Региональный франчайзинг-2011. Первые шаги

Статья от компании Тюменский бизнес-журнал
Дата размещения: 26 марта 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"
 
Круглый стол «Региональный франчайзинг-2011», проведенный Тюменским Бизнес-журналом 3 марта, стал логичным продолжением форума «Франчайзинг: новые возможности для предпринимателей Тюменской области».
 
В специализированном форуме приняли участие более двухсот бизнесменов: действующих франчайзеров и потенциальных франчайзи. Его организаторами выступили Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, Российская ассоциация франчайзинга при поддержке правительства Тюменской области, Министерства экономического развития РФ, Торгово-промышленной палаты РФ.
Тюменская область стала одним из первых регионов, на которых Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) планирует «обкатать» технологию распространения франчайзинга в России. «Если мы отработаем технологию здесь, значит, это пойдет и в других регионах», - сказал исполнительный директор РАФ Юрий Михайличенко.
На юге Тюменской области ассоциация планирует запустить центры франчайзинга, где можно будет получить всю информацию по франшизам, подписать контракт с франчайзером, получить доступ к кредитным продуктам, инфраструктуре. «Вам не нужно будет самостоятельно искать возможных партнеров, вся информация будет сконцентрирована в одном месте», – пообещал тюменским предпринимателям Михайличенко. 
Тюмень была выбрана в качестве стартовой площадки из-за нескольких факторов. По словам Юрия Михайличенко, «сам по себе регион интересный, большой, с развитой инфраструктурой, достаточно удаленный от Москвы. Доходы населения сопоставимы с московским регионом. Хотя в Тюмени и так много федеральных марок, здесь есть потенциал для развития франчайзинга». В целом в России в последние три года рынок франчайзинга растет в среднем на 30% процентов ежегодно. Второй фактор — это инициатива и поддержка в проведении форума, проявленная органами власти Тюменской области, желание идти на контакт, договариваться. «Здесь многое зависело от воли правительства… мало бросить зерно, надо его поливать», - добавил спикер.
На форум приехали около тридцати достаточно известных франчайзеров. Все они отметили активный интерес тюменских предпринимателей к федеральным брендам. Модератор круглого стола, заместитель губернатора Тюменской области Сергей Дегтярь, прокомментировал ситуацию: «Мы сами не ожидали такого интереса, можно сказать, первый блин вышел не комом». С ним согласились и москвичи. Представитель магазина готового бизнеса Deloshop Оксана Созинова была удивлена «бешеной активностью» региона: «Есть реальный интерес, люди, которые хотят этим заниматься… Франчайзинг - это хороший способ развития малого и среднего предпринимательства».
Учитывая такой ажиотаж, организаторы приняли решение проводить форум по франчайзингу на юге Тюменской области ежегодно, возможно, в следующем году он пройдет в Тобольске.
 
Зачем изобретать велосипед?
 
Бизнес по франчайзингу достаточно устойчив: из ста компаний, работающих по франшизе, в первые три года выживают около 85%. Это и понятно - успешность брендов подтверждена опытом работы, технологии развития бизнеса с нуля отработаны, а потенциальные франчайзи перед тем, как стать представителями сети, проходят тщательную проверку франчайзеров. При рассмотрении заявок франчайзи учитываются опыт ведения бизнеса (как правило, не менее года), образование и другие факторы.  
Начальник отдела малого бизнеса ЗАО Банк «ВТБ 24» Александр Воронов отметил, что в тюменском регионе много потенциальных инвесторов, но не хватает идей, а франчайзинг - это как велосипед, который не нужно изобретать.
Кроме того, активное развитие франчайзинга способно изменить и потребительский рынок в целом, повысить общий уровень сервиса и качество товаров и услуг. Председатель подкомитета по франчайзингу Торгово-промышленной палаты РФ, директор Школы профессионального франчайзинга Инга Рыкова поясняет: «Франчайзинг приводит к изменению самой структуры рынка – она становится более открытой и прозрачной. Это инновационное направление, подразумевающее постоянное обновление продукции и технологий».
Плюсов у франчайзинга достаточно, а есть ли минусы? Одна из негативных сторон — это «липовые» франшизы. Их существование портит саму идею франчайзинга, уверена гендиректор КК «Francom», специализированного портала о франчайзинге «Франшиза.ру» Нина Семина: «Один предприниматель, пострадавший от мошенничества, уведет за собой еще десять с этого рынка». Юрий Михайличенко пояснил: «Действительно, существует достаточно распространенный бизнес по продаже дутых франшиз, когда продаются только бумаги. Мы боремся с этим, пытаемся отслеживать деятельность недобросовестных франчайзеров и предупреждать предпринимателей». Он посоветовал потенциальным франчайзи при сборе информации пользоваться проверенными информационными ресурсами. Например, у РАФ есть партнеры, с которыми она сотрудничает на протяжении долгого времени, и точно знает, что они профессионально занимаются продвижением франшиз. «Сформировано некое сообщество, которое старается соблюдать определенные правила игры», - говорит Юрий.
На круглом столе также был поднят вопрос, связанный с доступностью площадей в крупных торговых центрах. Директор по стратегическому развитию компании Selena (Москва) Владимир Абрамкин отметил: «Многие тюменские предприниматели и рады бы работать по франшизе, но не могут зайти в ваши торговые центры». Сергей Дегтярь, в свою очередь, отметил, что торговые центры часто только сдают площади в аренду, дистанцируясь от вопросов продвижения и развития арендаторов. В ответ на это руководитель управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области (одного из организаторов форума) Андрей Пантелеев пообещал организовать встречу тюменских бизнесменов с руководством крупных торговых площадок.
На круглом столе были затронуты и вопросы финансирования франчайзингового бизнеса. Как отмечали представители банков, они не выдают деньги на ведение бизнеса с нуля, ссылаясь на ограничение Центрального банка РФ. Однако и сами франчайзеры не отдадут свой бизнес кому попало. Здесь получается некий замкнутый круг: начинающему предпринимателю никто не даст денег, и где он в таком случае получит необходимый опыт, непонятно. По словам Михайличенко, ассоциация ведет переговоры с рядом банков о снижении процентной ставки по кредитам для франчайзи, ведь такие предприниматели работают под известными брендами, а значит, их риски ниже.
Кстати, предложения франчайзеров отнюдь не дешевы. Например, готовая франшиза магазина оригинальных подарков стоит от 999 тыс. рублей. А вот открыть, например, фирму по доставке японской еды по франшизе стоит около 2,5 млн рублей плюс 350 тыс. рублей на паушальный взнос. Роялти составит 4% в месяц от выручки, предполагаемый срок окупаемости — от 9 месяцев при среднем чеке 850 рублей, рентабельность в месяц — 15-25% от выручки, чистая прибыль в месяц — от 300 тыс. рублей.
 
Первые ростки
 
Несмотря ни на что, подвижки в развитии франчайзинга в тюменском регионе наблюдаются. По словам Сергея Дегтяря, в данный момент на рассмотрении у губернатора находится региональная программа по стимулированию торговой деятельности в Тюменской области, в которой франчайзинг выделен в отдельный раздел. Не исключено формирование региональной ассоциации франчайзинга, которая будет учитывать региональную специфику ведения бизнеса.
Кроме того, на форуме был достигнут ряд договоренностей. «В течение месяца-полутора на портале «Покупаем тюменское» будет размещена информация о франчайзинге в Тюменской области», - сказал Сергей Дегтярь. Андрей Пантелеев сообщил, что РАФ будет использовать портал управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области для размещения информации о франшизах. Директор НП «Меркурий Клуб» Андрей Разуваев предложил организовать делегацию тюменских предпринимателей на международную выставку по франчайзингу Buy Brand, которая пройдет с 21 по 23 сентября 2011 года в московском Экспоцентре. Помимо этого, планируется провести серию семинаров (включая вебинары), посвященных франчайзингу.
Есть намерение презентовать на следующей конференции и региональные франшизы. Ведь многие местные предприниматели могут запускать собственные сети, но пока не задумывались об этом. Так, исполнительный директор CARfagen (компания имеет два филиала — в Перми и Екатеринбурге) Александр Спиридонов поделился собственным опытом: так как вести бизнес на расстоянии очень сложно, компания решила в дальнейшем развиваться по франчазйнгу. Таким же образом хочет поступить еще одна тюменская компания - «Арсенал+».
 
 
КОММЕНТАРИИ:
 
Нина Семина, генеральный директор компании «Фракон», консультант Российской ассоциации франчайзинга
 
Перед покупкой франшизы тщательно подумайте, нужен ли вам для открытия бизнеса именно франчайзинг. Ведь франчайзи обязан четко соблюдать стандарты франчайзера и поэтому очень зависим от него. Помимо недостатков (ежемесячных выплат по франшизе, ограничения самостоятельности) есть и плюсы: возможность начать собственный бизнес под известным брендом, минимизация расходов на рекламу и продвижение продукции. В обмен на пользование известной маркой франчайзи должен делиться частью своей прибыли.
Перед выбором франшизы желательно встретиться с действующим франчайзи в соседнем регионе, узнать у него, как он работает с франчайзером, насколько тот лоялен и может идти на уступки, оправдались ли ожидания. Кроме того, предпринимателю стоит обратить внимание на следующие моменты: соответствует ли право пользования товарным знаком сроку заключения договора, что входит в первоначальный паушальный взнос и ежемесячные платежи — роялти, систему поддержки и обучения, а также контроля франчайзи.
Нужно обратить внимание на систему поставок, условия франшизы и возможности расторжения договора, на то, даются ли франчайзи специальные скидки по сравнению с оптовыми покупателями. Хорошим знаком являются централизованные договоры для франчайзи, когда все участники сети получают одинаковые скидки и срабатывает эффект масштаба.
Успешность франшизы измеряется частотой открытия повторных точек действующими франчайзи. Если у предпринимателей есть прибыль, то они будут развиваться и расти.
 
Юрий Михайличенко, исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга
В развитии франчайзинга существует много барьеров: административных, ресурсных, законодательных. Но в первую очередь это нехватка человеческих ресурсов. Франчайзинг не может развиваться без людей, обладающих определенными знаниями. Если вы хотите создать сеть федерального масштаба, вам нужны грамотные партнеры.
Россия испытывает катастрофическую нехватку людей с предпринимательским духом. О чем сейчас мечтают молодые люди? Либо стать чиновником, либо устроиться в Газпром. В Америке же предпринимательство — это образ жизни, о котором грезят многие. У нас пока такого отношения нет, и его нужно формировать, ведь молодежь для франчайзинга — это основное «топливо». Мы работаем над этим сейчас с Росмолодежью и другими организациями. Ведь молодые, смелые, амбициозные люди получают во франчайзинге навыки, которые потом могут реализовать в своих проектах.
Мешает и отсутствие необходимой инфраструктуры для франчайзинга, прежде всего коммерческой недвижимости. Площади есть, но их качество оставляет желать лучшего: нет стоянки, подъездных путей и так далее. Я считаю, что это придет со временем, а точнее - с развитием девелоперской деятельности.
Еще один фактор — низкая информированность россиян о франчайзинге. Так, коллеги из крупной торговой сети провели исследование и выяснили, что о франчайзинге знают только 2% респондентов, да и то в крупных городах. Есть и законодательные вопросы — так, до сих пор в российском законодательстве нет понятия «франчайзинг». Глава 54 в Гражданском кодексе, посвященная коммерческой концессии, практически не работает.
 
Евгения Мурзина
КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Франчайзинг: «Гигиена» отношений
Россия в области франчайзинга, похоже, направляется в сторону «граблей», на которые уже наступали США
Франчайзинг - как обезопасить себя? Франшизы с тараканами «Дутые» франшизы, франшизоиды и псевдофраншизы – все это в достатке обнаружил Бизнес-журнал в ходе журналистског ...
Читать полностью

Региональный франчайзинг: история успеха Тюменской области
С каждым годом в России растет количество франчайзеров, причем темпы поистине впечатляющие
Почему франчайзинг так популярен? С каждым годом в России растет количество франчайзеров, причем темпы поистине впечатляющие в 2007 году их было не более 200, в 2010 уже около 500, на данный мо ...
Читать полностью

Самарская область станет эффективной
Городские и федеральные власти будут реализовывать совместные программы по энергосбережению В феврале 2011 г. в Самаре состоялось подписание трехстороннего соглашения между Российским энергети ...
Читать полностью

V Уральский венчурный форум
Уральский  Венчурный Форум – крупнейшее региональное мероприятие  – коммуникационная площадка,  предоставляющая уникальную возможность прямого формирования всей цеп ...
Читать полностью

Кому нужно подавать декларацию о доходах 3-НДФЛ за 2011 год?
Весна, время подавать декларацию...
Более актуальная версия на 2016 год материала - здесь. Снова близится апрель и конец сроков сдачи налоговой отчетности за 2011 год. Снова становится актуальным вопрос – кому нужно подават ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск