Антикризисник о наболевшем

Статья от компании Бюро управленческого консультирования
Дата размещения: 14 апреля 2014
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Cтaниcлaв Пoпoв, управляющий партнер "Бюро управленческого консультирования", член Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению

Понятия об антикризисном управлении

Как ни странно, но подавляющее большинство предпринимателей и менеджеров связывают это понятие с арбитражным управлением, которое часто является рейдерским инструментарием: «пришел-увидел-распродал», оставив после себя пепел.

Кто-то считает антикризисным управлением прямо противоположные действия: спасение активов предприятия путем вывода из-под кредиторского удара в какое-нибудь убежище – свой левый карман или компанию-оператор, что зачастую одно и то же.

Кто-то полагает, что менеджмент в условиях внешнего кризиса вообще не относится к антикризисному управлению – эти ребята, столкнувшись с первыми сложностями, готовы сразу ликвидировать свой (хорошо, если свой, а то ведь и чужой!) бизнес: это, мол, «форс-мажор» такой.

А есть «эффективные» антикризисники,  умеющие осваивать не на своих предприятиях неслабые финансовые вливания, и не производственного результата ради, а карьерного роста для …

Никогда не дискутирую и не полемизирую с «инакомыслящими» коллегами – каждый имеет право быть правым, в том числе и я, а потому:

Что я понимаю под антикризисным управлением?

Антикризисное управление – это преодоление кризиса, и, на мой взгляд,  не имеют никакого значения ни причины этого кризиса (внешние они или внутренние), ни цели проекта  (спасение активов или самого бизнеса).

Добавлю, что и ликвидация предприятия и прочие вышеприведенные примеры могут быть частями полноценного антикризисного проекта.

Антикризисное управление нацелено на достижение стабильности бизнеса, в целом и предприятия, в частности, а сам антикризисный проект - это элементарное наведение порядка во внутренней и внешней сферах объекта, ибо кризис начинается, как известно, в головах.

Что есть стабильность в моей трактовке?

Из личного опыта полагаю, что стабильность – это такое состояние бизнеса (предприятия), при котором дефицит одного из ресурсов (финансы, персонал, время, технология, инфраструктура, контрагенты) может быть восполнен в течение 5-7 календарных дней временно за счет других ресурсов бизнеса или самого предприятия в периоде не менее года.

Стабильность выполняет роль плацдарма, во-первых, и крепкого тыла, во-вторых.

При этом стабильность - не обязательное и не достаточное условие развития, а желательное. 

Как достигается стабильность?

В первую очередь реанимацией адекватного управления в отношении внутренних или внешних причин, вызвавших кризис.

И второе – иногда с Божьей помощью.

Какие антикризисные мероприятия первоочередные?

«Посвященным» известны первоочередные антикризисные мероприятия: «антикризисное управление? это просто – сокращаем персонал, секвестируем бюджет и отрезаем непрофильное» (классика жанра).

Думаю, даже г-н Пирогов во время обороны Севастополя так не работал (ведь не везде и не всегда гангрена неоперабельна).

У кризиса несколько стадий: от предкризисной до реанимационной, и на каждой из них свои характерные "узкости".

И на каждом предприятии кризис «свой» - в силу особенностей бизнеса, – поэтому часто пожарное применение вышеперечисленных и всем известных мер вместо антикризиса выдает полноценный искусственный кризис, да еще и помноженный на кризис природный, то есть кризис в квадрате.

В итоге – крик: «Ну сделайте же что-нибудь!».

Что делать, когда не знаешь, что делать?:

  • Первое – это диагностика.
  • Второе – планирование.
  • Третье – реализация «напланированного».

Как правило, эти три мероприятия осуществляются одновременно с некоторым временным лагом – методом «набегающей волны».

Какие инструменты и методики я применяю в антикризисных проектах?

Забавный вопрос. Почему забавный?

Отвечаю: если у Вас возникает необходимость посещения дантиста, Вы всегда предварительно интересуетесь брендом плоскогубцев для удаления зубов и возглавляет ли хит-парад сезона его бор-машина?

На мой встречный вопрос: «а какие инструменты знаете Вы?» часто следует уклончивый ответ, оно и понятно – великие от науки не могут договориться о единой терминологии, чего уж говорить о нас - практиках. Справедливости ради замечу, что мы тоже человеки и имеем право на ошибки  - ну, а кто не ошибается - известно.

Далее о методиках … Я могу сказать какие методики применялись в том или ином проекте, лишь когда проект закончен, а набор, так называемого инструментария стал полным - только в этом случае становится ясно до конца «а какова была методика». Для каждого проекта методика своя - персональная и неповторимая.

С моей точки зрения, нездоровый ажиотаж, царящий вокруг «новейшего-новейшего» управленческого инструментария и уникально-продвинутых методик – часто является признаком непрофессионализма и непонимания проблемной сути, как, кстати, и неумение объясняться простым языком, без профессионально-терминологического нагромождения.

Образно говоря, «чем опытнее шаман – тем меньше перьев».

В чем уникальность антикризисного проекта или «узнай, где у него кнопка»

Наглядный пример - известный детский кинофильм, в котором гангстер Урри должен найти кнопку у Электроника …

Организация – не искусственная система, организация – это люди, не зная людей – не следует браться за управление, инструменты и методики при таком подходе только навредят.

Да, в большинстве своем организации похожи, но не подобны – в этом тоже заключается уникальность управления.

Как распознать кризис?

Просто удивительно, как мало изменились люди за последние двадцать лет.

Столько лет тому назад  (да здравствует кризис–1998!) я был командирован на кризисное предприятие. И первое, что я услышал от тамошнего менеджмента, принявшего меня, естественно, «в штыки» : «Дайте нам денег, а дальше мы сами разберемся».

Так и сейчас, я то и дело слышу:

«Нам нужен продажник, чтобы нас содержал, заплатим с доходов» - дословно от одного собственника; 

«Нужен крупный контракт, а про управление я и сам кого-хочешь проконсультирую» - буквально от другого.

Что стало с последними двумя не знаю, а вот первому (в том самом 1998-м) денег не дали – заработали сами, тем же предприятием, но только уже с другим менеджментом.

Действительно удивительно, что в условиях падения платежеспособного спроса немало предприятий судорожно инвестируют остатки оборотных в создание собственных сбытовых сетей, игнорируя первостепенное – создание базовой модели, поддерживающей инвестиции в сбыт на тактическом горизонте (а стратегического сегодня нет) и необходимости антикризисной профилактики.

Еще немного забавного или кто мои клиенты

Вспоминается «Белая гвардия» М.Булгакова, а точнее, главный герой – врач-венеролог. Кажется ни Турбин-старший, ни М.Булгаков не назвали ни одного имени ни одного пациента, принадлежавшего к местному истеблишменту – я думаю, это корректно – респект …

Представьте: на Вашем предприятии кризис – об этом узнают дебиторы (о ужас!), об этом узнают кредиторы (о ужас-ужас!).

Кризис, он заслуживает уважения и конфиденциальности, а потому любит тишину и невозмутимое лицо руководителя.

А Вы бы хотели, чтобы Ваш портрет красовался на доске почетных пациентов проктологического центра?

Полагаю, нет - поэтому в серии следующих публикаций раскрою некоторые частности своих проектов, которые могут применяться самостоятельно и без привлечения специалистов-антикризисников.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Антикризисник-2: Диагностика
  Cтaниcлaв Пoпoв, управляющий партнер "Бюро управленческого консультирования", член Национального Института Сертифицированных Консультантов по Управлению Экскурс в ...
Читать полностью

Какие окна выбрать аллергику
Что значит
В весенне-летний период многие россияне начинают строительство собственного дома. Но мало кто задумывается о необходимости адаптации жилища к нуждам людей, склонных к аллергии, уже на стадии ...
Читать полностью

Корпоративная одежда - тренд современных компаний
CORPORATE CLOTHING/КОРПОРАТИВНАЯ ОДЕЖДА – ТРЕНД СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ! Сегодня самый популярный способ заявить о своей компании, как о современном крупном игроке – это переодеть пер ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск