Современный аэропорт. К вопросу строительства аэоропортов

Статья от компании Металл Профиль
Дата размещения: 30 июня 2014
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

На сегодняшний день в России регулярное авиасообщение является одним из необходимых факторов развития экономики, особенно в регионах, где сухопутное и водное сообщение затруднено. Недельные ожидания поставок продовольствия и продуктов первой необходимости, пассажирских рейсов негативно сказываются на привлекательности рабочих мест в богатых природными ресурсами районах Крайнего Севера и Сибири.

Да и в развитых экономических центрах бизнесу необходимы авиаперевозки. В свою очередь, развитие индустрии авиаперевозок невозможно без сети современных аэропортов, представляющих собой нечто большее, чем просто выровненную взлётно-посадочную полосу и барак-терминал. Подобных инженерных комплексов с современной инфраструктурой пока в нашей стране очень не хватает.

Россия сегодня серьёзно отстаёт от мировых лидеров по уровню развития рынка авиаперевозок – как пассажирских, так и грузовых. На территорию бывшего СССР приходится не более 4% мирового объёма авиационного трафика, тогда как ещё 20-30 лет назад это было 10%[1]. При этом, несмотря на активное развитие технологий и глобальных коммуникаций, суммарный объём пассажирских перевозок соответствует уровню 1985 года2. Грузовые авиаперевозки находятся в ещё более плачевном состоянии.

В последние годы благодаря повышению благосостояния граждан и вниманию государства к развитию отдалённых регионов ситуация начинает улучшаться[2]. Правда, несмотря на то, что в стране зарегистрировано 119 авиакомпаний, рост сегмента пассажирских перевозок обеспечивают лишь 15 ведущих игроков рынка[3]. Остальные компании, напротив, сокращают объёмы. Но, по прогнозам экспертов, в ближайшее время рынок российских авиаперевозок должен расти опережающими (на фоне других стран) темпами, со скоростью до 8% в год[4].

Очевидно, что уже в обозримом будущем этому рынку будет мало зарегистрированных на сегодняшний день 304 аэродромов гражданской авиации[5], особенно если учесть, что техническое оснащение многих из них не соответствует запросам отрасли. Изменился характер авиаперевозок, а также требования по безопасности груза и пассажиров, старые помещения просто не соответствуют современным законодательным нормам. В связи с этим уже сейчас требуется строительство новых комплексов, позволяющих принимать и обслуживать авиатранспорт на должном уровне.

«С распадом СССР в стране начала разрушаться и транспортная инфраструктура. В наследство современной России досталась достаточно разветвлённая аэропортовая сеть, но со временем она деградировала. На начало января 2012 года осталось 315 аэропортов, а в 1991 году их было 1450. В прошлом году у нас 17 аэропортов прекратили существование, они переведены в разряд посадочных площадок. При этом большинство авиаузлов регионального и местного значения находятся на грани выживания», – рассказывал ещё в 2012 году генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачёв[6].

«Проблем в этой сфере хватает. Это и состояние взлётно-посадочных полос, и инженерно-техническое оснащение аэропортов, и недостаток квалифицированных кадров, и, конечно, обновление авиапарка. На Ямале авиация, пожалуй, самый востребованный вид транспорта. Но на данный момент имеющиеся ресурсы во многом устарели, растут требования к технике, безопасности полётов, качеству обслуживания. Необходимы перемены», – считает губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин[7].

Стоит отметить, что развитие авиасообщения важно не только на уровне страны, но и на уровне взаимодействия между государствами. Россия вполне может стать промежуточным пунктом остановки для пассажиров и грузов, перевозимых из Европы в Азию. Правда, для реализации этих амбициозных планов необходимо создание не просто современных аэропортов, а полноценных логистических комплексов международного уровня.

Понимая необходимость развития инфраструктуры, правительство выделяет всё большие средства на строительство аэродромов. Правда, на данном этапе речь идёт по большей части о развитии так называемой «национальной опорной сети». К примеру, в 2012 году финансирование было направлено в общей сложности на 44 аэропорта, в том числе – несколько крупных строек (Домодедово, новый пассажирский терминал «А» аэропорта Внуково, Шереметьево)[8].

Особенности строительства

Следует отметить, что существующая на сегодняшний день потребность в аэропортах определяет высокие требования к скорости и эффективности их строительства, в частности – к используемым материалам. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера, где сама возможность возведения каких-либо построек определяется продолжительностью летнего периода, а окупаемость строительства существенно зависит от энергоэффективности объектов.

В подобных условиях хорошо себя показали трёхслойные сэндвич-панели (ТСП), позволяющие в кратчайшие сроки возводить здания с высокими теплоизоляционными характеристиками без закладки глубокого фундамента. Правда, к выбору ТСП для эксплуатации в условиях аэропорта, где ограждающим конструкциям построек приходится подвергаться воздействию ветра, солнечного света, агрессивных сред (горюче-смазочных материалов), а порой и экстремально низких или высоких температур, нужно подходить с особой тщательностью.

«На российском рынке очень распространена продукция, не отвечающая современным требованиям по качеству. Предлагается она по относительно более низким ценам, однако параметры могут не соответствовать заявленным, а срок службы зачастую оказывается невелик. Так бывает, если производство панелей осуществляется на устаревших (иногда и просто списанных) линиях эконом-класса, а то и вовсе с использованием ручного труда. Прочность клеевого соединения между облицовками и теплоизоляционным сердечником получается невысокой и неравномерной, а качество варьируется от партии к партии», – комментирует Сергей Якубов, руководитель департамента фасадных систем и ограждающих конструкций Компании Металл Профиль, крупнейшего российского производителя кровельных и фасадных систем в России.

По словам специалиста, в описанных условиях эксплуатации необходимы специализированные решения. Например, облицовки ТСП Industrium производятся из стали с покрытием Colorcoat HPS200 Ultra толщиной 200 мкм. Характеристики (в частности, устойчивость к коррозии) такого покрытия примерно в 2-3 раза превышают аналогичные свойства покрытий на основе ПВДФ. В 2013 году ТСП Industrium прошли испытания и сертификацию в России, их гарантийный срок эксплуатации составляет от 25-30 лет.

Для северных регионов оптимальным решением могут стать ТСП Airpanel с сердечником из пенополиуретана (ППУ). Они не только обладают повышенными теплоизоляционными характеристиками и герметичностью (обеспечиваемой высокой адгезией ППУ к стальным облицовкам, а также использованием замков особой конструкции), но и имеют значительно меньшую массу, что облегчает доставку в труднодоступные районы. Для возведения ограждающих конструкций объектов, к которым предъявляются повышенные требования в части пожарной безопасности, могут использоваться ТСП Airpanel с сердечником из пенополиизоцианурата (ППИ) – модифицированного ППУ, относящегося к группе горючести Г2.

Технические требования

Аэропорт – это не только терминал, но и сопутствующие технические объекты для обслуживания парка авиационной техники, которые также должны соответствовать современным требованиям по энергоэффективности, ведь энергозатраты аэропорта в любом случае отражаются на стоимости перевозок. Кроме того, аэропорт – это отдельная форма бизнеса, скорость окупаемости вложений в который напрямую зависит от экономии потребляемых ресурсов.

Как в зданиях терминалов, так и в ангарах для обслуживания авиационной техники необходимо максимально использовать дневное освещение за счёт применения панорамного остекления или отражающих поверхностей. Это важно не только для сбережения электрической энергии, но и для создания комфортных условий работы персонала. Для управления энергозатратами на освещение в тёмное время суток могут использоваться автоматизированные средства – датчики присутствия, движения или освещённости и разнообразные регуляторы, в том числе управляемые удалённо, в зависимости от текущих потребностей.

Нельзя не упомянуть и о жёстких требованиях по организации бесперебойности электроснабжения. При современных объёмах перевозок и количестве задействованного в диспетчеризации и регулировании пассажиро- и грузопотоков электрооборудования электроснабжение не должно прекращаться ни на секунду. Это требование определяет необходимость использования нескольких независимых каналов подачи электроэнергии, разработки схем резервного питания и защиты цепей.

Вне зависимости от того, какие транспортные потоки обслуживает аэропорт, международные или региональные, он должен иметь удобные помещения для технического осмотра самолетов. А пассажирский терминал должен соответствовать современным требованиям по комфорту и безопасности. В зависимости от климатической зоны, где расположен аэропорт, во внутренних помещениях может потребоваться как отопление, так и холодоснабжение помещений (или даже совместная работа этих систем для выравнивания климата в различных помещениях).

Так что ещё на этапе проектирования необходимо задумываться о путях оптимизации затрат на поддержание комфортной температуры. Не менее серьёзные требования предъявляются и к вентиляции. Установки с рекуперацией тепла позволяют сэкономить на отоплении и охлаждении помещений как в региональных аэропортах, так и в крупных «хабах», обслуживающих миллионы пассажиров и тонн груза в год. Например, подобные решения применяются в новом пассажирском терминале Внуково и позволяют экономить до 8,5% тепловой энергии.

Для оптимизации управления и использования энергоресурсов системы жизнеобеспечения современного аэропорта должны быть интегрированы между собой. Это даёт возможность централизованно управлять, в том числе, и всеми климатическими параметрами, снижая нагрузку на каждую из систем в отдельности. Высокая степень автоматизации, доступная при таком подходе, позволяет значительно снизить нагрузку на обслуживающий персонал и число ошибок, связанных с влиянием человеческого фактора. Отличные результаты даёт и интеграция в общее информационное пространство не только систем жизнеобеспечения, но и систем комплексного обеспечения безопасности. Единый подход позволяет обеспечить более высокий уровень резервирования всех подключённых подсистем.

Как правило, проекты в сфере транспортной инфраструктуры предполагают возможность будущего масштабирования. Возможно, подобный подход не так важен для аэропортов Крайнего Севера, где роста пассажирских и грузовых перевозок в геометрической прогрессии ожидать пока не приходится. Однако это важно для региональных аэропортов, которые по мере децентрализации авиасообщения в России будут обслуживать всё больший поток пассажиров и грузов.

Оставить задел для дальнейшего развития аэропорта позволяет модульный подход к проектированию, подразумевающий разработку некоторых унифицированных решений для частных задач (блоков), взаимодействующих между собой по стандартизированным протоколам.

Уровень развития сети регионального транспортного сообщения неразрывно связан с уровнем экономических связей между городами. Поэтому сегодня для уверенного движения в будущее нашей стране необходимо уделять повышенное внимание строительству современных объектов транспортной инфраструктуры.

Пресс-служба Компании Металл Профиль

[1]      http://www.aviaport.ru/news/2013/04/27/254185.html

[2]      http://bor-ger.ru/articles/rossijskij-rynok-aviaperevozok

[3]      http://www.ato.ru/content/k-voprosu-o-sostoyanii-rynka-aviaperevozok-rossii-v-2012-godu

[4]      http://www.aviaport.ru/news/2013/04/27/254185.html

[5]      http://www.ato.ru/content/k-voprosu-o-sostoyanii-rynka-aviaperevozok-rossii-v-2012-godu

[6]      http://www.rg.ru/2012/04/10/aero.html

[7]      http://uralpolit.ru/news/econom/train/1376885821-kvashnin-cegodnya-my-nakhodimsya-na-nulevom-urovne-razvitiya-maloi-i-regionalnoi-aviatsii

[8]      http://www.rg.ru/2012/04/10/aero.html

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Авиаперевозки из Китая: особенности, преимущества и недостатки
В Китае производится огромное количество самых разных товаров по доступной цене. Торговля китайскими товарами очень популярна среди российских предпринимателей. Ввиду высокой конкуренци ...
Читать полностью

Плюсы российского производителя двухвальных бетоносмесителей
Сомнительным преимуществом двухвальных бетоносмесителей из Китая для бизнеса является его цена. Повсеместно возникают ситуации, когда есть необходимость в двухвальных бетоносмесителях для производс ...
Читать полностью

О порядке признания расходов по вступлению в саморегулируемую организацию для целей исчисления налога на прибыль
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 22 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/608 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о п ...
Читать полностью

Впервые в России времянки для строителей стали энергоэффективнее капитальных домов
В ноябре 2009 года сданы в эксплуатацию 27 коттеджей для временного проживания строителей Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2). Отличительной особенностью поселка стало использование современных энергосбер ...
Читать полностью

Электростанция дома, в офисе и на производстве
Старые подстанции и ветхие линии электропередач, перегруженные огромным (и постоянно растущим) числом потребителей, всe чаще выходят из строя. При грамотном составлении проекта, ещe с нулевого цикл ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск