19.08.2021

Асбестовый тормоз: история одной детали

 (SergeyVladimirov)

В мире автозапчастей и автомобилестроения существует несколько «острых» тем, которые по уровню накала страстей могут сравниться с некоторыми вооруженными конфликтами. Одним из таких «полей брани» стало применение асбестовых накладок на тормозные колодки. В Европе они запрещены, в России и странах СНГ разрешены, а весь остальной мир колеблется между двумя полюсами.

История вопроса

Асбестовые накладки на тормозные колодки начали массово производить еще в первой трети XX века на заре автомобилестроения. Их использовали все передовые промышленные экономики периода, и не зря. Асбест – это коммерческое название нескольких видов волокнистых минералов, обладающих уникальным комплексом полезных свойств. Асбестовое волокно выдерживает нагрев до 1 500°С, а его прочность на разрыв составляет до 300 Мпа, что превышает показатели многих марок стали. Для детали, созданной для трения и высоких температур, лучше решения вряд ли можно найти.

Правда, есть нюансы. В конце прошлого столетия большинство европейских стран начали массово отказываться от применения асбеста, а вслед за ними от «горного льна» ушла Япония, а в США его использование существенно ограничили. Причиной поразительного единодушия стала массовая акция, развернувшаяся на страницах газет, на телевидении и даже на уличных демонстрациях. Инспирированная антиасбестовая кампания вылилась в запреты и ограничения – естественно, зарубежные автомобильные концерны отреагировали единственным возможным образом - сняли асбестовые колодки с производства. Удивительно, правда, что в странах СНГ, а также Юго-Восточной Азии этого не произошло. Там что, другой асбест? Как выяснилось – да.

О нашем и зарубежном

В мире существует два вида асбеста – хризотиловый и амфиболовый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо (формула одного из его видов, крокидолита - (Na2Fe32+Fe23+) Si8O22(OH)2). Он выглядит как миниатюрные, около 5мкм, иголки, обладающие высокой летучестью и устойчивостью к кислотам. Последнее очень важно – при попадании амфиболового асбеста в легкие альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики, не смогут растворить волокна. Долгие годы амфиболовые волокна травмируют ткани, что приводит к тяжелым болезням. Хризотиловый асбест добывали на территории СССР.  Он представляет собой гидросиликат магния (3MgO•2SiO2•2H2O) и обладает устойчивостью к щелочам, а в кислоте растворяется. Таким образом, хризотиловое волокно выводится из организма человека за короткий промежуток времени, не нанося ущерба его здоровью. Об этом говорит работа (https://www.researchgate.net/publication/231584812_The_Biopersistence_of_Canadian_Chrysotile_Asbestos_Following_Inhalation) Д.М. Бернштейна «Биоперсистенция волокон хризотила» и труд ученых К.Поланда и Р.Даффина «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок: роль в развитии мезотелиомы». 

Тормоз для экономики

Проснувшись в один прекрасный день, европейцы оказались в неудобном положении. Синтетические аналоги асбеста дороже природного минерала, покупать у СССР, а затем и России продукцию они не хотят, значит… надо просто запретить им добывать их хризотиловый асбест! К счастью, пока это не удалось – до сих пор почти половина планеты использует «горный лен», а наша страна является мировым лидером по его добыче и обработке. Тормозным колодкам же повезло чуть меньше. Поскольку ведущие производители легкового транспорта находятся как раз в странах, принявших запрет асбеста, они наложили негласное «вето» на «горный лен». Сегодня любое упоминание этого минерала в сочетании с техникой ведет к громкому скандалу. Западные производители всеми силами борются против хризотилового асбеста, и потому тормозные колодки на его основе регулярно подвергаются нападкам в медиа, а на уровне рынков – запретам. Поскольку на территории Таможенного союза они разрешены, и российский потребитель может законно пользоваться преимуществами своего положения, «крестовый поход» развернулся в голове обывателя, накачиваемого разнообразными страшилками с единственно коммерческой целью.
Новость предоставлена на ELport.ru - бизнес-портал (Москва) компанией SergeyVladimirov.

Поделитесь этой новостью



Ещё новости от SergeyVladimirov

27.10.2021 Михаил Романов проинспектировал ход ликвидации несанкционированных свалок в Невском районе Санкт-Петербурга
Необходимо ужесточение административной ответственности за организацию и использование несанкционированных свалок.

22.10.2021 Реализация программы энергосбережения позволила ООО «Транснефть – Балтика» сэкономить 15,6 млн рублей
ООО «Транснефть – Балтика» подвело итоги реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 9 месяцев 2021 года.

20.10.2021 Минстрой и нацпроект «Мой частный дом». Из чего строить 60 млн квадратных метров к 2030 году?
Пожалуй, одним из наиболее эффективных решений для строительства своего дома в России являются хризотилцементные строительные материалы. Они обладают уникальным набором полезных свойств, доступны и долговечны.

19.10.2021 Завершилась полная модернизация самой северной ГЭС в России
Высоко оценил значимость начала работы обновленной станции на полную мощность и губернатор Красноярского края Александр Усс, назвавший сегодняшний запуск серьезным историческим событием

19.10.2021 Вызов привычному: какой должна быть современная площадка для сбора отходов в Арктике?
Загрязнение окружающей среды для арктических и северных регионов России особенно губительно. Одна из проблем – отсутствие инфраструктуры и площадок для сбора отходов, отвечающих климатическим и погодным особенностям региона.

08.10.2021 «Мосинжпроект» заинтересован в участии в конкурсе на сооружение подземных коммуникаций в Дубае
«Мосинжпроект» выразил заинтересованность в участии в конкурсе на строительство системы тоннелей для подземных коммуникаций в городе Дубае в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ).

07.10.2021 Компании, которые предпочитают бизнес-тренеры
Руководство DIAZAN с момента создания компании составляло и проводило программы, нацеленные на поощрение инициативных и компетентных работников

06.10.2021 «Мосинжпроект» будет содействовать развитию транспортной инфраструктуры Екатеринбурга
Между Администрацией города Екатеринбурга и инжиниринговым холдингом «Мосинжпроект» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в сфере комплексного развития города с интеграцией мультимодальной транспортной инфраструктуры, сообщил генерал

06.10.2021 «Транснефть – Балтика» получила разрешение на реконструкцию станции, обеспечивающей транспортировку углеводородов в Приморск

ООО «Транснефть – Балтика» получило разрешения Главгосэкспертизы на реконструкцию ГПС «Кириши» и МНПП Кириши – Красный Бор

04.10.2021 На заседании Бюро СоюзМаш озвучены планы на ближайшую перспективу
22 сентября 2021 года под председательством руководителя Союза машиностроителей России, главы Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова с участием президента Лиги содействия оборонным предприятиям Владимира Гутенева состоялось расширенное заседание Бюро

29.09.2021 Новинка сезона 2020–2021 от KAMA TYRES: зимние шипованные KAMA ALGA
Шинный бизнес Группы «Татнефть» KAMA TYRES в конце 2020 года представил новую разработку – шипованные шины KAMA ALGA, предназначенные для эксплуатации в суровых зимних условиях.

28.09.2021 Компания «Интерлизинг» завершила прием заявок на облигации объемом 1,5 млрд рублей
Федеральная лизинговая компания «Интерлизинг» завершила прием заявок от инвесторов на выпуск трехлетних облигаций серии 001Р-02.

28.09.2021 ИИ-решения Hikvision повышают качество и скорость досмотра багажа на транспорте
Представитель Hikvision прокомментировал участие компании в конференции по безопасности

27.09.2021 Новые логистические модели DIAZAN позволяют доставлять грузы в отдаленные регионы за считанные дни
Рынок доставки «сложных грузов» считается одним из наиболее перспективных, но отпугивает перевозчиков завышенными требованиями производителей и получателей.

22.09.2021 На Международном форуме птицеводов «Птицеводство России 2021» выступят специалисты мирового уровня
Международный форум птицеводов «Птицеводство России 2021» пройдет одновременно с выставками «Агропродмаш» и «Золотая осень»

20.09.2021 «Датапакс» расскажет о цифровых решениях MaaS в России
В последние годы наблюдается рост популярности концепции MaaS, поскольку она делает городской транспорт более гибким, удобным, предсказуемым и ориентированным на потребности пассажира.

19.09.2021 Всероссийские премьеры Ростсельмаш в Омской области
В последние годы Ростсельмаш обновил линейку агромашин, которые оборудованы мощными двигателями и электронными системами для отслеживания агромашин, правила их эксплуатации и формировать карты урожайности полей.

16.09.2021 Релиз нового проекта: коллаборация Закрытого клуба «Инвестиции в недвижимость» и цифровой платформы Dombook
Команда Закрытого клуба помогает участникам пройти всю цепочку создания инвестиционного портфеля: от разработки стратегии и подбора высокодоходной недвижимости до оформления сделки и контроля потенциала цены с дальнейшим управлением недвижимости.

15.09.2021 Компания «Интерлизинг» объявляет о начале сотрудничества с «1С»
Прямо в «1С: Бухгалтерия» в блоке «Финансы», пользователь сможет увидеть предложение от компании «Интерлизинг» и в несколько кликов сформировать заявку на лизинг с приложением пакета документов.

07.09.2021 Сбер торжественно запустил музыкальный фонтан на главной площади дальневосточной столицы
Фонтан оснащён видеопроектором и лазерной системой для проецирования изображения на водную гладь.


Все новости SergeyVladimirov
Опубликовать свою новость можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск