Юридический бизнес: кто будет флагманом?

Статья от компании Тюменский бизнес-журнал
Дата размещения: 19 октября 2010
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"


Почему в России нет флагманов юридического бизнеса? Зачем корпоративным юристам нужна смелость? На каком языке говорят специалисты по праву?

Об этом и многом другом в интервью Александра Хвощинского, консультанта по праву (Москва), посетившего Тюмень в рамках конференции «Юриспруденция 2010», организованной НП «Западно-Сибирская Правовая Палата» и Союзом юристов ТО.

- Александр, скажите, зачем, а главное – чему, вы будете учить тюменских юристов?

- Будучи студентом 4 курса, я понял, что мы, юристы, говорим на искаженном, непонятном, нечеловеческом языке. Однажды, на лекцию по семейному праву я пригласил свою подругу с другой кафедры. Когда лектор произнес фразу: «Законодатель предъявляет особые требования к фигуре опекуна и попечителя», к моему ужасу, в аудитории раздался звонкий смех только моей подруги.

Остальные 200 человек, испорченные профессиональной терминологией, начали анализировать, кто такой законодатель, что фигура, – это набор каких-то специальных правовых характеристик, а ведь речь шла о телосложении. Они даже не поняли, что эта фраза смешна. Но профессионализм юриста определяется тем, насколько убедительно, кратко, понятно и точно юрист пишет. Высший пилотаж – если юридическое письмо побуждает к действию. Этому и буду учить тюменских юристов.

- Тяжело строить бизнес в юридической сфере?

- Юристам рассматривать свою собственную практику как бизнес сложнее, чем представителям других профессий. Из-за искреннего человеческого желания помочь, юристы недостаточно внимания уделяют собственной бизнес - эффективности. Ситуация усугубляется, когда мы говорим о коллективной юридической бизнес - практике.

Стремление к самостоятельному решению сложных вопросов преобладает над делегированием менее эффективным, но также стремящимся к собственному развитию коллегам. К сожалению, мои выводы имеют объективное подтверждение: кто из нас с вами может назвать настоящих национальных флагманов российского юридического бизнеса?

При наличии колоссального спроса на квалифицированные юридические услуги российский юридический бизнес оказался не в состоянии породить по-настоящему сильные и мощные бизнес - единицы как федерального, так и регионального уровней. Есть и хорошая новость: для любого руководителя-юриста открывается возможность все-таки это сделать.

- Есть мнение, что юридических компаний намного больше, чем компаний, которые нуждаются в их услугах. На ваш взгляд, предложение значительно превышает спрос?

- Емкость рынка юридических услуг определяется несколькими факторами. Во-первых, насколько у бизнеса есть спрос на правовые способы решения своих проблем? В этом смысле рынок юридических услуг России иначе как убогим не назовешь: доля юридических услуг на ВВП страны в разы меньше, чем средний показатель по странам ВТО и в несколько десятков раз меньше, чем аналогичные показатели в развитых западных странах. Низкий спрос на право порождает низкий спрос на юристов.

С другой стороны, если в России много юридических фирм, то, скорее всего, им достаточно клиентов, чтобы поддерживать свое существование. Но отсутствие правильной сегментации делает рынок юридических услуг похожим на оптовый, где собирается множество различного рода палаток, которые торгуют одним и тем же.

Если в конце 90-х никто не верил в то, что можно торговать иначе, то сегодня мы ходим в супер- и гипермаркеты или в магазины шаговой доступности или в ближайший киоск. Юридические услуги так же могут позиционироваться в определенном формате с расчетом на определенного потребителя. Компании должны становиться разными и очень точно понимать, на какого потребителя нацелена их деятельность.

- А что выгоднее, - взять юриста в штат, или пользоваться правовыми услугами на аутсорсинге?

- Встречный вопрос: как лучше покупать медицинские услуги? Если вы правильно понимаете частоту возникновения тех или иных проблем и их природу, то можете правильно понять, каким образом лучше всего удовлетворить потребность в их решении. Часть юридических услуг предприятию абсолютно точно выгодней удовлетворять своими внутренними ресурсами, а другую часть, которая требует глубокой специализации, отдавать на аутсорсинг.

В противном случае, бизнес рискует ровно таким же образом, как рискуете вы, когда к обыкновенному стоматологу обращаетесь за услугами по сложной имплантации. Помочь в этом разобраться руководителю лучше всего сможет его «внутренний» юрист, но не у каждого из них достаточно профессионализма и понимания своего дела для того, чтобы признать это и найти смелость заявить руководителю.

- Чем отличается тюменская юридическая аудитория?

- У меня была возможность общаться с тюменскими коллегами ведущих тюменских юридических фирм и раньше. Мы с ними встречаемся регулярно на мероприятиях, которые проводятся в Тюмени, в частности, с консалтинговой компанией «ПРЭФИШ». Тюменские юристы мало чем отличаются от своих коллег в других регионах. Профессиональные проблемы, клише, стереотипы и предрассудки покупателей наших услуг, примерно одинаковы. Поэтому, если мы и можем говорить о какой-то особенности, то она связана с менталитетом этого региона.

Мне всегда казалось, что тюменские юристы – это люди очень мужественные, решительные и по-настоящему внутренне порядочные. Но, по-моему, тоже можно сказать и про любого тюменца. Меня очень подкупает, что тюменские бизнесмены по-настоящему готовы выделять часть своего времени для посещения различного рода мероприятий: способность что-то отдать всегда характеризует людей, которые будут больше всех получать.

- С какой темой вы хотели бы посетить наш город в следующий раз?

- Я бы предложил коллегам поговорить о вопросах личной и командной эффективности во времени. Юридические услуги – это продажа интеллектуального труда специалиста в течение определенного времени, и время превращается в главный и ключевой профессиональный ресурс. Речь пойдет об индивидуальном и командном тайм - менеджменте. А еще я хотел бы пожелать всем юристам, которые прочитают это интервью, наше традиционное - «Хороших клиентов и хороших гонораров!», а сообществу потребителей – удачи и мудрости в выборе хороших юридических консультантов.

Александра Кошель

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Особенности перевода документов
Отличительной чертой современной действительности, как известно, является глобальный характер деловых процессов. Предприниматели, специалисты, сотрудники государственных и муниципальных органов нер ...
Читать полностью

Как начать свой бизнес
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ...
Читать полностью

Бизнес-план создания строительной компании
Бизнес-планирование помогает просчитать риски и возможности. Обеспечить доходность проекта и избежать ненужных трат. Хорошо, когда есть уже готовый бизнес-план
Бизнес-план строительства 2011-й год стал знаменательным в посткризисное время, интерес к строительной отрасли вернулся в полной мере. Особенно активизировался рынок малоэтажного и индивидуальн ...
Читать полностью

Новая бизнес-идея из Италии... продавать снежки
Кто знает, возможно, этот чужой опыт подвигнет вас на новые смелые идеи и решения?
Итальянцы продают не просто снег. Они продают снежки! Один находчивый житель Неаполя выставил в своем блоге фотографию, на которой лежат на полу обычные снежки из снега и рядом объявление о цен ...
Читать полностью

Инвестирование идеи важнее ее обертки
Многие предприниматели забывают о том, что ценнее денег порой оказываются нематериальные активы, связи, идеи. Под инвестициями понимаются денежные вложения, определенные суммы. Но, при том, что иде ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск