Использование метода кейс-стади при преподавании маркетинговых дисциплин |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата размещения: 02 марта 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метод кейс-стади – это интерактивная технология для краткосрочного обучения студентов, на основе реальных или вымышленных бизнес-ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Использование этого метода необходимо потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом-теоретиком (российская система высшего образования может с легкостью обеспечить высокий уровень теоретических знаний), но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая кейсы в учебные курсы. Исторически метод конкретных ситуаций (кейс-стади) возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США) как своеобразное переложение утвердившейся к тому времени технологии подготовки юристов на подготовку менеджеров. Главной особенностью метода было изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из юридической или деловой практики. Особый упор делался на самостоятельную работу студентов, в процессе которой просматривалась и анализировалось большое количество практического материала. Цель метода кейс-стади – научить студентов, как индивидуально, так и в составе группы: - анализировать информацию, - сортировать ее для решения заданной бизнес-задачи, - выявлять ключевые проблемы, - генерировать альтернативные пути решения и оценивать их, - выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Студенты во время работы над конкретным случаем находятся в центре процесса решения определенной проблемы. Как правило, группы разбиваются на более мелкие и более активные рабочие подгруппы, состоящие из 4 - 6 человек. В этих малых группах изучают материалы данного случая и разрабатывают предложения для решения проблемы, которые потом обсуждаются всей группой. Технология кейс-метода включает несколько этапов и последовательных действий (таблица 1): Таблица 1. Ход работы по методу изучения конкретного случая
Кейсы могут быть самыми различными по объему и содержанию. Это зависит от целей обучения, уровня знаний студентов, а также от того, какую помощь надо оказывать, и какую информацию необходимо предоставлять студентам во время процесса принятия решения. Существует целый ряд классификаций кейсов, так, по виду предоставляемой информации различают четыре варианта, которые представлены в таблице 2. Таблица 2. Варианты метода изучения конкретного случая
Case-Study-Method (кейс без формулирования проблемы): Этот вариант отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информационного материала, которым могут пользоваться участники. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений. Case-Problem-Method (кейс с заданной проблемой): При этом варианте в ходе описания кейса явно формулируются и проблемы. Таким образом остается больше времени на разработку вариантов решения и подробное обсуждение решений. Case-Incident-Method (прикладные упражнения): Этот вариант отличается тем, что в центре внимания находится процесс получения информации. По этой причине кейс часто изображается не в полном объеме (фрагментарно). Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения. Stated-Problem-Method (кейс с принятым решением): Характерной чертой этого варианта является предоставление готовых решений и их обоснований. Задача студентов заключается, в первую очередь, в ознакомлении со структурой процесса принятия решений на практике, в критической оценке принятых решений и по возможности в разработке альтернативных решений. Большинство кейсов состоит только из нескольких страниц текста. Речь идет о так называемых «вербальных кейсах» (verbal cases), которые дают студентам и преподавателям информацию о реальных хозяйственных и общественных ситуациях. Ситуация обычно описывается таким образом, чтобы студенты могли принять решение. Несмотря на то, что большинство разработанных кейсов можно охарактеризовать как вербальные, они тем не менее могут содержать информацию не только в виде письменного текста. Хорошо оформленные кейсы включают таблицы, диаграммы, фотографии, рисунки, карикатуры и т.д. С помощью звукозаписей, фильмов и видеозаписей изучение ситуации может быть оформлено таким образом, что ее описание приобретает характер прямой передачи с места событий, так как лица, участвующие в процессе принятия решения, показываются в фильме или в видеозаписи – это так называемые видеокейсы. Для того чтобы учебный процесс на основе case – технологий был эффективным, необходимы два условия: определенная методика использования кейса в учебном процессе и, конечно, хороший кейс. Основные варианты получения кейса, то есть конкретной проблемной ситуации, перечислены ниже: · Первый вариант состоит в том, что за основу берется история, а чаще всего фрагмент жизни реальной компании, информация о которой получена автором ситуации непосредственно в ходе исследовательского или консалтингового проекта, или целенаправленного сбора информации. В России использование в значимых масштабах подобных первичных источников информации до сих пор сдерживается вследствие гораздо большей закрытости отечественного бизнеса (особенно в отношении финансовой информации), менее активного участия преподавателей в консультационной практике по сравнению с их иностранными коллегами. · Второй вариант — использование вторичных источников, прежде всего информации, "рассыпанной" в средствах массовой информации, специализированных журналах и изданиях, информационных вестниках и буклетах, распространяемых на выставках, презентациях и т.д. Рассматриваемый способ менее трудоемок, поскольку приходится иметь дело с уже собранной и, по-своему, систематизированной информацией. Поэтому при отсутствии возможности получить данные из первоисточника публикации таких российских периодических деловых журналов, как "Эксперт", "Секрет фирмы", "Компания", "Искусство управления", национальных ежедневных газет "КоммерсантЪ", "Ведомости", необходимо рассматривать как стратегический и к тому же бесплатный ресурс в технологии ситуационного обучения. · Третий, наименее распространенный, вариант — описание вымышленной ситуации. К числу основных недостатков такого подхода следует отнести максимальную отстраненность от реального бизнеса, проблем реальной компании. А это противоречит самой сути метода конкретных ситуаций. · В качестве четвертого варианта стоит назвать «случайное» получение кейса от коллег, на семинарах и т.д. Автор провел опрос преподавателей с целью выяснения основных проблем, с которыми они сталкиваются при внедрении метода кейсов в учебный процесс. Анализ полученных результатов показал, что в основном в качестве проблем называют сложности с подбором подходящего кейса и недостаток методических разработок по использованию метода кейсов при обучении конкретным дисциплинам. Для решения данных вопросов в Международном институте финансов, управления и бизнеса (МИФУБ) Тюменского государственного университета была специально создана Лаборатория по разработке междисциплинарных case-study, в задачи которой входит в том числе: · организационная и методическая помощь преподавателям, внедряющим и/или использующим метод обучения Case-study; · обеспечение научных исследований и учебного процесса, связанных с использованием Case-study; · повышение квалификации преподавателей путем их обучения методам использования Case-study в образовательном процессе; · организация и оказание методической помощи в разработке кейсов преподавателями МИФУБ; · создание учебных пособий по использованию методов Case-study, создание учебно-методических комплексов на базе результатов теоретических и прикладных исследований. В число заслуг Лаборатории можно отнести то, что здесь создаются уникальные видеокейсы по заказу преподавателей ТюмГУ и по собственной инициативе. Так, в 2009 году созданы и используется в учебном процессе кейсы «Текучка на шоколадной фабрике» и «Танцевальный марафон». Кейсы имеют достаточно универсальный характер и могут быть применены при преподавании дисциплин «Маркетинг», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Психология делового общения» и др. При этом работа по подготовке видеокейсов поставлена на постоянную основу. В заключение необходимо отметить, что инновационный процесс в образовании невозможен без интеграции практики, образования и науки. Кейсовый метод позволяет использовать теоретические знания, овладеть методологией и ускорить усвоение практического опыта. Он несет в себе большие возможности и должен найти широкое применение. Шумилова Юлия Александровна, к.э.н., зав. кафедрой экономики МИФУБ Литература: 1. Зобов А.М. Метод изучения ситуаций (case-study) в образовании: его история и применение // Интернет-ресурс: http://www.elitarium.ru 2. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. // Интернет-ресурс: http://www.marketing.cfin.ru/read/m21/ 3. Камински Х. Дидактико-методические основы преподавания экономики. Изучение конкретного случая (case-study) // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. – 1998. - №2. 4. Парамонова Т.Н. Маркетинг: активные методы обучения / Т.Н. Парамонова, А.о. Блинов, Е.Н. Шереметьева, Г.В. Погодина. – М.: КНОРУС, 2009. |
Похожие статьи
Программа «АЛТИУС – Управление строительством» включена в программу обучения «Сибирского Государственного Университета Путей Сообщения» |
С февраля 2010 года в «Сибирском Государственном Университете Путей Сообщения» («СГУПС») в программу занятий будут включены практические аспекты управленческого учёта, д ... Читать полностью |
Инновации. Продуктовые инновации, маркетинговые и иные виды инноваций | |
Инновация - это трудно, научно, умопомрачительно...
Вы, наверняка, уже много раз слышали это слово "Инновация". Вы даже смутно подозреваете, что такое "инновация ... Читать полностью |
Выясняем, что мешает развитию системы продаж |
Думаю, многим знакома такая ситуация в бизнесе, когда вроде все нормально, наработанная годами клиентская база существует и приносит периодически заказы, но конверсия в сделки не такая, как хотелос ... Читать полностью |
Замена ламп накаливания на люминесцентные |
Наименование рассматриваемого метода (технологии):
Замена ламп накаливания на люминесцентные
1. Краткое описание предлагаемого метода (технологии) повышения энергоэффективности, его новизна и инфор ... Читать полностью |
«Партнёрские ценности и привилегии»: как не ошибиться в выборе производителя оконных систем |
Оконные компании, которые только-только выходят на рынок, планируют смену поставщика или расширение ассортимента, часто сомневаются – какого производителя профиля выбрать? Небольшие компании ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.