31.08.2022

Насовсем или ещё вернутся? Российский бизнес оценивает уход иностранных компаний

 (Идеи&Решения)

Доля российских стройматериалов должна дойти до 95 % менее чем за 10 лет — такую цель поставил президент России В.В. Путин перед отраслью на июньском заседании президиума Госсовета.

Однако на сегодняшний день по некоторым позициям зависимость отечественного рынка от привозного сырья, станочного парка и оснастки доходит до 100 %, а в целом, по данным майского совместного исследования Национального объединения производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) и Аналитического центра промышленности и строительных материалов (СМПРО), примерно половина всех видов стройматериалов в России на ¾ критически зависит от импортного оборудования. Реально ли импортозаместить к 2030 году весь данный массив и какова обстановка с этим сегодня? Разберёмся на примере наиболее востребованных в индустрии продуктов с заметной долей импорта из стран, поддерживающих санкционную политику.

Теплоизоляция
После прошлогоднего перегрева, когда стоимость утеплителей по ряду позиций увеличилась в два раза и более (при росте спроса до 16%), российский рынок теплоизоляционных материалов продолжает лихорадить. Теперь — из-за геополитического кризиса и санкционного давления.

Причина — в глубокой зависимости базы рынка (минераловатного утеплителя, доля которого достигает в РФ 70 %) от импорта. В уже упоминавшемся исследовании НОПСМ и СМПРО глубина этого процесса оценивается в 70 % по производственному оборудованию, в 100 % по ряду категорий сырья, вроде кокса, смол, силикона и т. д. В данном сегменте наиболее высоко и присутствие зарубежных компаний — около трети, и все они происходят из "проблемных" для России стран.

Приведёт ли это к существенным проблемам в строительной отрасли? Нет, считают эксперты, но при условии
переформатирования рынка теплоизоляции в пользу полимерных утеплителей, 95 % производителей которых являются российскими компаниями и работают полностью на отечественном сырье.

«Дело в том, что сегодня производство такой изоляции полностью российское. От сырья до запатентованных технологий и оборудования полностью собственной разработки, — говорит Антон Кияев, специалист по утеплению компании «ТЕПОФОЛ», ведущего в стране поставщика теплоизоляции и разработчика энергоэффективных технических решений для комплексного утепления различных объектов. — Мы на 100 % не зависим от импорта, при этом полимерные материалы позволяют (при той же теплоэффективности, что и минвата) упростить и ускорить строительные работы до двух раз — благодаря замковой технологии. Кроме того, полиэтиленовый утеплитель даёт возможность не использовать мембраны, производство которых критически зависит от поставок из-за рубежа сырья и оборудования. Кстати, и цена на теплоизоляцию из вспененного полиэтилена практически не меняется уже несколько лет и вряд ли серьёзно изменится в будущем. При этом качество не уступает зарубежным аналогам».

Фасады
На первый взгляд, рынок навесных фасадных систем (НФС) кажется стабильным и даже растёт на 3–5 % в год — к началу 2022-го, по данным аналитического отчёта компании «ПКР», на долю НФС приходилась практически половина (49%) всех фасадов (против 43 % в 2019-м). Невысока доля и импорта в этом сегменте — 95 % производителей российские. Однако при более внимательном рассмотрении очевидны «узкие места», которые грозят возможным дефицитом в ближайшей перспективе.

Например, популярную фасадную клинкерную плитку закупали за рубежом практически полностью (97 % импортировалось), на 85 % — завозные саморезы и фасадный крепёж, на 80 % — клеи и герметики (по данным исследования). То есть и этот сегмент достаточно сложно назвать полностью импортозамещённым. Однако и здесь есть возможность для манёвра — благодаря смещению доли НФС, зависимых от импорта, в пользу вариантов полностью российского происхождения. Хотя это и требует обновления подходов к архитектурным задачам и проектированию, что уже сегодня и происходит по наблюдениям участников рынка.

«На нас, ведущего игрока в своём сегменте строительной отрасли России, международные санкции повлияли как нельзя лучше, — считает Александр Савельев, генеральный директор компании «АФК Лидер», которая специализируется на производстве алюминиевых панелей и декоративных элементов фасада из алюминиевых сплавов. — Они нас фактически не затронули как отечественного производителя и открыли новые ниши сбыта. Например, технологии алюминиевых НФС по долговечности не уступают тем же керамогранитным фасадам, а по эстетическим возможностям и удобству работы качественно их превосходят при сопоставимых ценах. При этом наше производство не зависит от импорта: на нём используются только качественные отечественные алюминиевые сплавы (АД31, 6060, 6063), краски и другие компоненты, что гарантирует стабильность работы в нынешней экономической ситуации».

Керамогранит и керамическая плитка
Примерно четверть рынка керамогранита и плитки до 2022 года занимал импорт из европейских стран, в том числе из Испании и Италии. При этом по керамограниту доля завозной продукции превышала половину. Большая часть таких материалов предназначалась для высококлассного жилья, где потребность в зарубежной продукции в отделочных работах ещё недавно достигала 70 %.

В настоящее время ситуация изменилась: востребованность отечественных продуктов резко возросла. Сегодня в жилье комфорт-класса их доля достигает 80 %, а более 60 % застройщиков не испытывают проблем, связанных с импортозамещением. Но это не значит, что трудностей нет: до сих пор существует 100%-ная зависимость производителей от зарубежного оборудования для производства керамогранита. Также высока потребность в сырье и расходных материалах. Впрочем, российские производители не считают эту зависимость фатальной и дают достаточно уверенный положительный прогноз на ближайшую перспективу. Хотя и отмечают относительный рост цен из-за перехода на отечественное сырьё и усложнения логистических цепочек.

«Поставки продукции от производства за последние месяцы не приостанавливались, — комментирует начальник отдела управления продуктом ведущего российского бренда керамогранита нового поколения KERRANOVA Евгения Ларюшина. — Более того, вышла свежая линейка “Вдохновение рядом”, включающая восемь новых коллекций. При этом мы перешли полностью на более высококачественное, хотя и более дорогое российское сырьё. И ещё увеличили тем самым технические характеристики продукта. В результате продукция сегодня не уступает импортным аналогам и даже превосходит их — по геометрии плиты, устойчивости к загрязнениям у светлых и лаппатированных артикулов, а также по визуальным и тактильным эффектам, позволяющим с высокой точностью воспроизводить текстуры и фактуры природных материалов, таких как камень и дерево ценных сортов».

Электроустановочные изделия

По оценке ряда экспертов, доли импортного и российского электротехнического оборудования примерно равны. Другие считают, что объём отечественной электроустановочной продукции доходит до 80 %. Впрочем, цифры лукавы: крайне трудно оценить долю ввозных компонентов в каждом изделии, тем более что часть местных брендов имеет заводы за рубежом.

Сегодня большая часть — 83 % — импорта приходится на низковольтную аппаратуру, востребованную в строительной отрасли. И хотя импортируется она не только из Европы, возникли логистические и транзакционные сложности при реализации поставок. Кроме того, трудности появились и во внутрироссийском производственном сегменте: иностранные компании, вроде Schneider Electric и ABB, имеющие заводы у нас, сворачивают деятельность в связи с санкционным давлением.

Поэтому отечественные производители, развивающие производство полного цикла внутри страны, ощущают геополитический кризис скорее как возможность, нежели как проблему.

«Когда компания уходит с такого ёмкого рынка, как российский, — считает Татьяна Шебаниц, руководитель отдела «Розница» IEK GROUP, одной из ведущих электротехнических компаний России, — особенно в данных обстоятельствах, очевидно, что процесс возвращения вряд ли будет лёгким, в том числе из-за репутационных потерь.

С другой стороны, мы готовы занять освобождающиеся ниши благодаря тому, что стратегически уже 20 лет развивали производство внутри России: сейчас работают три завода, собственное КБ и уникальный испытательный стенд. Это позволяет наполнять рынок продукцией, не уступающей ушедшим брендам. Кроме того, мы активно сотрудничаем со многими зарубежными производителями, поставляя для российского сегмента достойную альтернативу европейским решениям. Например, мы вывели новую дизайнерскую серию электроустановочных изделий BRITE, которая включает smart-технологии и в перспективе будет встраиваться в архитектуру умного дома. По широте ассортимента она не уступает европейским аналогам, а в части поставок, оплаты и логистики сейчас является более доступным вариантом».

Говорить, что с импортозамещением в строительстве всё хорошо, безусловно, преждевременно. Однако уже сейчас понятно, что после первого мартовского шока рынок не просто оправился, но и получил новый импульс: российским компаниям предоставлено огромное поле для развития, в том числе собственных технологий, которые часто не только не уступают западным, но и превосходят их.
Новость предоставлена на ELport.ru - бизнес-портал (Москва) компанией Идеи&Решения.



Ещё новости от Идеи&Решения

10.09.2024 «Инстаграм»*: всё или нет?
Доля людей, узнающих о новых строительных материалах из упомянутой в заголовке социальной сети, снизилась с 18 % в 2021 году до 2,6 % в 2024-м.

28.08.2024 Агентство Идеи&Решения раскрыло данные исследования сарафанного радио на строительном рынке
Исследование* PR-агентства Идеи&Решения показало, что сарафанное радио — канал коммуникаций № 1 на строительном рынке. 79,4 % частных потребителей узнают о новых строительных материалах и инженерных системах из «уст в уста». Среди профессиональных ст

08.08.2024 ТВ проигрывает маркетплейсам даже в брендинге Топ-10 каналов строительно-инженерных коммуникаций от PR-агентства Идеи&Решения
PR-агентство Идеи&Решения обнародовало результаты ежегодного исследования «Маркетинговые коммуникации 360º» на рынке строительства и инженерии.

28.02.2024 Около 60 % российских блогеров не маркируют рекламу
Специалист коммуникационного агентства Идеи&Решения Анастасия Володина поделилась опытом сотрудничества с блогерами

08.02.2024 Бренды продуктов хорошо знакомы четырем из пяти россиян
Маркетинговое агентство Идеи&Решения опубликовало данные о знании брендов в 63 товарных категориях

29.12.2023 Есть ли смысл в мероприятиях для СМИ?
Кратко — есть! И вот почему

27.12.2023 62 % организаций Московского региона отказались от выездов на новогодний корпоратив
PR-агентство Идеи&Решения опросило 150 жителей Москвы и Московской области, чтобы выяснить, будут ли в их организации проводиться новогодние мероприятия. Две трети респондентов ответили, что масштабного праздника не планируется.

26.12.2023 Нужно повесить полку или шкаф на газосиликатную стену: 3 лайфхака
«Тёплый», негорючий, звукоизолирующий, лёгкий в работе: не стройматериал, а мечта. В этом мы были уверены 12 лет назад, делая ремонт в совершенно «убитой» хрущёвке. Газосиликатом — речь о нём

26.12.2023 Как с минимальным бюджетом сделать «парящий» стол на кухне. Личный опыт
«Парящая» столешница на маленькой кухне — способ сэкономить пространство и деньги.

Оборудование кухни при ограниченном бюджете — квест не для слабонервных, но наша семья прошла его с честью. Особых дизайнерских изысков у нас нет, за исключением од

20.12.2023 Нужны ли лонгриды?
Спор о необходимости/ненужности длинных материалов ведется давно и далек от разрешения.

29.11.2023 PR-специалист Пархоменко рассказал о хитростях компаний в «Черную пятницу»
В большинстве случаев «Черная пятница» — это просто маркетинговый ход, благодаря которому удается продать больше товаров, чем в обычные дни, рассказал в интервью журналисту МК в Питере» генеральный директор коммуникационного агентства Идеи&Решения Се

27.11.2023 57,7 % работающих на удалёнке мам: сложно сочетать карьеру и детей
Однако только 20,8 % готовы отказаться от работы/ PR-агентство Идеи&Решения опросило мам с детьми от двух до 12 лет, имеющих частичную или полную занятость в режиме удалёнки. Цель опроса — выявить препятствия в сочетании работы на дому и материнства.

17.11.2023 Эффективность коммуникаций и роль PR Value в них
AVE (Advertising Value Equivalent), или EAV, рекламный эквивалент, или PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила.

10.11.2023 Зрители «Чебурашки» в полтора раза чаще в восторге, чем аудитория «Барби»
PR-агентство «Идеи&Решения» опросило россиян, смотревших нашумевшие в 2023 году фильмы «Чебурашка» и «Барби». Высоко оценили отечественную картину 53,8% зрителей, американскую — 31,8%.

31.10.2023 Чем плох и хорош AVE?
AVE — Advertising Value Equivalent, он же EAV и PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила. Как и у всякого инструмента, у AVE есть свои ограничения и достоинства.

25.10.2023 85 % маркетологов считают свою профессию лучшей в мире
25 октября в России отмечают День маркетолога. Согласно опросу, проведённому PR-агентством Идеи&Решения, 85 % специалистов в области маркетинга считают свою профессию лучшей в мире.

24.10.2023 Применялся бы закон о маркировке рекламы в 1961 году — и мы бы не знали о корабле «Восток» Юрия Гагарина
Управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко заявил сегодня о необходимости уточнения понятия рекламы при распространении материалов в СМИ.

28.09.2023 С 1 сентября в зоне риска быть оштрафованным на сотни тысяч находится каждый публичный бизнес
Изменения в законе «О рекламе» давно обсуждаются, но есть нюанс, который слабо освещён. 12 сентября PR-агентство Идеи&Решения провело мероприятие, посвящённое отчётности об интернет-рекламе.

23.08.2023 Мастерам автосервисов доверяют на порядок больше, чем автоблогерам
Опрос 500 автовладельцев показал, что 23,6 % опрошенных прислушиваются к советам специалистов станций техобслуживания, а к рекомендациям блогеров — 2,2 %. Эксперты при этом отмечают, что роль профессионалов на других рынках снизилась. Кроме того, кон

17.08.2023 Как быстро забывают IKEA?
Рейтинги*, ежегодно составляемые PR-агентством Идеи&Решения, позволили оценить скорость исчезновения коммуникативных инструментов IKEA из памяти российского потребителя.


Все новости Идеи&Решения
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск