30.09.2022

Динамика цен строительных материалов: куда идёт рынок

 (Идеи&Решения)
Если ещё год назад российский строительный рынок активно рос вместе с мировым и в согласии с глобальными трендами, то с февраля 2022-го всё кардинально изменилось: активность строительных компаний снизилась более чем на 20 %. Подорожавшие было в 2020–2021 годах сталь и дерево отыграли назад до 40 % из-за давления санкций и изменения экспортной конъюнктуры, а целые кластеры в сегменте отделочных материалов замерли в ожидании импортозамещения.

Что же, по мнению непосредственных участников процесса — российских и иностранных производителей стройматериалов, влияет на динамику цен?



Почему устойчив «медвежий» тренд?

В 2021 году произошёл резкий подъём цен на целые группы материалов: сталь, древесину, цемент, строительную химию. Многим казалось, что так будет если не всегда, то в горизонте нескольких лет. Например, при росте производства у российских металлургических гигантов в среднем на 10 % их выручка поднялась более чем в 1,5 раза за счёт выросшего заграничного (в основном европейского) постпандемийного спроса и ажиотажного повышения стоимости. Если бы, как планировалось, такая востребованность сохранилась в этом году, внутрироссийские цены на строительный прокат вряд ли бы снизились.

Однако из-за санкций резкое фактическое прекращение экспорта по привычным маршрутам высвободило уже в апреле около 4 млн т проката. И внутренние цены незамедлительно упали, в среднем на 30 % по разным сортаментам. Это практически сразу отозвалось на всех цепочках потребителей и переработчиков.
«С начала года самой резонансной темой были скачки стоимости металла. Об этом много говорили, но по факту цены стали ниже, чем в прошлом году, — отмечает Максим Лопатин, коммерческий директор «Металл Профиль», ведущего в России производителя кровельных и фасадных систем. — Это отражается и на готовых продуктах: если сравнивать, например, по базовому плоскому прокату 0,45 мм толщины в покрытии полиэстер (сегодня самый популярный металл с полимерным покрытием в стране), то его минимальная цена в прошлом году была 110 тыс. руб. за тонну, а максимальная — 165 тыс. В 2022-м максимальная — 123 тыс., минимальная — 90 тыс. (в Московском регионе)».

Эксперт отмечает, что из-за возникающих по причине санкций перекосов в поставках комплектующих материалов произошло переформатирование рынка: так, весеннее нарушение поступления изоцианурата, основного компонента для сердечников ПИР- и ПУР-сэндвич-панелей, способствовало снижению популярности этих продуктов и повысило спрос на минераловатные варианты панелей. Следовательно, они подешевели, поскольку их производство сегодня локализовано практически на 100 % и не испытывает давления курсовых и логистических проблем.

Ценовой парадокс дефицита

Следуя классической модели, недостаток предложения при высоком спросе ведёт к росту цен. В начале года это полностью оправдалось в случае позиций, связанных со значительной долей высокотехнологичного импорта. Среди «пострадавших» — продукция с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнические изделия, которые очень востребованы в массовом строительстве.

Однако сегодня «бычий» тренд и здесь уступает «медвежьему». Парадоксально, но при сохраняющемся дефиците (импортёры электронных компонентов официально сократили поставки на 50–60 % относительно прошлого года) выпуск сложных изделий и цены на них выросли незначительно или даже слегка снизились. Профильные потребители объясняют смену тренда несколькими причинами.

«Начиная с периода пандемии COVID-19, мы столкнулись с дефицитом продукции, содержащей чипы, что стало следствием недостатка полупроводниковых материалов на мировом рынке, который продолжается и сейчас, — поясняет Степашин Владислав, руководитель отдела закупок ООО «ЭНЕРДЖИ ЛОДЖИСТИКС», входящей в состав IEK GROUP — одной из ведущих электротехнических компаний России. — Однако в 2020-21 годах цены имели тенденцию к росту в силу значительного роста сырьевых котировок, причем повышение цен составило в среднем 5-15% по различным группам товаров. А уже с конца мая 2022 года наблюдается ощутимое падение цен на сырье — до 25% на наши основные материалы (медь, сталь, алюминий, пластик), поэтому в июле нам удалось снизить цены по ряду групп на 7-10%».

Отдельно представитель компании отмечает изменившиеся логистические условия: если раньше в абсолютном приоритете был морской путь доставки компонентов из Юго-Восточной Азии, то в настоящий момент растёт доля прямого железнодорожного сообщения с Китаем. Диверсификация транспортных путей, включая и морские направления, также становится «якорем», стабилизирующим тенденции к повышению цен на рынке электротехнической продукции.

Где остался «бычий» тренд?

Ещё в конце 2021 года в эмоциональном интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер по строительству Марат Хуснуллин обвинил некоторых монополистов, добывающих исходное строительное сырьё, в картельном сговоре: «Песок с чего должен подорожать в два раза? Или щебень с чего должен подорожать? Это чисто картельный сговор, это монополия. Вот с этим мы будем бороться с привлечением правоохранительных органов. Официально говорю: я дал поручение по всем регионам собрать информацию, где у кого кирпич подорожал необоснованно на 30 %. Кирпич из глины производится — глина же не подорожала в земле. Или цемент с чего у нас в стране на 30 % подорожал?».

Эмоции понятны: от цены той же глины прямо зависит принципиальная для массового строительства стоимость санфаянса и керамических отделочных материалов, которые тоже подорожали в ряде случаев до 40 %. Однако ситуация с повышением и сохранением высоких цен в этом году не так проста и объясняется не столько сговором, сколько значительным удорожанием и дефицитом техники, оборудования и оснастки, доля импорта которых в данных отраслях доходит до 90 %. В дополнение ко всему можно отметить серьёзное сокращение ввоза, в том числе белой глины (каолина), которая раньше поступала из «проблемных» сегодня регионов, а сейчас стала практически полностью российской. При этом действующих месторождений в стране не так много, а разработка новых требует времени, значительных инвестиций и перестройки транспортных маршрутов.

«Сегодня мы перешли полностью на российское сырьёе, — отмечает Евгения Ларюшина, специалист бренда KERRANOVA, ведущего российского производителя керамогранита нового поколения. — На поставках это никак не отразилось — производство отгружает все по плану, причем замена сырья позволила сделать качество продукта еще выше. В целом, все идет в том же темпе, что и в прошлом году. Более того, удалось разработать и выпустить дизайнерскую линейку керамогранита «Вдохновение рядом», в которую вошло 8 новых коллекций с инновационными технологиями достижения глубины цвета и натуральной фактуры».

Иностранные производители строительных материалов, у которых в России локализовано производство, отмечают заметное влияние изменившейся логистической конъюнктуры, связанной с усложнением поставок из Европы и ещё не завершившейся переориентацией на внутренних и азиатских поставщиков.

«Стала сложнее логистика и поиск качественных компонентов, сырья, поиск аналогичных позиций на российских и зарубежных рынках, работа над адаптациями формул и прочего, — отмечает Александр Иванов, директор по маркетингу компании MAPEI, производителя строительной химии. — Это, безусловно, давит на внутрироссийские цены, однако, в целом, можно отметить, что общее повышение оказалось не таким высоким, как ожидалось».
Несмотря на нестабильность в стране и мире, результаты прошедших трёх кварталов свидетельствуют о том, что рынок строительных материалов является стабильным и даже развивается.

При этом отмечавшееся в начале года ценовое давление либо остановилось, либо ощутимо снизилось. Вероятно, эта тенденция сохранится и до следующего строительного сезона, если, конечно, не произойдёт что-то, кардинально меняющее экономическую ситуацию.
Новость предоставлена на ELport.ru - бизнес-портал (Москва) компанией Идеи&Решения.



Ещё новости от Идеи&Решения

29.11.2023 PR-специалист Пархоменко рассказал о хитростях компаний в «Черную пятницу»
В большинстве случаев «Черная пятница» — это просто маркетинговый ход, благодаря которому удается продать больше товаров, чем в обычные дни, рассказал в интервью журналисту МК в Питере» генеральный директор коммуникационного агентства Идеи&Решения Се

27.11.2023 57,7 % работающих на удалёнке мам: сложно сочетать карьеру и детей
Однако только 20,8 % готовы отказаться от работы/ PR-агентство Идеи&Решения опросило мам с детьми от двух до 12 лет, имеющих частичную или полную занятость в режиме удалёнки. Цель опроса — выявить препятствия в сочетании работы на дому и материнства.

17.11.2023 Эффективность коммуникаций и роль PR Value в них
AVE (Advertising Value Equivalent), или EAV, рекламный эквивалент, или PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила.

10.11.2023 Зрители «Чебурашки» в полтора раза чаще в восторге, чем аудитория «Барби»
PR-агентство «Идеи&Решения» опросило россиян, смотревших нашумевшие в 2023 году фильмы «Чебурашка» и «Барби». Высоко оценили отечественную картину 53,8% зрителей, американскую — 31,8%.

31.10.2023 Чем плох и хорош AVE?
AVE — Advertising Value Equivalent, он же EAV и PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила. Как и у всякого инструмента, у AVE есть свои ограничения и достоинства.

25.10.2023 85 % маркетологов считают свою профессию лучшей в мире
25 октября в России отмечают День маркетолога. Согласно опросу, проведённому PR-агентством Идеи&Решения, 85 % специалистов в области маркетинга считают свою профессию лучшей в мире.

24.10.2023 Применялся бы закон о маркировке рекламы в 1961 году — и мы бы не знали о корабле «Восток» Юрия Гагарина
Управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко заявил сегодня о необходимости уточнения понятия рекламы при распространении материалов в СМИ.

28.09.2023 С 1 сентября в зоне риска быть оштрафованным на сотни тысяч находится каждый публичный бизнес
Изменения в законе «О рекламе» давно обсуждаются, но есть нюанс, который слабо освещён. 12 сентября PR-агентство Идеи&Решения провело мероприятие, посвящённое отчётности об интернет-рекламе.

23.08.2023 Мастерам автосервисов доверяют на порядок больше, чем автоблогерам
Опрос 500 автовладельцев показал, что 23,6 % опрошенных прислушиваются к советам специалистов станций техобслуживания, а к рекомендациям блогеров — 2,2 %. Эксперты при этом отмечают, что роль профессионалов на других рынках снизилась. Кроме того, кон

17.08.2023 Как быстро забывают IKEA?
Рейтинги*, ежегодно составляемые PR-агентством Идеи&Решения, позволили оценить скорость исчезновения коммуникативных инструментов IKEA из памяти российского потребителя.

25.07.2023 Вести аккаунт в Instagram* — правильно и патриотично. Это возвращает российские инвестиции
60 % российских производителей продолжают вести корпоративный аккаунт в заблокированной сети


12.10.2022 Выбор строительных материалов: как избежать четырёх дорогостоящих ошибок
Тем, кто решился на ремонт дома или квартиры своими силами, придётся стать не только строителем, но и бригадиром, а значит, обходиться без поддержки профессионала.

07.10.2022 Производители советуют брать квартиру без отделки
По данным аналитики агентства «Метриум», число предложений от застройщиков в секторе квартир без отделки в массовых новостройках Москвы увеличилось на 62 % с начала года. Долгий тренд на снижение сменился на рост.

04.10.2022 Рейтинг антиэкономии. На чём нельзя экономить, чтобы не переплатить за стройматериалы
Мы составили рейтинг того, чем приходится пожертвовать, чтобы уменьшить сумму при покупке разных строительных материалов.

30.09.2022 Динамика цен строительных материалов: куда идёт рынок
Если ещё год назад российский строительный рынок активно рос вместе с мировым и в согласии с глобальными трендами, то с февраля 2022-го всё кардинально изменилось: активность строительных компаний снизилась более чем на 20 %.

28.09.2022 Три сценария будущего. Выбираем лучшее из зол для российского бизнеса
Основываясь на последних трендах, мы предложили компаниям-производителям рассмотреть три сценария ближайших событий и дать оценки перспективам, которые лежат в каждом направлении.

28.09.2022 Заборы пора сносить: две трети дачных ограждений не соответствуют СП
Исследование агентства «Идеи и Решения», проведённое в различных подмосковных посёлках, показало, что два из трёх дачных заборов в Московской области имеют следы критического износа.

28.09.2022 Дизайнер советует: 4 тренда кухонного интерьера, которые можно легко реализовать
Чек-лист для ремонта на кухне от архитектора. Что важно реализовать, если вы хотите создать современную кухню

16.09.2022 С 14 сентября на создание проекта магазина потребуется всего 15 минут. Дома и дачи — на очереди
Первый в мире сервис автоматического проектирования зданий на металлокаркасе BOX EXPRESS запущен в России для нужд малого и среднего бизнеса.

31.08.2022 Насовсем или ещё вернутся? Российский бизнес оценивает уход иностранных компаний
Доля российских стройматериалов должна дойти до 95 % менее чем за 10 лет — такую цель поставил президент России В.В. Путин перед отраслью на июньском заседании президиума Госсовета.


Все новости Идеи&Решения
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск