Импортозамещение на промышленных рынках |
Статья от компании Danfoss Дата размещения: 23 октября 2015 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
Сегодня внимание всей страны приковано к реализации объявленной российским правительством стратегии импортозамещения. Однако большинство журналистов и аналитиков в своих материалах фокусируются главным образом на рынках продовольствия, товаров массового спроса и предметов первой необходимости. Тем не менее настоящий успех импортозамещения определяют процессы, протекающие в более «глубоких» пластах экономики — на промышленных рынках. И здесь переломить ситуацию гораздо сложнее: необходим кардинальный пересмотр стандартов управления производством. Какая продукция нужна в России Пожалуй, любому специалисту очевидно, что отказ от импорта не означает движения вспять. В первую очередь это относится к инженерной продукции, машинам и механизмам. Технологический откат недопустим, поскольку повлечет за собой регресс во всех отраслях экономики. Поэтому появившиеся возможности российские производители должны использовать для развития и модернизации производственной базы, внедрения современных стандартов управления качеством. Именно в этом состоит смысл «замещения» — замены на равное по всем параметрам. Реализовать это на практике позволит контроль со стороны государства и использование опыта передовых производителей. Весной 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании автономной некоммерческой организации «Российская система качества». Задачей этой структуры станет обеспечение качества российских товаров с целью повышения их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, в том числе в рамках решения задач импортозамещения. В частности, планируется создать новую систему добровольной сертификации. Прошедшие ее компании получат право маркировать свою продукцию специальным знаком — аналогом широко известного советского «Знака качества», символизировавшего государственную гарантию качества продукции. «Сейчас мы фактически впервые в новейшей российской истории стали рассматривать вопросы обеспечения качества отечественной продукции как национальную стратегию. Применение специального знака для маркировки высококачественных товаров и изделий даст потребителю ориентир, позволит разобраться в большом ассортименте, представленном на рынке, и сделать осознанный выбор в пользу отечественной продукции. Так мы сможем поддержать добросовестных производителей и защититься от использования низкопробных товаров», — уверен заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Аналогичного мнения придерживаются и руководители российских компаний реального сектора экономики. «Сейчас много говорится о поддержке отечественного производителя, и, по моему мнению, она должна оказываться в первую очередь добросовестным участникам рынка, укрепляющим экономику страны. Ведь импортозамещение — это не замена зарубежной продукции на что попало, а производство конкурентоспособных аналогов и создание собственных ноу-хау», — считает Юрий Фетисов, директор компании «Ридан», российского производителя теплообменного оборудования (Нижний Новгород). По мнению специалиста, в промышленном секторе экономики на сегодняшний день накопилось немало проблем, из-за которых импортозамещение либо буксует, либо идет не по намеченному пути. Например, из-за отсутствия четких критериев, позволяющих определить, какая именно продукция может считаться российской, за таковую нередко выдаются изделия низкого качества из Юго-Восточной Азии. Подчас российским в них является только логотип. «Часто также можно столкнуться с ситуацией, когда производитель через каждые 2-3 года меняет юрлицо. Для рынка высокотехнологичного оборудования это критично, поскольку потребители в этом случае теряют право на техническую поддержку. Поэтому при оценке качества следует учитывать и уровень организации бизнес-процессов на предприятии, наличие современной системы менеджмента качества», — добавляет Юрий Фетисов. Не останавливаться на достигнутом Еще относительно недавно использование систем менеджмента качества было для российских предприятий в новинку, однако сегодня это практика уже становится своего рода правилом хорошего тона. Во всяком случае для тех производителей, которые ориентированы на длительную работу, и не только на отечественных рынках. «Наша задача — отладить производственные процессы таким образом, чтобы на своем рабочем месте каждый сотрудник не просто контролировал исполнение требований и спецификаций заказчика, но имел инструменты для полного предотвращения возникновения брака. Стратегия компании в сфере менеджмента качества — исключение производственных ошибок, а не снижение их числа», — говорит Михаил Шапиро, генеральный директор компании «Данфосс», ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. Для достижения поставленной амбициозной задачи компания пошла на беспрецедентный шаг, став первым в России предприятием, не выпускающим продукцию для автопрома, но подтвердившим соответствие своих российских производств требованиям международного стандарта ISO/TS 16949. В мировой системе менеджмента качества этот стандарт является верхней квалификационной ступенью, ужесточая и расширяя требования базового стандарта ISO 9001 в отношении поставщиков компонентов для автомобильной промышленности. Он был призван согласовать между собой различные отраслевые и национальные стандарты, поскольку регламентирует высший из возможных уровень контроля качества в каждой области. Таким образом, во многих случаях стандарт позволяет заменить несколько различных сертификатов одним и дает возможность работать на рынках разных стран без дополнительной сертификации. «Несмотря на то, что этот стандарт был создан для автомобильной отрасли, он применяется и в других сферах производства. Его требования шире, чем у схожего стандарта ISO 9000/9001. Например, Hankook Tire использует ISO/TS 16949, чтобы сократить время сертификации продукции. Другое преимущество — это возможность сотрудничать с автопроизводителями в сфере первичной комплектации», — объясняет Джейсон Ан, технический директор компании «Ханкук Тайр Рус», одного из крупнейших и быстроразвивающихся производителей радиальных шин. На реорганизацию производства с учетом более высоких требований, регламентируемых стандартом для автомобильной промышленности, в «Данфосс» потратили два года интенсивной работы. После ее завершения на производство компании был приглашен независимый международный аудитор — ведущее в мире сертификационное бюро Bureau Veritas Certification (BVC). В июне 2015 года, после завершения аудита, российский производитель энергосберегающего оборудования получил официальное письмо, подтверждающие соответствие своих производств требованиям ISO/TS 16949. «Формально получить сертификат на соответствие ISO/TS 16949 могут только предприятия автопрома — таковы правила IATF . Однако ничто не мешает внедрять требования стандарта на любом производстве, обеспечивая таким образом более надежные гарантии качества продукции. По этому пути мы и пошли», — рассказывает Михаил Шапиро. Как отмечает генеральный директор «Данфосс», полученный результат необходимо регулярно подтверждать, поскольку краеугольным камнем ISO/TS 16949 является принцип непрерывного совершенствования производства. «Применение этого стандарта означает для нас прохождение внешнего аудита раз в год и внутреннего – два раза в год», — добавляет Джейсон Ан («Ханкук Тайр Рус»). По словам Михаила Шапиро, совершенствование бизнес-процессов позволило сделать их более структурированными. Что касается партнеров компании «Данфосс» и конечных потребителей ее продукции, то они получили еще один аргумент в пользу правильности своего выбора. Соответствие любого продукта компании жестким требованиям, предъявляемым к узлам и деталям автомобиля, это означает особую отказоустойчивость и минимальную погрешность в работе и снижение эксплуатационных издержек. «Конечно, нам пришлось пересмотреть и входной контроль качества, требования к своим подрядчикам и поставщикам. Однако мы готовы оказывать контрагентам всестороннюю поддержку в деле модернизации и сертификации производства, предлагаем партнерам помощь в развитии менеджмента качества, оказываем содействие в переоснащении предприятий и в отлаживании бизнес-процессов», — добавляет руководитель. Стратегия на импортозамещение требует от российских производителей пересмотра подходов к управлению качеством. Главная задача — обеспечить на внутренних рынках адекватную замену импортируемым товарам и комплектующим, а на внешних — конкурентоспособность отечественной продукции. Для ее решения требуются консолидированные усилия государства и бизнеса. |
Похожие статьи
Что такое CALPEDA |
Calpeda - передовая технология
40 достойных лет на рынке насосного оборудования Почти 40 лет работы на рынке. Более 250 работников. Более 1000 типов насосов мощностью от 0,5 до 175 л.с.
Наш ... Читать полностью |
ПОД ЗНАКОМ ЛЬГОТНОЙ ИПОТЕКИ |
Специалисты девелоперской компании UDS выделили 6 ключевых факторов, определяющих ситуацию на рынке недвижимости в первом полугодии 2022 года. Главными из них стало снижение спроса, развитие льготн ... Читать полностью |
Обзор рынка и прогноз цен на металлопрокат, сентябрь 2013 года | |
Москва, 30 августа 2013 года — Металлопроцессинговая компания «Брок-Инвест-Сервис» представляет традиционный обзор ситуации на рынке металлопроката и прогноз цен на сентбярь 2013 ... Читать полностью |
О росте цен на металлопрокат в июле 2006 года. |
Рост цен на металлопрокат российских производителей, начавшийся еще в первом квартале текущего года – продолжается. На сегодня связано это, прежде всего, с бурным ростом цен в Западной Европе и США. ... Читать полностью |
Университет и импортозамещение для отечественной нефтегазовой отрасли | |
Олег Новосёлов: Это не простая задача, но по плечу инженерному вузу Тюменского региона
Сегодня активно обсуждается вопрос импортозамещения в области оборудования для отечественной нефтегазовой ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.