Инновация как экономическая категория

Дата размещения: 22 августа 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как трансформация потенциального научно-технического эффекта в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях, предполагая при этом обеспечение коммерческой эффективности проектов. Проблематика нововведений на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований эффективности научно-технического прогресса, хотя и вне рыночных подходов.

Термин "инновация" стал активно использоваться в экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.

В литературе насчитывается множество определений понятия "инновации". Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Существует и деление на такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедренияи т.п

Различные ученые, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки,В.Д. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Й. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования. Например, Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание.

Классическим можно считать определение инновации Й. Шумпетера. Непостоянный процесс внедрения новых комбинаций в пяти следующих случаях: введение нового товара, внедрение нового метода производства продукции, открытие нового рынка, завоевание нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал ли он ранее вообще, внедрение новой организационной структуры.

В 30-х годах Шумпетер уже использовал понятие «инновация», подразумевая под ней любые изменения, связанные с использованием новых или усовершенствованных решений в технике, технологии, организации производства, снабжении и т.д. Толковый словарь Коллинза определил инновации как «осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового». Однако такой подход не стал эталонным.

Большое количество работ, посвященных инновациям, не привело к «выкристализации» понятия и появлению хотя бы нескольких ярких теорий, системно объясняющих данное понятие и его роль в развитии экономики и общества [!]. Большинство авторов склоняются к более узкому пониманию инновации, учитывающему чисто научно-технический аспект создания и производства новой продукции. Так, А.Н. Фоломьев [!] пишет: «Инновация – форма проявления научно-технического прогресса, результат творческого интеллектуального труда человека, связанного с обновлением всех сфер деятельности человека»

Одна из системных моделей рассматривает необходимость осуществления нововведений с точки зрения изменения энтропии замкнутых систем. Прибыль от добавочного вложения определенной величины капитала при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капитала. Данный закон, называемый законом убывающей производительности капитала или тенденцией средней нормы прибыли к понижению, является проявлением более общего закона роста энтропии в замкнутой системе.

Смена технологических укладов и внедрение в производство радикально новых технологических принципов обеспечивает внесение в данную производственную систему новой информации, что препятствует нарастанию энтропии, приводя к скачкообразному повышению нормы прибыли капиталов, инвестированных в использование новых технологий. Затем цикл повторяется.

Законодательно закрепленным в России следует считать следующее определение: «инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Различия в подходах к определению понятия «инновации» проявились и на стадии разработки «Концепции инновационной деятельности РФ».

Так, если определение, представленное в проекте Министерства экономики, в общих чертах совпадает с вышеприведенным, то Министерство науки предлагало определить инновацию как «научно-техническое новшество, обладающее пониженными издержками производства либо новыми или улучшенными потребительскими характеристиками».

В научной литературе, кроме того, предпринимались попытки непротиворечивого соединения вышеперечисленных подходов к определению понятия «инновация». В частности, так называемый, «симультантный подход» к определению понятия «инновация» , согласно которому автор предлагает отказаться от попыток поиска единообразного определения понятия «инновации» и при рассмотрении данного понятия. Использование понятия симультантности, то есть «одновременности разновременного», позволяет органично позволяет, по его мнению, соединить различные определения «инновации» адекватно контексту применения.

Симультантный подход к определению целого ряда понятий в современной экономике можно считать фактически сложившимся. Так, например, в разных странах, и даже в рамках одной страны (различные схемы государственной поддержки в США) используются разные критерии для отнесения хозяйствующих субъектов к категории «малое предприятие», тем не менее, при всем разнообразии подходов, в мировой научной литературе существует некий обобщающий термин «субъект малого бизнеса», позволяющий не только понимать, о чем идет речь, но и выявлять характерные особенности функционирования объектов данного класса.

Применительно к понятию инновация в рамках симультантного подхода даются следующие определения:
- инновация в широком смысле (в том числе и в общественной жизни)
- некое позитивное изменение, являющееся результатом целенаправленной деятельности конкретных лиц, коллективов, организаций и т.п.;
- инновация в системе государственной поддержки бизнеса – определение идентично законодательно утвержденному;
- инновация на уровне функционирования относительно обособленных систем (хозяйствующих субъектов, регионов и пр.) – изменение, позволяющее повысить эффективность функционирования системы;
- на уровне личности – результат интеллектуальной деятельности, востребованный обществом (в отличие от научного знания, которое ценно самим фактом своего существования).

В рамках данного исследования будет использовано следующее определение инновации, данное автором:
Инновация - это новшество (продукт, услуги, технология), внедренное с целью получения определенного (экономического, социального и т.п.) эффекта, на основе удовлетворения определенной общественной потребности.

Литература по теме "Инновация"

1. Анисимов Ю.П. Управление бизнесом при развитии инноваций / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, В.Б. Артемен¬ко, Л.В. Прозоровская.– Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2004. – 501 с.
2. Антонец В.А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: учеб. пособие / под ред. К.А. Хомкина. — М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009.-320 с.
3. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций (радикальные и «подрывные» инновации - хайтек-маркетинг): Учебник - М.: ООО фирма «Благовест-В», 2007 г. - 232 с.
4. Быковский, В.В. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие / В.В. Быковский, Л.В. Минько, О.В. Коробова, Е.В. Быковская, Г.М. Золотарева. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 116 с. экз. – ISBN 5-8265-0500-1.
5. Вальтер Ж. Содействие развитию инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Российско-Европейский Центр Экономической Политики (РЕЦЭП). Москва – 2005г, - 67с.
6. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика:учеб. пособие. М.: ЭКСМО, 2008.
7. Влияние инноваций на экономику. Конференция "Технологические биржи России и Запада: как привлечь инвестиции в российские инновации?"22 марта 2011 г. McKinsey&Company
8. Вчерашний Н.П., Попов С.В. Анализ инноваций – ориентир научно-технического развития // Научно-техническая информация. Серия 1. – 1999. - №2. - С. 19-22.
9. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Размещение деятельности http://polbu.ru/gavrilov_reconomy/ch20_i.html
10. Гареев Т.Ф. Трансфер технологий и диффузия инноваций как элементы инновационного процесса http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2005 /issue4/index.html
11. Гурков И. Б. Так ли пышен инновационный расцвет? ЭКО № 8, 2005 С. 17 – 36
12. Иванов М.М., Колупаева С.Р., Кочетова Г.Б. США: управление наукой и нововведениями. - М.: Наука, 1990. - 216 с.
13. Индикаторвы инновационной деятельности: 2009. Статистический сборник. – М.: ГУ–ВШЭ, 2009. – 488 с.
14. Инновационное развитие – основа модернизации экономики России. - М.: ИМЭМО РАН. ГУ-ВШЭ. 2008. - 168 с.
15. Кеннеди Д.С. Как преуспеть в бизнесе, нарушая все правила. Электронный ресурс.
16. Лагута В.С. Создание малого инновационного предприятия – от идеи до готовой продукции. Электронный ресурс
17. Маршалл Маклюэн. Законы медиа. / Перевод М.М.Кузнецова по изданию: Marshall McLuhan. “Laws of Media”, University of Toronto Press, Toronto Buffalo, London, 1988
18. Машегов П.Н. Инновации: многоуровневый институциональный подход. - М.:Машиностроение – 1, 2004. – 330 с.;
19. Мончев Н. Разработки и нововведения. пер с болг. М Прогресс 1978г. 160с
20. Нижегородцев Р.М. Взгляд в зазеркалье: экономические проблемы технологической политики России // Сборник: Шансы российской экономики / Под. ред д.э.н. Осипова Ю.М. - М.: ТЕИС. – 1997. - С. 369-399.
21. Орбачевский Л.С. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ. Электронный ресурс
22. Попов В.Е. Управление инновационными проектами: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.
23. Попова Е. Коммерциализация новаторских технологий / Е. Попова // РИСК. – № 4. – 2005. – с. 53–57.
24. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. – 4-е изд. – М. : РИА «Стандарты и качество», 2006. – 345 с.
25. Роль инноваций в развитии современных технологий // Экономика и управление в зарубежных странах. Информационный Бюллетень. – 2002. – №2.
26. Сооляттэ А.Ю. Бизнес модель - ключ к развитию безнеса на основе инноваций. МЕНЕДЖМЕНТ ИННОВАЦИЙ 01(09)2010. Электронный ресурс
27. Тяпухин А. Теоретические аспекты формирования бизнес-процессов / А. Тяпухин, А. Михайлов // РИСК. – 2007. – № 1. – С. 50–60.
28. Фёдорова О.А. Особенности развития инновационного бизнеса в условиях кризиса / О.А. Фёдо¬рова, Ю.П. Анисимов // Инновационный Вестник Регион. – 2009. – № 4. – С. 44–46.
29. Фоломьев А.Н. Национальная промышленность и научно-техническая политика России, их влияние на решение экологических проблем // Материалы Морозовского проекта "Экологический менеджмент", М.: РАГС, 1995. С. 14-19.
30. Фостер Р. Созидательное разрушение: Почему компании, "построенные навечно", показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. Изд.: Альпина Бизнес Букс, 2005 г., - 378 стр.
31. Чумаченко Б., Лавров К. Некоторые аспекты формирования рыночной инфраструктуры трансферта технологий //Проблемы теории и практики управления №3. – 2003. // http://www.ptpu.ru/issues/3_03/contents.htm
32. Шевченко, И.В. Оценка инновационного потенциала национальной экономики / И.В. Шевченко, Е.Н.
33. Александрова // Финансы и кредит. № 33 (201), ноябрь, 2005.
34. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.- 456 с.
35. Collins National Dictionary - London and Glasgow, 1966.
36. Clayton M., Christensen К. Assessing Your Organization's Innovation Capabilities //Leader to Leader. № 21 Summer 2001
37. Kai A. Simon. Towards a theoretical framework for Business Process Reengineering, 2006
38. Rogers, E.M. Diffusion of innovations (4th ed.). New York: The Free Press, 1995.
39. Role of Science and Technology in Creation Favorable Innovation Climate in Russia. Ministry ofIndustry, Science, and Technology of RF. Background paper. Helsinki Seminar, March 1-2, 2001.
40. http://www.paulgraham.com/ - сайт Пола Грэма.

Михаил Костырев (из магистерской диссертации

ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ПРИ ВЫВОДЕ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ НА РЫНОК), 2011.






Похожие статьи

Инновации. Продуктовые инновации, маркетинговые и иные виды инноваций
Инновация - это трудно, научно, умопомрачительно... Вы, наверняка, уже много раз слышали это слово "Инновация". Вы даже смутно подозреваете, что такое "инновация ...
Читать полностью

Категории пожароопасности помещений
Юридические лица, которые осуществляют хозяйственную либо коммерческую деятельность, отвечают за обеспечение пожарной безопасности на своих объектах. Это распространяется на все организационно- ...
Читать полностью

Шины: Ассортимент
Большинство шин можно разделить на 3 категории. В первую категорию входят мировые бренды: Michelin, Gislaved, Bridgestone, Goodyear, Nokian, и Continental. Вторая и третья категория раз ...
Читать полностью

Рынок отделочных работ Москвы
Рынок отделочных работ Москвы довольно обширен и довольно трудно рассмотреть его целиком, поэтому в этой статье будет рассмотрен рынок уже конечных исполнителей, мастеров, от которых по большому счету ...
Читать полностью

Сравнительные характеристики окрасочных систем различных коррозионных категорий.
Для цинкнаполненных грунтов толщина сухой пленки (DFT), приведенная в этих таблицах, всегда 60 мкм. Согласно примечаниям стандарта, номинальная толщина сухой пленки (NDFT) может быть также 40 мкм и ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск