Как составить бизнес план автомойки? Инструкция с примерами

Дата размещения: 01 сентября 2018
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Бизнес план мойки самообслуживания по сути является технико-экономическим обоснованием открытия моечного бизнеса: готовый документ с расчетами содержит всю необходимую информацию о технических особенностях реализуемого с нуля проекта, и при презентации дает возможность потенциальным инвесторам (банкам, государству, частным лицам) составить резюме перспективность вложения средств в случае необходимости в займе или проанализировать достаточность собственных финансов.

Основные положения

В общем назначении бизнес план должен раскрывать ответы на все вопросы, начиная от классических – что и где будет строиться и заканчивая «продвинутыми» - что для этого понадобится и какая ожидается прибыль.

Несмотря на предложения типовых (в том числе бесплатно) бизнес планов автомойки самообслуживания, нужно помнить, что открыть реальный объект с «шаблоном» не удастся.

У каждой бесконтактной мойки множество индивидуальных особенностей, которые корректируют как величину требуемых вложений, так и скорость (и возможность как таковую) получения прибыли и, как следствие, - быстроту возврата вложенных средств и дальнейшего дохода. 

Наилучший шаг – доверить составление стратегически важного плана специалистам, имеющим опыт в данной сфере. Как ориентир, можно использовать готовый бизнес-план мойки самообслуживания.

Кратко о задачах бизнес плана

Задача бизнес плана – привлечь инвестора. Первым пунктом стандартно является описание целей реализуемого проекта. В глобальном плане они интуитивно понятны – получение финансовой прибыли.
Бизнес план детально расписывает, как будет формироваться прибыльность:

• указывается одна или несколько целевых аудиторий;
• проводится аналитика места – его выгодность с точки зрения потенциальных клиентов;
• оцениваются ближайшие конкуренты;
• указываются предполагаемые сильные стороны мойки: пропускная способность, наличие актуальных услуг и т.д.;
• детально описывается конфигурация основного и вспомогательного оборудования.

Исходя из предполагаемого количества постов (рассчитывается путем аналитики пропускной способности) и конфигурации оборудования (определяется доступными опциями) делается вывод о величине необходимых инвестиций с учетом строительных работ и всех остальных затрат.
Дальнейший шаг – оценка прибыльности мойки, которая рассчитывается исходя из среднесуточной загрузки каждого поста (с учетом высоких и низких сезонов), ценника на базовые и вспомогательные опции и необходимых постоянных и непостоянных расходов.

На основе полученных данных делается вывод о рентабельности мойки самообслуживания (в процентах) и сроке окупаемости проекта – именно эти показатели имеют ключевое значение для инвестора.

Структура бизнес плана

Классический бизнес план, как документ начинается с титульного листа, на котором указывается название проекта и организации, указываются контактные координаты, дата составления и, необязательно, ключевые результаты финансовых расчетов.
Меморандум о конфиденциальности является инструментом защиты прав как на сам бизнес-план, так и на содержащиеся в нем оригинальные идеи и решения. Он может содержать пункты о запрете копирования, частичного использования и т.д.

Резюме является кратким изложением проекта мойки самообслуживания с выводами об его эффективности. Несмотря на то, что оно расположено в начале структурного плана, пишется в конце работы – отражая как главную идею, так и важные финансовые показатели:

• какая услуга реализуется;
• кто потребитель;
• организационно-правовая форма;
• планируемые объемы работы;
• ожидаемая прибыльность;
• общие затраты по проекту;
• необходимость в инвестировании;
• необходимость персонала;
• другие вопросы. 

Именно резюме потенциальный инвестор читает в первую очередь. Отсюда два требования – краткость (не более страницы) и емкость информации. Расшифровка идет в пункте «Главная идея», где, как было отмечено выше, указываются:

• ключевые цели;
• этапные задачи дл их достижения;
• наличие преград (в том числе SWOT – анализ) и путей их преодоления;
• указание реальных промежуточных и конечных сроков.
Относительно небольшой объем раздела должен дать инвестору ответ, почему стоит иметь дело именно с этим проектом:
• наличие спроса;
• отличие от конкурентов;
• эффективность оборудования и места расположения;
• перспективность направления как такового.

В более детальном разделе «Сущность проекта» оригинальная идея раскрывается во всех подробностях:

• дается аналитика потребительского сегмента;
• указываются ключевые факторы для успеха;
• дается детальное описание услуг и требуемого для их представления оборудования;
• указывается суммарная стоимость проекта;
• оценивается степень «стартовой готовности» и  потребность в инвестировании.

В маркетинговом плане указываются сроки и инструменты для стартового и дальнейшего продвижения – привлечения клиентов и формирования позитивного имиджа.

План деятельности в деталях описывает все необходимое для ежедневной работы мойки самообслуживания: от обоснования потребности в конкретных площадях до сущности процессов и особенностей задействованного оборудования.

В организационном плане указывается форма собственности, ОКВЭД, структурность (отдельная мойка или одна из нескольких в собственности и т.д.), структура управления и другие вопросы, конкретизирующие юридическое лицо. 

Финансовый план как важнейшая составляющая бизнес планирования

Задача финансового плана – дать экономическую оценку проекта: его финансовой стабильности, рентабельности и срока окупаемости требуемых инвестиций. Он – «ядро» бизнес плана, от которого зависит решение инвестора о привлекательности.

По структуре раздел наиболее весом и изобилует цифрами, графиками, диаграммами, таблицами и расчетами – информативными методами, с помощью которых в максимально доступной форме доносится требуемая информация.

Для того, чтобы в деталях смоделировать составление финансовой части бизнес плана автомойки самообслуживания, можно взять в качестве примера «виртуальный» объект на n моечных постов, который располагается на площадке с арендной платой в А рублей в месяц. Как вариант земля куплена за Зт рублей.
Отход от реальных цифр сделан с учетом того, что земля может кардинально отличаться по стоимости (в зависимости от региона и престижности места) и составлять от 10 до 50% и более от общих инвестиций. 

Первым шагом является оценка стартовых, переменных и постоянных затрат.

Стартовые затраты

По итогам аналитики существующего спроса на определенные услуги (формирования их списка), аналитики и выбора поставщика определена сумма требуемых затрат на оборудования – Зо. 

В число стартовых трат входят расходы на строительство (Зс), на получение всех необходимых разрешений, благоустройство площадки и другие цели (Зп).

Суммирование дает возможность получить информацию о требуемых инвестициях:

И= Зт+Зо+Зс+Зп.

Полученная «цифра» дает возможность оценить, какая доля будет вложена собственных средств, а какие суммы будут привлечены в качестве заемных.

Постоянные и переменные затраты

Под постоянными и переменными затратами подразумеваются те части от дохода, которые будут направляться на организацию текущей деятельности:

• уплату налогов;
• пополнение расходных материалов;
• аренду и оплату договоров по поставке энергоносителей и утилизации отходов;
• оплату труда персонала;
• организацию маркетинговой деятельности.

Основной статьей является фискальная. Для автомойки есть возможность упростить расчет (и дальнейшую отчетность), выбрав упрощенную схему налогообложения, при которой отчисления составляют фиксированные 15% от прибыли:  Н= 0,15П.

Величина запасов расходных материалов зависит от числа клиентов (и, естественно, выбора поставщика) – Зр. Аренда (А) и договорные отчисления (До) обычно фиксированные (определяются в соответствующих организациях). Оплата труда (От) с предусмотренным законодательством социальным пакетом – тоже.

Таким образом, можно вычислить постоянные расходы на деятельность автомойки самообслуживания:

Рп = Н+Зр+А+До+От

Для того, чтобы определить полную величину расходов необходимо добавить переменные – на рекламу и непредвиденные траты (связанные с обслуживанием основных фондов или другими направлениями).  Предсказать их заранее не всегда возможно, поэтому переменных расходы (Рв) обычно закладывают как определенный процент (от 1 до 5) от дохода.

Соответственно, определяется общие расходы: Р= Рп+Рв.

В бизнес плане каждая статья расходов расписывается построчно (в виде таблицы): от числа персонала и величины зарплаты каждого, до наименования материалов и услуг указанием ценников. Общая сумма идет как резюме.

Доход автомойки самообслуживания

Многие постоянные (и некоторые переменные) затраты напрямую зависят от доходности автомойки. К тому же именно этот показатель является главным при оценке эффективности бизнеса. Как его рассчитать при составлении бизнес плана, когда реальные величины еще не известны?

В определенных моментах приходится ориентироваться на существующую статистику. А точнее этот ориентир был использован еще ранее: при выборе места расположения, оценке потенциального числа клиентов и, как следствие, - подборе конфигурации оборудования и определении числа постов (Чп).

Считается, что один пост мойки самообслуживания может обслужить порядка 50 машин. Технологические возможности позволяют и больше (в среднем мойка проходит за 10 минут), однако в расчете учитываются так называемые низкие сезоны, когда простои неизбежны и могут занимать десятки процентов времени. Определенную корректировку вносит и график работы автомойки (не всегда круглосуточный). Поэтому при необходимости число авто (Ча) корректируется.

При формировании ценника учитывается перечень услуг и их популярность. Среди распространенных:

• мойка кузова;
• чистка салона;
• химчистка мягких и твердых частей;
• полировка;
• дополнительные опции.

Каждая услуга имеет свою стоимость и частоту выбора автомобилистами. Проведя аналитику по региону присутствия можно сделать вывод о среднем ценнике Цу.

Таким образом, суточный доход рассчитывается как:

Дс = Ча*Цу*Чп.

Наиболее удобные отчетные периоды – месяц и год. Показатели для них определяются умножением на 30 или 365 соответственно.

Прибыль и рентабельность

После того, как в бизнес плане построчно расписаны источники дохода и его расчетные величины, можно делать вывод о предполагаемой рентабельности объекта.
Вначале определяют прибыльность (П) путем вычитания из дохода (Д) величины всех затрат на деятельность (Р):

П=Д-Р.

Полученная величина – те средства, которые остаются у владельца в итоге всех финансовых действий по организации стабильной работы автомойки самообслуживания в правовом поле. На первом этапе это – та сумма, которая за конкретный период может быть направлена на погашение инвестиций.
Именно прибыть дает возможность определить срок окупаемости: Со = И/П, а также рентабельность Рнт = П/И.

Заключительные разделы бизнес плана

У народа есть пословица: «красиво на бумаге, да забыли про овраги». Опытные инвесторы на практике убедились в его действенности, видя, что часто даже самые радужные (а как иначе!) бизнес планы на поверку оказывались не столь успешными. Отсюда – требование к обязательному оформлению еще одного раздела, "Анализ рисков".

Для автомойки самообслуживания это – весь перечень угроз, которые могут привести к снижению доходности:

• увеличение числа конкурентов в зоне работы;
• глобальная модернизация мощностей существующими конкурентами;
• снижение потребности (например, переход на самостоятельное мытье при снижении доходов);
• нестабильность цен на расходные материалы и т.д.;
• природные факторы – в зависимости от зоны расположения (суровый климат, сейсмические, пожарные риски и т.д.);
• другие факторы.

В данном разделе желательно (там, где реально) предоставить план действий по устранению или минимизации негативных воздействий на бизнес, а также оценка вероятности возникновения нежелательного события на основе аналитики или другими методами.

Последний и важный пункт бизнес плана автомойки – приложения. Они включают актуальные на 2018 год документы, договоры, соглашения, другую рабочую документацию, включая календарный план реализации, статистику, таблицы и другую текстовую и визуальную информацию, на которую приводятся ссылки из других разделов.

В итоге стандартный бизнес план имеет 20-25 листов объема. Распространенная ошибка – создавать его «заумным» канцелярским языком. Нужно понимать, что потенциальному инвестору нужна четкость и конкретика, а не философствования, облеченные в сложные формулировки. Четыре ключевых требования:

• полнота информации;
• достоверность;
• хорошая визуализация;
• четкость целевых установок.

Создание успешного бизнес плана самостоятельно возможно, но, при отсутствии специальных навыков и знаний, риск ошибок велик. А неэффективный документ – это почти стопроцентный отказ инвесторов и, как следствие, невозможность реализовать весьма привлекательную идею по открытию автомойки самообслуживания.






Похожие статьи

Бизнес-план создания строительной компании
Бизнес-планирование помогает просчитать риски и возможности. Обеспечить доходность проекта и избежать ненужных трат. Хорошо, когда есть уже готовый бизнес-план
Бизнес-план строительства 2011-й год стал знаменательным в посткризисное время, интерес к строительной отрасли вернулся в полной мере. Особенно активизировался рынок малоэтажного и индивидуальн ...
Читать полностью

Бизнес-план бизнес-центра
Этот бизнес-план бизнес-центра разработан агентством Advising Bureau РЕШЕНИЯ УСПЕХА и в оригинале называется так: Бизнес-план «Управляющая компания. Бизнес-центр 1500 кв.м» Ниже пр ...
Читать полностью

Технический план помещения
Техническим планом помещения называют пакет документов, состоящий из его технических описаний, графических изображений и схем, оформленных в установленном порядке специалистами, имеющими соответств ...
Читать полностью

Портальная автомойка. Что такое портальная мойка автомобилей?
Что такое портальная мойка автомобилей?
Это теперь мы привыкли, что портал означает некоторый крупный интернет-ресурс. Но изначально слово «портал»  означало п-образный архитектурно оформленный вход или обрамление сцены. ...
Читать полностью

Где можно заказать кадастровый план
Вам нужно осуществить операции с земельным участком или вы планируете провести роскошный ремонт в доме, где предусмотрена перепланировка помещений? Тогда вам обязательно нужно иметь кадастров ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск