30.09.2022 |
Динамика цен строительных материалов: куда идёт рынок(Идеи&Решения) |
Если ещё год назад российский строительный рынок активно рос вместе с мировым и в согласии с глобальными трендами, то с февраля 2022-го всё кардинально изменилось: активность строительных компаний снизилась более чем на 20 %. Подорожавшие было в 2020–2021 годах сталь и дерево отыграли назад до 40 % из-за давления санкций и изменения экспортной конъюнктуры, а целые кластеры в сегменте отделочных материалов замерли в ожидании импортозамещения.
Что же, по мнению непосредственных участников процесса — российских и иностранных производителей стройматериалов, влияет на динамику цен?Почему устойчив «медвежий» тренд? В 2021 году произошёл резкий подъём цен на целые группы материалов: сталь, древесину, цемент, строительную химию. Многим казалось, что так будет если не всегда, то в горизонте нескольких лет. Например, при росте производства у российских металлургических гигантов в среднем на 10 % их выручка поднялась более чем в 1,5 раза за счёт выросшего заграничного (в основном европейского) постпандемийного спроса и ажиотажного повышения стоимости. Если бы, как планировалось, такая востребованность сохранилась в этом году, внутрироссийские цены на строительный прокат вряд ли бы снизились. Однако из-за санкций резкое фактическое прекращение экспорта по привычным маршрутам высвободило уже в апреле около 4 млн т проката. И внутренние цены незамедлительно упали, в среднем на 30 % по разным сортаментам. Это практически сразу отозвалось на всех цепочках потребителей и переработчиков. «С начала года самой резонансной темой были скачки стоимости металла. Об этом много говорили, но по факту цены стали ниже, чем в прошлом году, — отмечает Максим Лопатин, коммерческий директор «Металл Профиль», ведущего в России производителя кровельных и фасадных систем. — Это отражается и на готовых продуктах: если сравнивать, например, по базовому плоскому прокату 0,45 мм толщины в покрытии полиэстер (сегодня самый популярный металл с полимерным покрытием в стране), то его минимальная цена в прошлом году была 110 тыс. руб. за тонну, а максимальная — 165 тыс. В 2022-м максимальная — 123 тыс., минимальная — 90 тыс. (в Московском регионе)». Эксперт отмечает, что из-за возникающих по причине санкций перекосов в поставках комплектующих материалов произошло переформатирование рынка: так, весеннее нарушение поступления изоцианурата, основного компонента для сердечников ПИР- и ПУР-сэндвич-панелей, способствовало снижению популярности этих продуктов и повысило спрос на минераловатные варианты панелей. Следовательно, они подешевели, поскольку их производство сегодня локализовано практически на 100 % и не испытывает давления курсовых и логистических проблем. Ценовой парадокс дефицита Следуя классической модели, недостаток предложения при высоком спросе ведёт к росту цен. В начале года это полностью оправдалось в случае позиций, связанных со значительной долей высокотехнологичного импорта. Среди «пострадавших» — продукция с высокой добавленной стоимостью, в том числе электротехнические изделия, которые очень востребованы в массовом строительстве. Однако сегодня «бычий» тренд и здесь уступает «медвежьему». Парадоксально, но при сохраняющемся дефиците (импортёры электронных компонентов официально сократили поставки на 50–60 % относительно прошлого года) выпуск сложных изделий и цены на них выросли незначительно или даже слегка снизились. Профильные потребители объясняют смену тренда несколькими причинами. «Начиная с периода пандемии COVID-19, мы столкнулись с дефицитом продукции, содержащей чипы, что стало следствием недостатка полупроводниковых материалов на мировом рынке, который продолжается и сейчас, — поясняет Степашин Владислав, руководитель отдела закупок ООО «ЭНЕРДЖИ ЛОДЖИСТИКС», входящей в состав IEK GROUP — одной из ведущих электротехнических компаний России. — Однако в 2020-21 годах цены имели тенденцию к росту в силу значительного роста сырьевых котировок, причем повышение цен составило в среднем 5-15% по различным группам товаров. А уже с конца мая 2022 года наблюдается ощутимое падение цен на сырье — до 25% на наши основные материалы (медь, сталь, алюминий, пластик), поэтому в июле нам удалось снизить цены по ряду групп на 7-10%». Отдельно представитель компании отмечает изменившиеся логистические условия: если раньше в абсолютном приоритете был морской путь доставки компонентов из Юго-Восточной Азии, то в настоящий момент растёт доля прямого железнодорожного сообщения с Китаем. Диверсификация транспортных путей, включая и морские направления, также становится «якорем», стабилизирующим тенденции к повышению цен на рынке электротехнической продукции. Где остался «бычий» тренд? Ещё в конце 2021 года в эмоциональном интервью телеканалу «Россия 24» вице-премьер по строительству Марат Хуснуллин обвинил некоторых монополистов, добывающих исходное строительное сырьё, в картельном сговоре: «Песок с чего должен подорожать в два раза? Или щебень с чего должен подорожать? Это чисто картельный сговор, это монополия. Вот с этим мы будем бороться с привлечением правоохранительных органов. Официально говорю: я дал поручение по всем регионам собрать информацию, где у кого кирпич подорожал необоснованно на 30 %. Кирпич из глины производится — глина же не подорожала в земле. Или цемент с чего у нас в стране на 30 % подорожал?». Эмоции понятны: от цены той же глины прямо зависит принципиальная для массового строительства стоимость санфаянса и керамических отделочных материалов, которые тоже подорожали в ряде случаев до 40 %. Однако ситуация с повышением и сохранением высоких цен в этом году не так проста и объясняется не столько сговором, сколько значительным удорожанием и дефицитом техники, оборудования и оснастки, доля импорта которых в данных отраслях доходит до 90 %. В дополнение ко всему можно отметить серьёзное сокращение ввоза, в том числе белой глины (каолина), которая раньше поступала из «проблемных» сегодня регионов, а сейчас стала практически полностью российской. При этом действующих месторождений в стране не так много, а разработка новых требует времени, значительных инвестиций и перестройки транспортных маршрутов. «Сегодня мы перешли полностью на российское сырьёе, — отмечает Евгения Ларюшина, специалист бренда KERRANOVA, ведущего российского производителя керамогранита нового поколения. — На поставках это никак не отразилось — производство отгружает все по плану, причем замена сырья позволила сделать качество продукта еще выше. В целом, все идет в том же темпе, что и в прошлом году. Более того, удалось разработать и выпустить дизайнерскую линейку керамогранита «Вдохновение рядом», в которую вошло 8 новых коллекций с инновационными технологиями достижения глубины цвета и натуральной фактуры». Иностранные производители строительных материалов, у которых в России локализовано производство, отмечают заметное влияние изменившейся логистической конъюнктуры, связанной с усложнением поставок из Европы и ещё не завершившейся переориентацией на внутренних и азиатских поставщиков. «Стала сложнее логистика и поиск качественных компонентов, сырья, поиск аналогичных позиций на российских и зарубежных рынках, работа над адаптациями формул и прочего, — отмечает Александр Иванов, директор по маркетингу компании MAPEI, производителя строительной химии. — Это, безусловно, давит на внутрироссийские цены, однако, в целом, можно отметить, что общее повышение оказалось не таким высоким, как ожидалось». Несмотря на нестабильность в стране и мире, результаты прошедших трёх кварталов свидетельствуют о том, что рынок строительных материалов является стабильным и даже развивается. При этом отмечавшееся в начале года ценовое давление либо остановилось, либо ощутимо снизилось. Вероятно, эта тенденция сохранится и до следующего строительного сезона, если, конечно, не произойдёт что-то, кардинально меняющее экономическую ситуацию. |
Ещё новости от Идеи&Решения
Все новости Идеи&Решения
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.10.09.2024 | «Инстаграм»*: всё или нет? |
Доля людей, узнающих о новых строительных материалах из упомянутой в заголовке социальной сети, снизилась с 18 % в 2021 году до 2,6 % в 2024-м. | |
28.08.2024 | Агентство Идеи&Решения раскрыло данные исследования сарафанного радио на строительном рынке |
Исследование* PR-агентства Идеи&Решения показало, что сарафанное радио — канал коммуникаций № 1 на строительном рынке. 79,4 % частных потребителей узнают о новых строительных материалах и инженерных системах из «уст в уста». Среди профессиональных ст | |
08.08.2024 | ТВ проигрывает маркетплейсам даже в брендинге Топ-10 каналов строительно-инженерных коммуникаций от PR-агентства Идеи&Решения |
PR-агентство Идеи&Решения обнародовало результаты ежегодного исследования «Маркетинговые коммуникации 360º» на рынке строительства и инженерии. | |
28.02.2024 | Около 60 % российских блогеров не маркируют рекламу |
Специалист коммуникационного агентства Идеи&Решения Анастасия Володина поделилась опытом сотрудничества с блогерами |
|
08.02.2024 | Бренды продуктов хорошо знакомы четырем из пяти россиян |
Маркетинговое агентство Идеи&Решения опубликовало данные о знании брендов в 63 товарных категориях | |
29.12.2023 | Есть ли смысл в мероприятиях для СМИ? |
Кратко — есть! И вот почему | |
27.12.2023 | 62 % организаций Московского региона отказались от выездов на новогодний корпоратив |
PR-агентство Идеи&Решения опросило 150 жителей Москвы и Московской области, чтобы выяснить, будут ли в их организации проводиться новогодние мероприятия. Две трети респондентов ответили, что масштабного праздника не планируется. | |
26.12.2023 | Нужно повесить полку или шкаф на газосиликатную стену: 3 лайфхака |
«Тёплый», негорючий, звукоизолирующий, лёгкий в работе: не стройматериал, а мечта. В этом мы были уверены 12 лет назад, делая ремонт в совершенно «убитой» хрущёвке. Газосиликатом — речь о нём | |
26.12.2023 | Как с минимальным бюджетом сделать «парящий» стол на кухне. Личный опыт |
«Парящая» столешница на маленькой кухне — способ сэкономить пространство и деньги. Оборудование кухни при ограниченном бюджете — квест не для слабонервных, но наша семья прошла его с честью. Особых дизайнерских изысков у нас нет, за исключением од |
|
20.12.2023 | Нужны ли лонгриды? |
Спор о необходимости/ненужности длинных материалов ведется давно и далек от разрешения. | |
29.11.2023 | PR-специалист Пархоменко рассказал о хитростях компаний в «Черную пятницу» |
В большинстве случаев «Черная пятница» — это просто маркетинговый ход, благодаря которому удается продать больше товаров, чем в обычные дни, рассказал в интервью журналисту МК в Питере» генеральный директор коммуникационного агентства Идеи&Решения Се | |
27.11.2023 | 57,7 % работающих на удалёнке мам: сложно сочетать карьеру и детей |
Однако только 20,8 % готовы отказаться от работы/ PR-агентство Идеи&Решения опросило мам с детьми от двух до 12 лет, имеющих частичную или полную занятость в режиме удалёнки. Цель опроса — выявить препятствия в сочетании работы на дому и материнства. | |
17.11.2023 | Эффективность коммуникаций и роль PR Value в них |
AVE (Advertising Value Equivalent), или EAV, рекламный эквивалент, или PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила. | |
10.11.2023 | Зрители «Чебурашки» в полтора раза чаще в восторге, чем аудитория «Барби» |
PR-агентство «Идеи&Решения» опросило россиян, смотревших нашумевшие в 2023 году фильмы «Чебурашка» и «Барби». Высоко оценили отечественную картину 53,8% зрителей, американскую — 31,8%. | |
31.10.2023 | Чем плох и хорош AVE? |
AVE — Advertising Value Equivalent, он же EAV и PR Value, — способ оценить эффективность PR, используя потенциальные или реальные затраты на рекламу в СМИ в качестве мерила. Как и у всякого инструмента, у AVE есть свои ограничения и достоинства. | |
25.10.2023 | 85 % маркетологов считают свою профессию лучшей в мире |
25 октября в России отмечают День маркетолога. Согласно опросу, проведённому PR-агентством Идеи&Решения, 85 % специалистов в области маркетинга считают свою профессию лучшей в мире. | |
24.10.2023 | Применялся бы закон о маркировке рекламы в 1961 году — и мы бы не знали о корабле «Восток» Юрия Гагарина |
Управляющий партнёр агентства Идеи&Решения Сергей Пархоменко заявил сегодня о необходимости уточнения понятия рекламы при распространении материалов в СМИ. | |
28.09.2023 | С 1 сентября в зоне риска быть оштрафованным на сотни тысяч находится каждый публичный бизнес |
Изменения в законе «О рекламе» давно обсуждаются, но есть нюанс, который слабо освещён. 12 сентября PR-агентство Идеи&Решения провело мероприятие, посвящённое отчётности об интернет-рекламе. | |
23.08.2023 | Мастерам автосервисов доверяют на порядок больше, чем автоблогерам |
Опрос 500 автовладельцев показал, что 23,6 % опрошенных прислушиваются к советам специалистов станций техобслуживания, а к рекомендациям блогеров — 2,2 %. Эксперты при этом отмечают, что роль профессионалов на других рынках снизилась. Кроме того, кон | |
17.08.2023 | Как быстро забывают IKEA? |
Рейтинги*, ежегодно составляемые PR-агентством Идеи&Решения, позволили оценить скорость исчезновения коммуникативных инструментов IKEA из памяти российского потребителя. | |
Все новости Идеи&Решения
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.