30.09.2022 |
Динамика цен строительных материалов: куда идёт рынок(Идеи&Решения) |
Если ещё год назад российский строительный рынок активно рос вместе с мировым и в согласии с глобальными трендами, то с февраля 2022-го всё кардинально изменилось: активность строительных компаний снизилась более чем на 20 %. Подорожавшие было в 2020–2021 годах сталь и дерево отыграли назад до 40 % из-за давления санкций и изменения экспортной конъюнктуры, а целые кластеры в сегменте отделочных материалов замерли в ожидании импортозамещения.
Что же, по мнению непосредственных участников процесса — российских и иностранных производителей стройматериалов, влияет на динамику цен?Почему устойчив «медвежий» тренд? В 2021 году произошёл резкий подъём цен на целые группы материалов: сталь, древесину, цемент, строительную химию. Многим казалось, что так будет если не всегда, то в горизонте нескольких лет. Например, при росте производства у российских металлургических гигантов в среднем на 10 % их выручка поднялась более чем в 1,5 раза за счёт выросшего заграничного (в основном европейского) постпандемийного спроса и ажиотажного повышения стоимости. Если бы, как планировалось, такая востребованность сохранилась в этом году, внутрироссийские цены на строительный прокат вряд ли бы снизились. Однако из-за санкций резкое фактическое прекращение экспорта по привычным маршрутам высвободило уже в апреле около 4 млн т проката. И внутренние цены незамедлительно упали, в среднем на 30 % по разным сортаментам. Это практически сразу отозвалось на всех цепочках потребителей и переработчиков. «С начала года самой резонансной темой были скачки стоимости металла. Об этом много говорили, но по факту цены стали ниже, чем в прошлом году, — отмечает Максим Лопатин, коммерческий директор «Металл Профиль», ведущего в России производителя кровельных и фасадных систем. — Это отражается и на готовых продуктах: если сравнивать, например, по базовому плоскому прокату 0,45 мм толщины в покрытии полиэстер (сегодня самый популярный металл с полимерным покрытием в стране), то его минимальная цена в прошлом году была 110 тыс. руб. за тонну, а максимальная — 165 тыс. В 2022-м максимальная — 123 тыс., минимальная — 90 тыс. (в Московском регионе)». Эксперт отмечает, что из-за возникающих по причине санкций перекосов в поставках комплектующих материалов произошло переформатирование рынка: так, весеннее нарушение поступления изоцианурата, основного компонента для сердечников ПИР- и ПУР-сэндвич-панелей, способствовало снижению популярности этих продуктов и повысило спрос на минераловатные варианты панелей. Следовательно, они подешевели, поскольку их производство сегодня локализовано практически на 100 % и не испытывает давления курсовых и логистических проблем. Ценовой парадокс дефицита Следуя классической модели, недостаток предложения при высоком спросе ведёт к росту цен. В начале года это полностью оправдалось в случае позиций, связанных со значительной долей высокотехнологичного импорта. Среди «пострадавших» — продукция с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнические изделия, которые очень востребованы в массовом строительстве. Однако сегодня «бычий» тренд и здесь уступает «медвежьему». Парадоксально, но при сохраняющемся дефиците (импортёры электронных компонентов официально сократили поставки на 50–60 % относительно прошлого года) выпуск сложных изделий и цены на них выросли незначительно или даже слегка снизились. Профильные потребители объясняют смену тренда несколькими причинами. «Начиная с периода пандемии COVID-19, мы столкнулись с дефицитом продукции, содержащей чипы, что стало следствием недостатка полупроводниковых материалов на мировом рынке, который продолжается и сейчас, — поясняет Степашин Владислав, руководитель отдела закупок ООО «ЭНЕРДЖИ ЛОДЖИСТИКС», входящей в состав IEK GROUP — одной из ведущих электротехнических компаний России. — Однако в 2020-21 годах цены имели тенденцию к росту в силу значительного роста сырьевых котировок, причем повышение цен составило в среднем 5-15% по различным группам товаров. А уже с конца мая 2022 года наблюдается ощутимое падение цен на сырье — до 25% на наши основные материалы (медь, сталь, алюминий, пластик), поэтому в июле нам удалось снизить цены по ряду групп на 7-10%». Отдельно представитель компании отмечает изменившиеся логистические условия: если раньше в абсолютном приоритете был морской путь доставки компонентов из Юго-Восточной Азии, то в настоящий момент растёт доля прямого железнодорожного сообщения с Китаем. Диверсификация транспортных путей, включая и морские направления, также становится «якорем», стабилизирующим тенденции к повышению цен на рынке электротехнической продукции. Где остался «бычий» тренд? Ещё в конце 2021 года в эмоциональном интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер по строительству Марат Хуснуллин обвинил некоторых монополистов, добывающих исходное строительное сырьё, в картельном сговоре: «Песок с чего должен подорожать в два раза? Или щебень с чего должен подорожать? Это чисто картельный сговор, это монополия. Вот с этим мы будем бороться с привлечением правоохранительных органов. Официально говорю: я дал поручение по всем регионам собрать информацию, где у кого кирпич подорожал необоснованно на 30 %. Кирпич из глины производится — глина же не подорожала в земле. Или цемент с чего у нас в стране на 30 % подорожал?». Эмоции понятны: от цены той же глины прямо зависит принципиальная для массового строительства стоимость санфаянса и керамических отделочных материалов, которые тоже подорожали в ряде случаев до 40 %. Однако ситуация с повышением и сохранением высоких цен в этом году не так проста и объясняется не столько сговором, сколько значительным удорожанием и дефицитом техники, оборудования и оснастки, доля импорта которых в данных отраслях доходит до 90 %. В дополнение ко всему можно отметить серьёзное сокращение ввоза, в том числе белой глины (каолина), которая раньше поступала из «проблемных» сегодня регионов, а сейчас стала практически полностью российской. При этом действующих месторождений в стране не так много, а разработка новых требует времени, значительных инвестиций и перестройки транспортных маршрутов. «Сегодня мы перешли полностью на российское сырьёе, — отмечает Евгения Ларюшина, специалист бренда KERRANOVA, ведущего российского производителя керамогранита нового поколения. — На поставках это никак не отразилось — производство отгружает все по плану, причем замена сырья позволила сделать качество продукта еще выше. В целом, все идет в том же темпе, что и в прошлом году. Более того, удалось разработать и выпустить дизайнерскую линейку керамогранита «Вдохновение рядом», в которую вошло 8 новых коллекций с инновационными технологиями достижения глубины цвета и натуральной фактуры». Иностранные производители строительных материалов, у которых в России локализовано производство, отмечают заметное влияние изменившейся логистической конъюнктуры, связанной с усложнением поставок из Европы и ещё не завершившейся переориентацией на внутренних и азиатских поставщиков. «Стала сложнее логистика и поиск качественных компонентов, сырья, поиск аналогичных позиций на российских и зарубежных рынках, работа над адаптациями формул и прочего, — отмечает Александр Иванов, директор по маркетингу компании MAPEI, производителя строительной химии. — Это, безусловно, давит на внутрироссийские цены, однако, в целом, можно отметить, что общее повышение оказалось не таким высоким, как ожидалось». Несмотря на нестабильность в стране и мире, результаты прошедших трёх кварталов свидетельствуют о том, что рынок строительных материалов является стабильным и даже развивается. При этом отмечавшееся в начале года ценовое давление либо остановилось, либо ощутимо снизилось. Вероятно, эта тенденция сохранится и до следующего строительного сезона, если, конечно, не произойдёт что-то, кардинально меняющее экономическую ситуацию. |
Ещё новости от Идеи&Решения
Все новости Идеи&Решения
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.12.10.2022 | Выбор строительных материалов: как избежать четырёх дорогостоящих ошибок |
![]() |
Тем, кто решился на ремонт дома или квартиры своими силами, придётся стать не только строителем, но и бригадиром, а значит, обходиться без поддержки профессионала. |
07.10.2022 | Производители советуют брать квартиру без отделки |
По данным аналитики агентства «Метриум», число предложений от застройщиков в секторе квартир без отделки в массовых новостройках Москвы увеличилось на 62 % с начала года. Долгий тренд на снижение сменился на рост. | |
04.10.2022 | Рейтинг антиэкономии. На чём нельзя экономить, чтобы не переплатить за стройматериалы |
Мы составили рейтинг того, чем приходится пожертвовать, чтобы уменьшить сумму при покупке разных строительных материалов. | |
30.09.2022 | Динамика цен строительных материалов: куда идёт рынок |
Если ещё год назад российский строительный рынок активно рос вместе с мировым и в согласии с глобальными трендами, то с февраля 2022-го всё кардинально изменилось: активность строительных компаний снизилась более чем на 20 %. | |
28.09.2022 | Три сценария будущего. Выбираем лучшее из зол для российского бизнеса |
Основываясь на последних трендах, мы предложили компаниям-производителям рассмотреть три сценария ближайших событий и дать оценки перспективам, которые лежат в каждом направлении. | |
28.09.2022 | Заборы пора сносить: две трети дачных ограждений не соответствуют СП |
Исследование агентства «Идеи и Решения», проведённое в различных подмосковных посёлках, показало, что два из трёх дачных заборов в Московской области имеют следы критического износа. | |
28.09.2022 | Дизайнер советует: 4 тренда кухонного интерьера, которые можно легко реализовать |
![]() |
Чек-лист для ремонта на кухне от архитектора. Что важно реализовать, если вы хотите создать современную кухню |
16.09.2022 | С 14 сентября на создание проекта магазина потребуется всего 15 минут. Дома и дачи — на очереди |
Первый в мире сервис автоматического проектирования зданий на металлокаркасе BOX EXPRESS запущен в России для нужд малого и среднего бизнеса. | |
31.08.2022 | Насовсем или ещё вернутся? Российский бизнес оценивает уход иностранных компаний |
Доля российских стройматериалов должна дойти до 95 % менее чем за 10 лет — такую цель поставил президент России В.В. Путин перед отраслью на июньском заседании президиума Госсовета. | |
26.05.2022 | Как запрет привычных соцсетей может стать толчком для продвижения |
Бурный рост соцсетей и сетевых медиа (около 10 % в год в целом по миру) в России прекратился буквально в один день — 24 февраля 2022 года. | |
25.05.2022 | Известность — не данность: почему SMM продолжает работать даже в закрытых соцсетях? |
![]() |
Сокращение аудитории до 20 %, снижение охватов до 40 % — уже в первую неделю после «бана» зарубежных соцсетей в России их маркетинговые возможности катастрофически упали. |
18.04.2022 | Был орнитологом — стал филологом: можно ли получить профессию после онлайн-курсов? |
![]() |
По сообщению газеты «Коммерсантъ», 400 млн человек по всему миру в ближайшие десять лет будут вынуждены менять квалификацию, их рабочие места займут программы и роботы. |
30.03.2022 | Итоги 2021 года: спрос на автомобили с пробегом, контроль потребителями цен и репутации брендов |
![]() |
PR-агентство Идеи&Решения провело ежегодное исследование каналов коммуникации на авторынке. |
17.03.2022 | Агрегатор «Авто.ру» стал лидером рейтинга мобильных приложений на рынке автомобильных товаров |
![]() |
В конце 2021 года PR-агентство Идеи&Решения провело опрос 964 потребителей рынка автомобильных товаров. |
22.12.2021 | Агрегатор «Едадил» стал лидером рейтинга мобильных приложений на рынке продовольственных товаров |
![]() |
В октябре 2021 года PR-агентство Идеи&Решения провело опрос 472 потребителей рынка продовольственных товаров. |
21.12.2021 | Новая реальность: как пандемия повлияла на каналы коммуникации продовольственного рынка |
![]() |
По данным статистических исследований, жители городов-миллионников во время пандемии стали в 2,5 раза чаще прислушиваться к советам блогеров при выборе продуктов питания. |
21.12.2021 | Всё больше россиян узнаёт о новых продуктах питания через интернет |
Управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко рассказал «Газете.ру» о том, что всё больше россиян узнаёт о новых продуктах питания через интернет-каналы коммуникации: социальные сети, рассылки, e-commerce и рекламу у блогеров. | |
12.11.2021 | Исследование в области продуктов питания: TikTok-блогер догоняет своих коллег с YouTube |
![]() |
В октябре 2021 году PR-агентство Идеи&Решения провело опрос конечных потребителей рынка продовольственных товаров. |
11.11.2021 | Исследование: топ-20 СМИ на рынке продовольственных товаров |
![]() |
В октябре 2021 году PR-агентство Идеи&Решения провело опрос конечных потребителей рынка продовольственных товаров. |
14.10.2021 | Устно-народный маркетинг: покупатели строительных материалов при выборе доверяют рекомендациям |
![]() |
PR-агентство Идеи&Решения в августе 2021 года провело исследование коммуникаций на рынке строительных и инженерных товаров. |
Все новости Идеи&Решения
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.