «стартовой готовности» и  потребность в инвестировании.

В маркетинговом плане указываются сроки и инструменты для стартового и дальнейшего продвижения – привлечения клиентов и формирования позитивного имиджа.

План деятельности в деталях описывает все необходимое для ежедневной работы мойки самообслуживания: от обоснования потребности в конкретных площадях до сущности процессов и особенностей задействованного оборудования.

В организационном плане указывается форма собственности, ОКВЭД, структурность (отдельная мойка или одна из нескольких в собственности и т.д.), структура управления и другие вопросы, конкретизирующие юридическое лицо. 

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес планирования

Задача финансового плана – дать экономическую оценку проекта: его финансовой стабильности, рентабельности и срока окупаемости требуемых инвестиций. Он – «ядро» бизнес плана, от которого зависит решение инвестора о привлекательности.

По структуре раздел наиболее весом и изобилует цифрами, графиками, диаграммами, таблицами и расчетами – информативными методами, с помощью которых в максимально доступной форме доносится требуемая информация.

Для того, чтобы в деталях смоделировать составление финансовой части бизнес плана автомойки самообслуживания, можно взять в качестве примера «виртуальный» объект на n моечных постов, который располагается на площадке с арендной платой в А рублей в месяц. Как вариант земля куплена за Зт рублей.
Отход от реальных цифр сделан с учетом того, что земля может кардинально отличаться по стоимости (в зависимости от региона и престижности места) и составлять от 10 до 50% и более от общих инвестиций. 

Первым шагом является оценка стартовых, переменных и постоянных затрат.

Стартовые затраты

По итогам аналитики существующего спроса на определенные услуги (формирования их списка), аналитики и выбора поставщика определена сумма требуемых затрат на оборудования – Зо. 

В число стартовых трат входят расходы на строительство (Зс), на получение всех необходимых разрешений, благоустройство площадки и другие цели (Зп).

Суммирование дает возможность получить информацию о требуемых инвестициях:

И= Зт+Зо+Зс+Зп.

Полученная «цифра» дает возможность оценить, какая доля будет вложена собственных средств, а какие суммы будут привлечены в качестве заемных.

Постоянные и переменные затраты

Под постоянными и переменными затратами подразумеваются те части от дохода, которые будут направляться на организацию текущей деятельности:

• уплату налогов;
• пополнение расходных материалов;
• аренду и оплату договоров по поставке энергоносителей и утилизации отходов;
• оплату труда персонала;
• организацию маркетинговой деятельности.

Основной статьей является фискальная. Для автомойки есть возможность упростить расчет (и дальнейшую отчетность), выбрав упрощенную схему налогообложения, при которой отчисления составляют фиксированные 15% от прибыли:  Н= 0,15П.

Величина запасов расходных материалов зависит от числа клиентов (и, естественно, выбора поставщика) – Зр. Аренда (А) и договорные отчисления (До) обычно фиксированные (определяются в соответствующих организациях). Оплата труда (От) с предусмотренным законодательством социальным пакетом – тоже.

Таким образом, можно вычислить постоянные расходы на деятельность автомойки самообслуживания:

Рп = Н+Зр+А+До+От

Для того, чтобы определить полную величину расходов необходимо добавить переменные – на рекламу и непредвиденные траты (связанные с обслуживанием основных фондов или другими направлениями).  Предсказать их заранее не всегда возможно, поэтому переменных расходы (Рв) обычно закладывают как определенный процент (от 1 до 5) от дохода.

Соответственно, определяется общие расходы: Р= Рп+Рв.

В бизнес плане каждая статья расходов расписывается построчно (в виде таблицы): от числа персонала и величины зарплаты каждого, до наименования материалов и услуг указанием ценников. Общая сумма идет как резюме.

Доход автомойки самообслуживания

Многие постоянные (и некоторые переменные) затраты напрямую зависят от доходности автомойки. К тому же именно этот показатель является главным при оценке эффективности бизнеса. Как его рассчитать при составлении бизнес плана, когда реальные величины еще не известны?

В определенных моментах приходится ориентироваться на существующую статистику. А точнее этот ориентир был использован еще ранее: при выборе места расположения, оценке потенциального числа клиентов и, как следствие, - подборе конфигурации оборудования и определении числа постов (Чп).

Считается, что один пост мойки самообслуживания может обслужить порядка 50 машин. Технологические возможности позволяют и больше (в среднем мойка проходит за 10 минут), однако в расчете учитываются так называемые низкие сезоны, когда простои неизбежны и могут занимать десятки процентов времени. Определенную корректировку вносит и график работы автомойки (не всегда круглосуточный). Поэтому при необходимости число авто (Ча) корректируется.

При формировании ценника учитывается перечень услуг и их популярность. Среди распространенных:

• мойка кузова;
• чистка салона;
• химчистка мягких и твердых частей;
• полировка;
• дополнительные опции.

Каждая услуга имеет свою стоимость и частоту выбора автомобилистами. Проведя аналитику по региону присутствия можно сделать вывод о среднем ценнике Цу.

Таким образом, суточный доход рассчитывается как:

Дс = Ча*Цу*Чп.

Наиболее удобные отчетные периоды – месяц и год. Показатели для них определяются умножением на 30 или 365 соответственно.

Прибыль и рентабельность

После того, как в бизнес плане построчно расписаны источники дохода и его расчетные величины, можно делать вывод о предполагаемой рентабельности объекта.
Вначале определяют прибыльность (П) путем вычитания из дохода (Д) величины всех затрат на деятельность (Р):

П=Д-Р.

Полученная величина – те средства, которые остаются у владельца в итоге всех финансовых действий по организации стабильной работы автомойки самообслуживания в правовом поле. На первом этапе это – та сумма, которая за конкретный период может быть направлена на погашение инвестиций.
Именно прибыть дает возможность определить срок окупаемости: Со = И/П, а также рентабельность Рнт = П/И.

Заключительные разделы бизнес плана

У народа есть пословица: «красиво на бумаге, да забыли про овраги». Опытные инвесторы на практике убедились в его действенности, видя, что часто даже самые радужные (а как иначе!) бизнес планы на поверку оказывались не столь успешными. Отсюда – требование к обязательному оформлению еще одного раздела, "Анализ рисков".

Для автомойки самообслуживания это – весь перечень угроз, которые могут привести к снижению доходности:

• увеличение числа конкурентов в зоне работы;
• глобальная модернизация мощностей существующими конкурентами;
• снижение потребности (например, переход на самостоятельное мытье при снижении доходов);
• нестабильность цен на расходные материалы и т.д.;
• природные факторы – в зависимости от зоны расположения (суровый климат, сейсмические, пожарные риски и т.д.);
• другие факторы.

В данном разделе желательно (там, где реально) предоставить план действий по устранению или минимизации негативных воздействий на бизнес, а также оценка вероятности возникновения нежелательного события на основе аналитики или другими методами.

Последний и важный пункт бизнес плана автомойки – приложения. Они включают актуальные на 2018 год документы, договоры, соглашения, другую рабочую документацию, включая календарный план реализации, статистику, таблицы и другую текстовую и визуальную информацию, на которую приводятся ссылки из других разделов.

В итоге стандартный бизнес план имеет 20-25 листов объема. Распространенная ошибка – создавать его «заумным» канцелярским языком. Нужно понимать, что потенциальному инвестору нужна четкость и конкретика, а не философствования, облеченные в сложные формулировки. Четыре ключевых требования:

• полнота информации;
• достоверность;
• хорошая визуализация;
• четкость целевых установок.

Создание успешного бизнес плана самостоятельно возможно, но, при отсутствии специальных навыков и знаний, риск ошибок велик. А неэффективный документ – это почти стопроцентный отказ инвесторов и, как следствие, невозможность реализовать весьма привлекательную идею по открытию автомойки самообслуживания.






Похожие статьи

Как начать свой бизнес
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ...
Читать полностью

Как развить бизнес на сдаче квартир посуточно
Сегодня бизнес аренда квартир посуточно достаточно развит, но, тем не менее, пользуется большим спросом у населения. Как же создать свое дело? Можно ли ещё стать богатым и с чего начать? ...
Читать полностью

Бизнес-план создания строительной компании
Бизнес-планирование помогает просчитать риски и возможности. Обеспечить доходность проекта и избежать ненужных трат. Хорошо, когда есть уже готовый бизнес-план
Бизнес-план строительства 2011-й год стал знаменательным в посткризисное время, интерес к строительной отрасли вернулся в полной мере. Особенно активизировался рынок малоэтажного и индивидуальн ...
Читать полностью

Быстровозводимые автомойки
Особенности модульного строительства Модульное строительство на сегодняшний день является наиболее оптимальным способом возведения производственных площадей. Быстрота создания объектов, экономи ...
Читать полностью

Бизнес-план базы отдыха. Бизнес-план санатория
 Этот бизнес-план базы отдыха (бизнес-план санатория) имеет следующее полное название: "Бизнес-план инвестиционного проекта «Развитие рекреационной зоны в районе озера Марухи Абатск ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск