Патовую ситуацию с коммунальными платежами не впервые спровоцировали российские чиновники. Спорное положение сложилось вокруг оплаты потреблённой в 2011 году воды в городе Старая Русса Новгородской области. Дело в том, что на сегодняшний день не в везде установлены общие домовые счётчики воды, согласно которым наиболее точно начисляется сумма оплаты для каждой квартиры. Жильцы тех зданий, где таких приборов пока нет, пользовались индивидуальными квартирными счётчиками. Именно по их показаниям многие привыкли вносить ежемесячную плату за использованную воду.
В трудном положении оказались управляющие компании – посредники между поставщиком и потребителем воды. В 2011 году поставщики выставили им счета на крупные суммы, потраченные на ремонт водопроводов, порядком изношенных и давших течь. В результате управляющие компании оказались «меж двух огней»: с одной стороны – подрядчики со вполне правомерными требованиями оплатить издержки, с другой – жильцы, оплатившие использованную воду строго по счётчикам и не желающие вносить дополнительные взносы.
Кто виноват?
Всё это – результат «пробела» в законодательстве. Дело в том, что Постановление Правительства РФ за номером 354, принятое 6 мая 2011 года, ещё не вступило в законную силу. Между тем в предыдущем Постановлении 307 от 23 мая 2006 года ничего не сказано о случаях, когда при наличии квартирных счётчиков нет общего домового.
Из-за прорехи в законодательстве монопольные поставщики воды в Старой Руссе, вложившие крупные деньги в фиксацию изношенных водопроводов, предъявили иск управляющим компаниям, требуя существенно увеличить сумму платежей за истекший период. Основывались заявители на статье 210 Гражданского и статьях 30 и 39 Жилищного кодекса РФ. Эти документы возлагают на граждан обязанность финансово отвечать не только за сами коммунальные услуги – потреблённую воду, газ, электричество – но и за ресурсную базу техники коммунального обслуживания. А также за объём работ специалистов, силами которых общее имущество многоквартирных домов поддерживается в надлежащем состоянии.
Эти статьи и легли в основу иска против управляющих компаний Старой Руссы. В судебном порядке от них потребовали оплатить использованную воду согласно нормативам, разделив сумму на всех зарегистрированных жильцов злополучных домов, не оснащённых общими счётчиками. Само собой разумеется, что иск спровоцировал спор между жильцами, привыкшими оплачивать воду строго по наглядным показаниям своих счётчиков.
В итоге после продолжительных заседаний суд всё же принял сторону поставщика воды. И это несмотря на отсутствие чётких доказательств использования воды на «общие нужды». Точной документации по финансовым вложениям «из своего кармана» заявитель так и не предъявил, а ведь в подобных случаях слабость доказательной базы должна толковаться в пользу ответчика. Тем не менее, суд признал претензии подрядчиков справедливыми. Их затраты на ремонт порвавшегося водопровода решено было компенсировать за счёт жильцов многоквартирных домов, фактически поверив «на слово» данным о порыве водопровода.
Проигравшие дело управляющие компании по-разному отреагировали на приговор суда. Один из ответчиков причислил вынужденную уплату к перечню своих убытков. Остальные направили в квартиры со счётчиками дополнительные квитанции, чем вновь спровоцировали спор. Но на этот раз уже не с поставщиками воды, а с её потребителями.
Направляя жильцам финансовую претензию, проигравшие суд управляющие компании руководствовались всё тем же Постановлением Правительства РФ за номером 307. А именно – его формулой 9 приложения 2, которую управляющие компании и попытались «повернуть» в свою пользу. Но вот незадача: формула касалась лишь зданий с общими домовыми счётчиками. А ведь в Старой Руссе речь шла о домах, никакими приборами не оснащённых. Поэтому прогнозируется, что споры завершатся в пользу жильцов многоквартирных домов.
Результат подобных пробелов в законодательстве – большие затраты денежных и временных ресурсов на поиск выхода из «административного лабиринта». Не говоря уже о том моральном стрессе, в котором пребывают все стороны разбирательств и тяжб. Долгожданный конец недоразумениям призван положить Федеральный закон 261, вступающий в силу с июля 2012 года. Он предписывает повсеместную установку и эксплуатацию общих домовых счётчиков. Начиная с середины 2012 года показания именно этих приборов будут браться за основу поквартирных расчётов потребления воды.
Что же делать?
Опыт разбирательства «законодательных путаниц» в Старой Руссе доказал: монтаж общих домовых счётчиков действительно выгоден. Хотя они и будут установлены за счёт тех же жильцов, но это будет сделано один раз и навсегда. Чтобы в будущем простые россияне избежали досадных утомительных путаниц и неожиданных финансовых убытков, как это случилось в Новгородской области.
«Старорусприбор» уже отреагировал на ситуацию, предложив достойный выход из «законодательных лабиринтов». Сегодня это сертифицированные теплосчётчик Т-34 и тепловычислитель ТВ7. Обе модели оснащены водоучётными механизмами добротного качества. Эти приборы, работающие с точностью швейцарских часов, помогут чётко регулировать затраты как управляющим компаниям, так и жильцам обычных домов.
Статья предоставлена компанией — Завод «Старорусприбор»