Закон о торговле и противодействие монополиям розничных сетей

Дата размещения: 21 марта 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

1 февраля 2010 г. вступил в силу с Закон о торговле.

Закон о торговле 2010 направлен на упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации, в целях - создания прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности,
- устранения недобросовестных практик и давления со стороны торговых
сетей и поставщиков,
- устранения излишних административных барьеров в торговле, поддержки малого и
среднего бизнеса в сфере торговли и производства продовольственных товаров.

В связи с этим законом и в связи с проблемами вхождения производителей в розничные сети Министерство сельского хозяйства, Федеральная антимонопольная служба и Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» подготовили Методическое пособие для предпринимателей "Механизм взаимодействия производителей продукции с торговыми сетями". Ниже из данного пособия приведены

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗЪЯСНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА О ТОРГОВЛЕ

1. Вопрос: Какие хозяйствующие субъекты признаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством
организации торговой сети?

Ответ: Закон о торговле под торговой деятельностью понимает вид предпринимательской деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров, а под торговой сетью –
совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункты 1 и 8 статьи 2 Закона о торговле).

Торговым объектом, согласно Закону о торговле, является здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Закона о торговле). Таким образом, под хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, следует понимать хозяйствующие субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с приобретением и продажей товаров, в двух и более зданиях
(частях зданий), строениях (частях строений), сооружениях (частях сооружений), специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, которые находятся под общим управлением или, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

2. Вопрос: Какие торговые объекты признаются находящимися под общим управлением?

Ответ: Хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, является хозяйствующий субъект, владеющий по любому основанию одним или несколькими торговыми объектами.

Торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые
используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (пункт 8 статьи 2 Закона о торговле).

Торговыми объектами, находящимися под общим управлением, являются торговые объекты, находящиеся у хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность, а также находящиеся у иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и образующих с ним одну группу лиц. Указанное объединение обусловлено тем, что по смыслу антимонопольного законодательства группу объединяет несколько хозяйствующих субъектов, между которыми существует взаимосвязь, позволяющая рассматривать такое объединение как единый экономический субъект.

Поэтому согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции требования антимонопольного законодательства распространяются на группу лиц.

3. Вопрос: Какие сроки устанавливаются в соответствии с Законом о торговле для оплаты алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, и алкогольной продукции, произведённой за пределами Российской Федерации?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 части 7 статьи 9 Закона о торговле в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, срок оплаты таких товаров для установления данным договором определяется по следующим правилам: продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Таким образом, алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации независимо от наличия или отсутствия установленных на нее сроков годности должна быть оплачена не позднее 45 календарных дней с даты поставки.

Сроки оплаты алкогольной продукции, произведенной за пределами Российской Федерации, на которые сроки годности не установлены, указанной нормой Закона о торговле не регулируются. Если же на алкогольную продукцию, произведенную за пределами Российской Федерации, установлен срок годности, то применяются общие правила статьи 9 Закона об ограничении дней отсрочки оплаты.

4. Вопрос: Частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту запрещенные Законом о торговле условия. Что понимается в данном случае под навязыванием условий?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, навязывать контрагенту запрещенные Законом о торговле условия, осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

По мнению ФАС России, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях. Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

При этом следует учитывать, что статьей 13 Закона о торговле не установлена зависимость возможности навязывания от доли хозяйствующего субъекта.

5. Вопрос: В каких случаях и кем действия (бездействие), соглашения, согласованные действия, сделки, иные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми (часть 2 статьи 13 Закона о торговле)?

Ответ: Согласно части 2 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что подобные его действия (бездействие), за исключением навязывания контрагенту запрещенных Законом о торговле условий, могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия бездействие), соглашения, согласованные действия, сделки, иные действия хозяйствующих субъектов могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также, если их результатом является или может являться совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке, получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

Поэтому в случае, если действия (бездействие), соглашения, согласованные действия, сделки, иные действия хозяйствующих субъектов отвечают указанным условиям, то они могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми. Вопрос о признании действий (бездействия) хозяйствующих субъектов допустимыми будет решаться антимонопольным органом в каждом конкретном случае на основании анализа и оценки всех имеющихся обстоятельств дела с учетом возможного наступления последствий в виде ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке при осуществлении действий (бездействия), реализации соглашений, согласованных действий, сделок, совершении иных действий хозяйствующими субъектами (см. порядок раздела 4.2 настоящего методического пособия).

6. Вопрос: Какие признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле признаются существенными? Каковы критерии признания действий хозяйствующего субъекта, навязывающими контрагенту условий в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле?

Ответ: В соответствии с подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Условиями, содержащими существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами «а» - «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле, следует считать сходные условия, предусмотренные указанными пунктами.

7. Вопрос: Хозяйствующий субъект имеет несколько магазинов-складов, через которые осуществляет продажу продовольственных товаров. Будут ли распространяться на него ограничения, установленные частью 1 статьи 13 Закона о торговле?

Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Закона о торговле торговый объект – здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Пунктом 8 статьи 2 Закона о торговле установлено, что торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

В случае, если склады, принадлежащие хозяйствующему субъекту, не оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров и обслуживания покупателей, а также оборудованием для проведения денежных расчетов с покупателями, то указанные склады нельзя признать торговыми объектами. Кроме того, такие склады не образуют торговую сеть.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. При этом следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона о торговле реализация товаров поставщиком (продавцом) торговой сети является оптовой торговлей. Таким образом, запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, распространяется на торговые сети и любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку товаров в торговую сеть.

8. Вопрос: Распространяются ли нормы закона о торговле (пункт 3 часть 1 статьи 13), запрещающие «осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии» на торговые сети, осуществляющие продажу продовольственных товаров населению – покупателям для использования их в личных, семейных, домашних целях или они распространяются только на оптовую торговлю?

Ответ: В соответствии с Законом о торговле с 01.02.2010 г. запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (пункт 3 части 1 статьи 13 и часть 1 статьи 22 Закона о торговле).

При этом следует учитывать, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона о торговле реализация товаров поставщиком (продавцом) торговой сети является оптовой торговлей. Таким образом, запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, распространяется на торговые сети и любой хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку товаров в торговую сеть.

9. Вопрос: Подпадает ли под запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле, использование договора комиссии хозяйствующим субъектом для осуществления поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях приобретения товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для их дальнейшей перепродажи?

Ответ: В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Оптовой торговлей согласно пункту 2 статьи 2 Закона о торговле признается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи). В связи с этим использование договора комиссии хозяйствующим субъектом для осуществления поставки продовольственных товаров в торговые сети в целях приобретения товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для их дальнейшей перепродажи, подпадает под запрет, установленный пунктом 3 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Указанные запреты не распространяются на случаи поставки продовольственных товаров реализующим товар в розницу лицам, не являющимися торговыми сетями.

10. Вопрос: Что понимается под «определенным сроком» в пункте «и» части 2 статьи 13 Закона о торговле?

Ответ: В пункте «и» части 2 статьи 13 Закона о торговле под «определенным сроком» следует понимать срок, установленный сторонами в договоре поставки продовольственных товаров, которым, в частности, может быть срок реализации товаров, срок хранения товаров, срок годности товаров.

11. Вопрос: Является ли допустимым включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока?

Ответ: В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается навязывать контрагенту условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона о торговле), отношения, возникающие при осуществлении торговой деятельности, регулируются гражданским законодательством (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Горячая линия МСХ: (495) 608-14-05 23 В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из указанного кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1, 2 статьи 2 ГК РФ.

Так, например, положения Санитарных правил и норм «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий» СанПиН 2.3.4.545-96, утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 г. № 20 (далее – СанПиН «Производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий»), не могут являться основанием для навязывания контрагенту условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока.

По мнению ФАС России, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

Навязыванием контрагенту условий договора является направление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

По мнению ФАС России, добровольное включение условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, не является нарушением запрета, установленного подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле. Таким образом, обязанность поставщика принимать от торговых сетей продовольственные товары, не проданные по истечении определенного срока, может возникнуть на основании договора, в случае добровольного включения в него условия о возврате таких товаров.

12. Вопрос: Признается ли хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем коммерческого обозначения или иного средства индивидуализации, договор коммерческой концессии – договор франчайзинга? Будут ли распространяться ограничения статьи 14 Закона о торговле на хозяйствующего субъекта, осуществляющего розничную торговлю продовольственными товарами под коммерческим обозначением, право использования которого ему предоставлено на основании договора коммерческой концессии?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий в себя право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Частью 2 статьи 1027 ГК РФ предусмотрено, что договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продаже товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществлению иной торговой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

Следовательно, хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, будет являться в том числе хозяйствующий субъект, заключивший с правообладателем средства индивидуализации, договор коммерческой концессии.

Ограничение приобретения, аренды дополнительной площади торговых объектов, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о торговле, распространяется в том числе на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами под коммерческим обозначением, право использования которого ему предоставлено на основании договора коммерческой концессии.

13. Вопрос: Каким образом будет производиться расчёт доли хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу лиц?

Ответ: В соответствии с частями 2 и 3 статьи 16 Закона о торговле государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 данного Федерального закона, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13-15 данного Федерального закона, принимают меры в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Согласно части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции установленные данным Федеральным законом запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц. Таким образом, при установлении достижения хозяйствующим субъектом доли в размере, превышающем 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт- Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, будет учитываться совокупная доля хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, входящими в одну группу лиц, критерии отнесения к которой установлены частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

14. Вопрос: Будут ли распространяться положения статьи 14 Закона о торговле на сделки, совершенные во исполнение предварительного договора (статья 429 ГК РФ), заключенного до дня вступления в силу Закона о торговле?

Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о торговле утверждение методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно- территориального образования в денежном выражении за финансовый год относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2010 г. № 305 утверждена методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации 28 www.mcх.ru потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год в целях реализации статьи 14 Закона о торговле.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о торговле положения статьи 14 указанного Федерального закона не распространяются на сделки, связанные с приобретением, арендой или введением в эксплуатацию торговых объектов и совершенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Для решения вопроса о возможности введения в эксплуатацию торгового объекта необходимо уточнить дату заключения соответствующего договора (строительного подряда, договора реконструкции и пр.).

При этом обращаем внимание, что положения части 1 статьи 14 Закона о торговле не будут распространяться на соответствующую сделку только в том случае, если договор был заключен до 01.02.2010 г.

15. Вопрос: С какого момента будут применяться условия договора (между поставщиком и торговой сетью), измененные в соответствии с требованиями Закона о торговле?

Ответ: Закон о торговле вступил в силу с 01.02.2010 г. (часть 1 статьи 22 Закона о торговле). В соответствии с частью 2 статьи 22 Закона о торговле условия договоров поставки продовольственных товаров, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, стороны договора поставки, заключившие договор до 01.02.2010 г., должны в течение 180 дней со дня вступления в силу Закона о торговле изменить условия договора, в случае, если такие условия не согласуются с Законом о торговле, и применять эти условия с даты изменения договора, согласованной сторонами сделки. С момента вступления в силу Закона о торговле не допускается заключение соглашений о продлении на прежних условиях сроков действия договоров, заключенных до 01.02.2010 г. и содержащих условия, противоречащие Закону о торговле.

16. Вопрос: Распространяются ли нормы Закона о торговле на деятельность по оказанию услуг общественного питания?

Ответ: Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 Закона о торговле).

В соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность – это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Согласно Государственному стандарту «Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94»,  утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 21.01.1994 г. № 35 (далее – ГОСТ Р 50647-94), общественное питание – совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан- предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления; услуга общественного питания – это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.

При этом к кулинарной продукции относится совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов, т.е. пищевых продуктов, доведенных до кулинарной готовности или прошедших несколько стадий кулинарной обработки без доведения до готовности (раздел 5 ГОСТ Р 50647-94).

Согласно части 3 раздела I Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, определяемых в соответствии с Государственным стандартом «Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания. ГОСТ Р 50762-2007», утвержденным приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 г. № 475-ст.

В соответствии с кодом 52 раздела G приложения А Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утвержденного приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 г. № 329-ст (далее – ОКВЭД), розничная торговля не включает реализацию пищевых продуктов, включая напитки, для потребления на месте. Горячая линия МСХ: (495) 608-14-05 31 Согласно письму Минфина России от 18.02.2008 г. № 03- 11-05/34, статьей 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей, признается объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания. В связи с этим предпринимательская деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общественного питания, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей.

Также согласно коду 55 ОКВЭД раздела H приложения А ОКВЭД может существовать объединение видов деятельности, например, продажа напитков является самостоятельным видом деятельности, но в то же время она частично включается в деятельность ресторана (обеспечение кулинарной продукцией вместе с напитками), в этом случае продажа напитков классифицируется вместе с продажей кулинарной продукции в подклассе 55.3 «Деятельность ресторанов». Таким образом, «торговая деятельность» и «услуги общественного питания» рассматриваются как разные товарные рынки. Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, нормы Закона о торговле не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания, в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.

Полностью содержание пособия Методическое пособие для предпринимателей Механизм взаимодействия производителей продукции с торговыми сетями:
1. Нормативные правовые акты
2. Термины и определения
3. Общие положения
4. Порядок рассмотрения обращений и заявлений антимонопольным органом
4.1. Заявления юридических и физических лиц, указывающие на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства
4.2. Заявления хозяйствующих субъектов, имеющих намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым
4.3. Обращения о разъяснении применения антимонопольного законодательства
5. Механизм взаимодействия хозяйствующих субъектов – производителей продукции с торговой сетью для реализации собственной продукции
6. Ответы на часто задаваемые вопросы по разъяснению положений Закона о торговле
7. Ответственность за нарушение антимонопольных правил и требований, установленных законом, при осуществлении торговой деятельности.

Скачать полностью Методическое пособие для предпринимателей "Механизм взаимодействия производителей продукции с торговыми сетями".






Похожие статьи

В заботах о спросе, в печалях о будущем
Низкие доходы наших граждан и, как следствие, уменьшение покупательской способности российские ритейлеры назвали своей наиболее острой проблемой. Эти данные приводит в «Обзоре розничной торго ...
Читать полностью

Беспроводные сети Wi-Fi
Беспроводные сети Wi-Fi. Проектирование. Наша компания предлагает услуги по проектированию сетей на основе беспроводной технологии Wi-Fi. Мы поможем оптимально подобрать необходимое оборудовани ...
Читать полностью

Перечень руководящих документов, регламентирующих вопросы лицензирования строительной деятельности
# Постановление Совета Министров КАССР от 15 апреля 1992 г № 152. # Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельнос ...
Читать полностью

Россияне «отапливают» воздух на сотни миллиардов рублей
В первом полугодии 2013 года Министерство энергетики РФ направит в Правительство РФ пакет поправок в закон "О теплоснабжении". В соответствии с изменениями могут  появить ...
Читать полностью

Царство льда и холода. Выбираем морозильную камеру
Выбираем морозильную камеру
Морозильные камеры широко используются в промышленности и торговле. Пригодятся эти агрегаты и дома. Благодаря такой технике вы сможете побаловать себя зимой летними фруктами и овощами, хранить боль ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск