28.09.2022

Три сценария будущего. Выбираем лучшее из зол для российского бизнеса

 (Идеи&Решения)
Российский бизнес перестало трясти, а значит, надо думать, куда двигаться дальше. И хотя мировая повестка приносит сюрпризы, наметилась хоть неоднозначная, но стабильность. С одной стороны, новые объявления о закрытии иностранных компаний почти прекратились, с другой — санкции 8 сентября в ЕС продлили ещё на полгода. Стратегии государства тоже проясняются. В частности, президент, выступая на ВЭФ и саммите ШОС, даёт четкие сигналы к восточной переориентации деловой активности России. Основываясь на последних трендах, мы предложили компаниям-производителям рассмотреть три сценария ближайших событий и дать оценки перспективам, которые лежат в каждом направлении.

Сценарий 1. Вынужденное «закрытие» экономики России, максимальная переориентация на внутренний рынок и на специальные госпроекты

Для иностранных компаний, которые не успели глубоко локализоваться внутри России, данный сценарий будет означать проблемы с логистикой компонентов и продукции.

«Если санкции ужесточатся и импорт из Европы станет невозможен, мы будем вынуждены продавать то, что производим в России. К счастью, мы успели локализовать производство наиболее популярных и востребованных моделей лестниц и платформ. Но из-за сложностей с поставками нам придётся лишить российский рынок наиболее передовых разработок наших европейских коллег», — рассказывает Наталья Ткачёва, генеральный директор компании «КРАУЗЕ-СИСТЕМС», производителя лестниц, стремянок и полного спектра подъёмных конструкций.

На проблемы с доступностью технологий обращают внимание и изготовители с разветвлённой локализацией производства. «Мы давно взяли курс на импортозамещение, большая часть нашей электротехники, промышленной автоматизации и светотехники производится на российских заводах. Но мы понимаем, что для рынка в целом этот сценарий — самый негативный. Производить некоторые технологии мы пока не можем, а значит, есть риск падения экономики на десятки процентов и закрытия ряда отраслей. На нашем рынке это телекоммуникации», — говорит Татьяна Шебаниц, руководитель отдела «Розница» IEK GROUP, одной из ведущих электротехнических компаний России.

По её словам, избежать падения помогут ускорение импортозамещения высокотехнологичной продукции и активная господдержка производителей (в том числе благодаря нацпроектам). Этот путь правительство постепенно реализует. Так, по заявлениям М. Мишустина, более 100 млрд рублей будет направлено на поддержание различных отраслей. В частности, 4 млрд — на программы в сфере мало- и среднетоннажной химии, что особенно важно с точки зрения развития высокотехнологичных производств.

Однако в отраслях, заточенных под внутренний рыночный сегмент, производители оценивают обозначенный сценарий как позитивный. «Выход на рынки дальнего зарубежья (Юго-Восточную Азию, Африку) наша компания не рассматривает. Стальные строительные материалы — локальная история, на дальние расстояния их возить экономически невыгодно. Мы сконцентрированы на внутреннем строительном рынке и верим в его рост, всё говорит о том, что динамика развития последних двух лет сохранится», — заявляет Максим Лопатин, коммерческий директор компании «Металл Профиль», ведущего в России производителя кровельных и фасадных систем. Подтверждают оптимизм эксперта исследования «Почта Банка», в которых отмечается, что 80 % россиян мечтают о своём доме и 71 % из них рассчитывают на кредиты, а также на программу льготной ипотеки на самостоятельное строительство, реализующуюся в некоторых банках, в том числе в «Сбере».

«Потенциал рынка ИЖС, меры господдержки и технологические возможности позволяют ставить амбициозные цели. Мы верим, что отечественные строительные решения на основе металла могут полностью заменить иностранные, как это, например, произошло с металлочерепицей, сегмент стальных кровель сейчас практически полностью закрыт российскими производителями», — рассказывает эксперт компании «Металл Профиль».

Участники сферы коммерческого строительства тоже пока видят больше возможностей, чем ограничений. «В данном сценарии сложностей мы особых не ожидаем, так как ориентированы на отечественный рынок. Как только иностранные решения стали недоступны, заказчики пошли к нам, объёмы заказов выросли на 42 % по сравнению с прошлым годом. Новая задача — расширить ассортимент, чтобы полностью обеспечить импортозамещение. А областей для применения алюминия очень много: например, в сферу наших интересов входят транспортные проекты, которые сейчас активно развиваются», — рассказывает Александр Савельев, генеральный директор компании «АФК Лидер», специализирующейся на производстве алюминиевых панелей и декоративных ламелей для фасада из алюминиевых сплавов.

Сценарий 2. Медленное, но мягкое разрешение вопроса с санкциями и возвращение к прежним связям

Любая система стремится к сохранению состояния, и бизнес — не исключение. Опрос показывает, что часть фирм уже сейчас реализует этот сценарий: постепенно возвращается к прежним схемам работы или подбирает альтернативные пути их восстановления. «Наша компания может стать примером успешной адаптации. За прошедшие полгода мы запустили на российском заводе производство вышек, алюминиевых подмостей, которые ранее импортировались. Да, логистические проблемы есть. Они связаны с удлинением сроков доставки и с её стоимостью, которая, впрочем, на данный момент компенсируется окрепшим рублём. Но мы уже прорабатываем планы полной переориентации производства на российские комплектующие. Это требует времени, поскольку идёт глубокая оценка поставщиков, чтобы обеспечить заданный уровень качества итогового продукта», — уточняют эксперты компании «КРАУЗЕ-СИСТЕМС».

Многие специалисты отмечают, что позитивными последствиями такого сценария станут возобновление притока иностранного капитала и стимуляция экономики. «Возрастёт конкуренция — это одновременно и плюс, и минус для российских компаний. В электротехнической и светотехнической отраслях мы чувствуем себя уверенно. Но на рынках оборудования для телекоммуникаций и промышленной автоматизации конкуренты из других стран в данный момент могут предложить больше, чем российские компании, — поясняет эксперт IEK GROUP. — Однако это одновременно и стимул развиваться, создавать новые, более совершенные продукты, что для потребителей однозначно плюс».

Сценарий 3. Сохранение санкций и переориентация российской экономики на азиатский рынок
Опрошенные эксперты замечают, что этот сценарий — серьёзный вызов для российских компаний. В первую очередь опасения вызывает необходимость конкурировать с китайскими производителями, которые занимают обширную нишу, а соперничать с ними достаточно сложно. По словам представителя IEK GROUP, есть потенциал у рынков Индии и Вьетнама. Но в их приоритете — Южная Америка и Африка, где востребованы электротехника, оборудование для телекоммуникаций и ЦОД. Однако конкуренция с Китаем сильна и на этих рынках.

Сложности видят многие эксперты. «С одной стороны, цены на комплектующие из Китая и Индии выросли. В итоге стоимость закупки в Азии не намного ниже, чем в Европе. С другой — большое беспокойство вызывают риски данного сценария, которые связаны с ростом цен на сырьё, в частности на алюминий, — говорят специалисты «КРАУЗЕ-СИСТЕМС». — Хотя вероятность увеличения стоимости достаточно мала, и мы готовы это утверждать как представители объединения производителей, поставщиков и потребителей алюминия “Алюминиевая ассоциация”».

«Сегодня есть информация о перспективах сокращения производства алюминия в Европе до 25 %. Это может спровоцировать новый рост цен, что негативно скажется на конкурентоспособности решений, — подтверждает эксперт компании «АФК Лидер». — Конечно, не хотелось бы никаких ужесточений санкций, мы сторонники конструктивного и долгосрочного сотрудничества в межгосударственных рамках. Но с точки зрения нынешней экономической ситуации и наступающего ресурсного кризиса строительная отрасль будет переориентирована на сторону долговечных материалов. Поэтому мы чувствуем себя уверенно и при всех сценариях придерживаемся основного плана: расширять производственные мощности. Прямо сейчас заключаются договоры об открытии представительств компании в различных регионах РФ и на территориях дружественных нам соседей, таких как Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Армения, Азербайджан».

Итак, какой из сценариев ближе к реальности, пока понять сложно. Но очевидно, что в каждом из них есть позитивные возможности. Одновременно имеются и риски, которые могут вывести их в зону негатива. Остаётся надеяться, что новые события не добавят каких-то чрезвычайных условий к тому многофакторному анализу, который вынужден вести сейчас наш бизнес.
Новость предоставлена на ELport.ru - бизнес-портал (Москва) компанией Идеи&Решения.



Ещё новости от Идеи&Решения

10.09.2024 «Инстаграм»*: всё или нет?
Доля людей, узнающих о новых строительных материалах из упомянутой в заголовке социальной сети, снизилась с 18 % в 2021 году до 2,6 % в 2024-м.

28.08.2024 Агентство Идеи&Решения раскрыло данные исследования сарафанного радио на строительном рынке
Исследование* PR-агентства Идеи&Решения показало, что сарафанное радио — канал коммуникаций № 1 на строительном рынке. 79,4 % частных потребителей узнают о новых строительных материалах и инженерных системах из «уст в уста». Среди профессиональных ст

08.08.2024 ТВ проигрывает маркетплейсам даже в брендинге Топ-10 каналов строительно-инженерных коммуникаций от PR-агентства Идеи&Решения
PR-агентство Идеи&Решения обнародовало результаты ежегодного исследования «Маркетинговые коммуникации 360º» на рынке строительства и инженерии.

28.02.2024 Около 60 % российских блогеров не маркируют рекламу
Специалист коммуникационного агентства Идеи&Решения Анастасия Володина поделилась опытом сотрудничества с блогерами

08.02.2024 Бренды продуктов хорошо знакомы четырем из пяти россиян
Маркетинговое агентство Идеи&Решения опубликовало данные о знании брендов в 63 товарных категориях

29.12.2023 Есть ли смысл в мероприятиях для СМИ?
Кратко — есть! И вот почему

27.12.2023 62 % организаций Московского региона отказались от выездов на новогодний корпоратив
PR-агентство Идеи&Решения опросило 150 жителей Москвы и Московской области, чтобы выяснить, будут ли в их организации проводиться новогодние мероприятия. Две трети респондентов ответили, что масштабного праздника не планируется.

26.12.2023 Нужно повесить полку или шкаф на газосиликатную стену: 3 лайфхака
«Тёплый», негорючий, звукоизолирующий, лёгкий в работе: не стройматериал, а мечта. В этом мы были уверены 12 лет назад, делая ремонт в совершенно «убитой» хрущёвке. Газосиликатом — речь о нём

26.12.2023 Как с минимальным бюджетом сделать «парящий» стол на кухне. Личный опыт
«Парящая» столешница на маленькой кухне — способ сэкономить пространство и деньги.

Оборудование кухни при ограниченном бюджете — квест не для слабонервных, но наша семья прошла его с честью. Особых дизайнерских изысков у нас нет, за исключением од

20.12.2023 Нужны ли лонгриды?
Спор о необходимости/ненужности длинных материалов ведется давно и далек от разрешения.

29.11.2023 PR-специалист Пархоменко рассказал о хитростях компаний в «Черную пятницу»
В большинстве случаев «Черная пятница» — это просто маркетинговый ход, благодаря которому удается продать больше товаров, чем в обычные дни, рассказал в интервью журналисту МК в Питере» генеральный директор коммуникационного агентства Идеи&Решения Се

27.11.2023 57,7 % работающих на удалёнке мам: сложно сочетать карьеру и детей
Однако только 20,8 % готовы отказаться от работы/ PR-агентство Идеи&Решения опросило мам с детьми от двух до 12 лет, имеющих частичную или полную занятость в режиме удалёнки. Цель опроса — выявить препятствия в сочетании работы на дому и материнства.

17.11.2023 Эффективность коммуникаций и роль PR Value в них
AVE (Advertising Value Equivalent), или EAV, рекламный эквивалент, или PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила.

10.11.2023 Зрители «Чебурашки» в полтора раза чаще в восторге, чем аудитория «Барби»
PR-агентство «Идеи&Решения» опросило россиян, смотревших нашумевшие в 2023 году фильмы «Чебурашка» и «Барби». Высоко оценили отечественную картину 53,8% зрителей, американскую — 31,8%.

31.10.2023 Чем плох и хорош AVE?
AVE — Advertising Value Equivalent, он же EAV и PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила. Как и у всякого инструмента, у AVE есть свои ограничения и достоинства.

25.10.2023 85 % маркетологов считают свою профессию лучшей в мире
25 октября в России отмечают День маркетолога. Согласно опросу, проведённому PR-агентством Идеи&Решения, 85 % специалистов в области маркетинга считают свою профессию лучшей в мире.

24.10.2023 Применялся бы закон о маркировке рекламы в 1961 году — и мы бы не знали о корабле «Восток» Юрия Гагарина
Управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко заявил сегодня о необходимости уточнения понятия рекламы при распространении материалов в СМИ.

28.09.2023 С 1 сентября в зоне риска быть оштрафованным на сотни тысяч находится каждый публичный бизнес
Изменения в законе «О рекламе» давно обсуждаются, но есть нюанс, который слабо освещён. 12 сентября PR-агентство Идеи&Решения провело мероприятие, посвящённое отчётности об интернет-рекламе.

23.08.2023 Мастерам автосервисов доверяют на порядок больше, чем автоблогерам
Опрос 500 автовладельцев показал, что 23,6 % опрошенных прислушиваются к советам специалистов станций техобслуживания, а к рекомендациям блогеров — 2,2 %. Эксперты при этом отмечают, что роль профессионалов на других рынках снизилась. Кроме того, кон

17.08.2023 Как быстро забывают IKEA?
Рейтинги*, ежегодно составляемые PR-агентством Идеи&Решения, позволили оценить скорость исчезновения коммуникативных инструментов IKEA из памяти российского потребителя.


Все новости Идеи&Решения
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск