Франчайзинг: «Гигиена» отношений

Статья от компании Тюменский бизнес-журнал
Дата размещения: 26 марта 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Франчайзинг - как обезопасить себя?

Франшизы с тараканами

«Дутые» франшизы, франшизоиды и псевдофраншизы – все это в достатке обнаружил Бизнес-журнал в ходе журналистского расследования, проводимого еще в августе 2008 года. Как показал разговор с потенциальными франчайзи на I Форуме «Франчайзинг: новые возможности для предпринимателей Тюменской области», за 2 года ситуация мало изменилась и Россия в области франчайзинга, похоже, уверенной поступью направляется в сторону «граблей», на которые уже наступали США: там в 1970-е дело доходило до массовых протестов малых предпринимателей – покупателей жульнических франшиз, а слово «франчайзинг» на некоторое время стало чуть ли не ругательным.

Первым опомнился и принял закон, регулирующий взаимоотношения в области франчайзинга, штат Калифорния (California Franchise Investment Law, 1971). К тому времени в калифорнийских судах около 70 (!) споров хозяйствующих субъектов так или иначе были связаны с франчайзингом или мошенничеством в сфере франчайзинга.

В Москве не раз возникали скандалы, связанные с псевдофраншизами – ведь часто презентации франшиз у мошенников бывают впечатляющими. Но потенциальным франчайзи следует все-таки смотреть не в презентацию, а в документы. До сих пор распространены так называемые «франшизоиды» - это когда вам пытаются под видом франшизы продать что-то совсем другое. Например, услуги банковского консалтинга.

В российском законодательстве само слово «франчайзинг» до сих пор нигде не упоминается. Поэтому юристы обычно предлагают пользоваться «иносказанием»: коммерческая концессия (см. главу 54 ГК РФ). Сути возникающих между франчайзером и франчайзи правоотношений оно в полной мере не раскрывает, поэтому предприниматели указонивают сотрудничество немного ходульной конструкцией из нескольких договоров (например, лицензионного, дилерского и так далее), а договор концессии ввиду необходимости регистрировать его Роспатенте многие франчайзеры вообще предпочитают не заключать. Поэтому недобросовестному франчайзеру ничто не мешает сулить потенциальному франчайзи сумасшедшую рентабельность и скрывать существенные детали относительно будущего бизнеса.

Обезопасить себя при покупке франшизы можно, следуя достаточно простым правилам. Некоторые расходы, которые могут при этом возникнуть, оправданы: все-таки речь идет о судьбе вашего будущего бизнеса.

- Получите копию свидетельства регистрации товарного знака франчайзера. Его отсутствие должно вас сильно насторожить. Чтобы удостовериться, что копия свидетельства не сфальсифицирована, можете проверить ее с помощью информационно-поисковой системы на сайте Роспатента www1.fips.ru (поиск по номеру свидетельства бесплатный).

- Просите франчайзера сообщить вам контакты владельцев действующих франшиз, адреса и телефоны точек сети. Отказы под каким-либо предлогом или ответ «Это коммерческая тайна!» - согнал о потенциальной опасности. Пообщайтесь с действующими франчайзи – хороший признак, когда они открывают повторные точки.

- Тщательно изучите предлагаемую договорную схему. Нелишним будет отдать документы на экспертизу юристу, специализирующемуся в вопросах франчайзинга.

- Попросите франчайзера максимально полно раскрыть вам информацию о параметрах сети: размер и территориальное распространение, число собственных точек, после скольки лет использования бизнес-модели компания запустила франчайзинговую программу. Наличие собственных точек и присутствие франчайзера на рынке хотя бы в течение нескольких лет – безусловные плюсы.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Региональный франчайзинг: история успеха Тюменской области
С каждым годом в России растет количество франчайзеров, причем темпы поистине впечатляющие
Почему франчайзинг так популярен? С каждым годом в России растет количество франчайзеров, причем темпы поистине впечатляющие в 2007 году их было не более 200, в 2010 уже около 500, на данный мо ...
Читать полностью

Почему свой бизнес стоит начать с покупки франшизы?
Как начать свое дело не рискуя? Купить франшизу!
Уже более ста лет франчайзинг является популярной формой ведения бизнеса в западных странах, после распада СССР и падения коммунистического режима, идея франшизы постепенно укореняется на нашем рын ...
Читать полностью

Медиация – больше, чем процедура или Как помочь бизнесу в спорных ситуациях без обращения в суд
Иногда в бизнесе случаются споры. Можно обратиться в суд. Но есть путь, который, скорее всего, окажется и быстрее, и выгоднее...
Что такое Медиация? Кто такой медиатор? Медиация – это переговоры с участием нейтрального посредника, заинтересованного в том, чтобы спор разрешился максимально выгодно для противоборству ...
Читать полностью

Особенности национального характера
«Если ты знаешь только Англию, то ты не знаешь Англии», гласит известная пословица. Если ты знаешь только российский бизнес, то ты не знаешь российского бизнеса. Значение этой посло ...
Читать полностью

Подвесная сантехника от VitrA
Компания VitrA представляет три новых коллекции подвесной сантехники для создания оригинальной и функциональной ванной: Senta, Bella и Mondo. В настоящее время основным критерием при выбо ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск