Дизайн: равенство полов

Статья от компании Tarkett - Москва
Дата размещения: 30 мая 2013
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Практически на всём протяжении истории человечества неравенство полов было настолько саморазумеющимся, освящённым и религией, и бытовой практикой, что мысль о равноправии женщины никому не приходила в голову. Настоящая революция, поставившая наконец всех людей в равные условия, произошла совсем недавно – всего около ста лет назад. И после века «гендерных войн» женщины добились многого, если не всего, по сравнению с мужчинами.

Однако формальное признание «женщина – тоже человек» не слишком повлияло на социальные предубеждения. Есть ли реальные причины для такого отношения и можно ли разрушить гендерные стереотипы? Попробуем разобраться на примере архитектурного и интерьерного дизайна, до недавнего времени безусловной вотчине сильного пола.

Мы такие разные…

Несколько лет назад, сравнивая результаты, полученные при изучении мозга мужчин и женщин, учёные из Университета Калифорнии выяснили, что, при равных способностях (уровне IQ), одна и та же задача решается мужчиной и женщиной одинаково успешно, но совершенно разными способами! Решая поставленную задачу, женский мозг задействует преимущественно лобные доли, ответственные за эмоции, координацию, речь. У сильного пола процесс идёт в центрах, осуществляющих контроль над внешними раздражителями – это зрение, слух и т.д. Поэтому женщины склонны «проговаривать» процесс принятия решения, а мужчины – визуализировать, делать рисунки или схемы, например .

Различно действуют мужчины и женщины и выборе цветов и форм. Для примера: большинство мужчин склонны отдать предпочтение красному, зелёному и фиолетовому цветам, а женщины скорее выберут жёлтый, голубой и пурпурный.  Отчётливо различается и уровень восприятия оттенков. Для мужчин оранжевый трудноотделим от красного, в то время как женщины чётко их разделяют.

То же касается и зелёного (светлые его оттенки сильный пол воспринимает скорее как жёлтый), и синего . Однако, лучше ориентируясь в цветах, женщины проигрывают в решении пространственных задач, для них сложнее абстрагироваться от реальности. Естественно, это не может не накладывать «родовых» черт на стиль дизайна.

«Мужчинам ближе рациональное, – считает Елена Бабиевская, семейный психолог, «Психологический центр на Пятницкой», – женщинам – эмоциональное, так уж они устроены.

Так что мужчинам лучше доверять технические и практичные вещи – выбор техники, планирование электрики, Интернета, выбор паркета или другого материала для пола.

Женщинам, конечно, больше удаются цветовые решения, ткани и драпировки, выбор светильников, сантехники – всё, что красиво, блестит, похоже на одежду и украшения, выбором которых себе к лицу, телу и сочетанию их друг с другом занимается каждая женщина с самого своего рождения».

Однако делают ли эти несомненные различия женщин худшими дизайнерами? Ответ однозначный: нет. Но при этом «женский» дизайн – объективная реальность.

Второй пол

Как только женщин «допустили» в эту исконно мужскую область, они проявили себя не только ярко, но и совершенно по-особому. Например, именно женщина кардинально изменила подход к обустройству истинно «женского» места в любом доме – кухни. И таким образом, какой вряд ли пришёл бы в голову мужчине. Почти век назад, в 1927 году, тридцатилетняя австрийка Грета Лихоцки (в замужестве – Шютте-Лихоцки), уже опытный архитектор, получила обычный заказ из Франкфурта – создать удобную и комфортную зону готовки в крошечных апартаментах дома в стиле набиравшего силу конструктивизма. Грета подошла к задаче с женской скрупулезностью и вниманием к мелочам.

Вооружившись рулеткой и секундомером, она несколько недель исследовала пространство размером… 2 на 3 м. Результаты оказались настолько потрясающими, что «франкфуртская компоновка», где центральное место занимает плита, а пространство от пола до потолка организовано встроенной и навесной мебелью, применяется повсеместно до сих пор и плоды трудов Лихоцки есть практически на каждой городской кухне.

Именно Грета придумала знакомый сегодня всем «осветительный рельс» на потолке – рейл, по которому ездит удобный светильник. Легко вынимающиеся ёмкости для круп, сахара и прочего, встроенные непосредственно в ящики под рабочими поверхностями – тоже её изобретение.

Даже вытяжка над плитой прижилась на наших кухнях с лёгкой руки Шютте-Лихоцки.

Такой вдумчивый подход характерен для прекрасного пола и сегодня. Впрочем, даже решая практические задачи женщины отталкиваются, прежде всего, от эстетической задачи. «Женщины, – говорит Татьяна Кузнецова, директор по маркетингу и развитию бизнеса виниловых напольных покрытий компании Tarkett в России (ведущего производителя напольных покрытий), – даже не профессиональные дизайнеры! – всегда отличаются вниманием к мелочам и весьма прагматичны, однако красота является, пожалуй, главным критерием выбора.

Например, когда мы предлагаем напольное покрытие для кухни из новой линейки Art Vinyl – дизайнерской виниловой плитки, отчетливый интерес у женщин вызывает тот факт, что это покрытие, благодаря модульности и широкой линейке цветов и фактур, позволяет достаточно просто решать практически любые дизайнерские возможности. И только потом отмечают, что материал слегка пружинит и является «тёплым» и нескользким и простым в укладке. Для мужчин, как правило, приоритеты расставляются в обратном порядке».

Вниманием к практической стороне и эстетике знаменита и одна из самых востребованных мебельных дизайнеров современности Патриция Уркиола. Вещи Патриции прежде всего воздействуют на эмоции зрителя, отличаясь при этом удивительной продуманностью деталей и комфортом, часто неожиданным. Например, одна из самых популярных работ Патрисии – кресло Fjord.

Оно ассиметрично и не предполагает «нормального» расположения сидящего. Однако асимметричная поза, как считают физиологи, гораздо более естественна для человека, поэтому кресло оказалось необычайно удобным.

Впрочем, женщины-дизайнеры далеко не всегда занимаются лишь малыми формами. Та же Грета Лихоцки знаменита не только кухнями – перед войной она участвовала в проектировании заводских цехов в Магнитогорске. Но, пожалуй, серьёзнее всех потеснила мужчин в их «исконной» вотчине – высотном градостроительстве – великий архитектор современности Заха Хадид. Она родилась в середине прошлого века в Ираке. Получив образование в Лондоне, мастер живёт и работает там по сей день. Известной Хадид стала в 1997 году, когда она участвовала в проектировании музея Гуггенхейма в Бильбао.

А через год, после участия в строительстве Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати (США), её признали ведущим архитектором наших дней. Между прочим, Заха осуществляла проекты и в России, например – её архитектурному бюро принадлежит реализация одной из частных резиденций в Барвихе.

Креативный пол

Нужно заметить, что в профессиональной среде отношение к разделению на женский и мужской дизайн довольно скептическое. И в основном различия проявляются не столько в качестве работы, сколько в отношении с клиентами.

«Безусловно, – говорит дизайнер Юлия Гамидова, студия «Мирабель», – гендерные отличия существуют, но проявляются они нечасто. Однако заметно, что женщине-дизайнеру проще объяснить женщине-заказчику какие-то вещи. То же относится и к сильному полу. В общем, здесь скорее действуют не объективные причины, а поведенческие стереотипы – мужчина может просто «не услышать» женщину, какие бы правильные и интересные идеи та не предлагала». Интересно, что в семейных парах цвета и материалы выбирают женщины, но ярко выраженных вкусовых пристрастий в наши дни нет, деление идёт скорее не по полу, а по возрасту.

Действительно, сегодня гендерные пристрастия во многом сглаживаются, особенно в урбанистической среде. Город усредняет даже пол, делая основным способом сегрегации возраст. То есть уже неважно, женщина ты или мужчина, определяющим для выбора стиля и художественного решения будет являться то, к какому поколению ты себя относишь. «Мы, – говорит Татьяна Кузнецова (Tarkett), – ориентируемся скорее на мировоззрение, нежели на гендер. Уже упоминавшийся Art Vinyl – типичный продукт для «продвинутого горожанина», креативного класса, вне зависимости от пола. Возможность гибкого подхода к отделке, а также стремление к рациональному устройству жизни – вот отличительные черты наших клиентов».

Война полов, провозглашённая сто лет назад феминистками, похоже, подходит к своему завершению. И триумфаторов в ней нет – торжество гендера в наши дни сменилось торжеством разума и творческого подхода. Можно долго спорить о феминизации мужчин и маскулинизации женщин, но очевидно одно: мир лучше войны, а сотрудничество даёт больше преимуществ, нежели соперничество. Даже если речь идёт о дизайне…

Пресс-служба компании Tarkett

дизайн - равенство полов

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Мужчины-блогеры осваивают fashion, а женщины — авто
PR-агентство Идеи&Решения провело опрос 2 000 респондентов по всей России и составило рейтинги блогеров на четырёх рынках: это строительство, fashion & beauty, автомобили и продукты питания ...
Читать полностью

Полимерные наливные полы.
Наливные полы - полимерные бесшовные покрытия, применяемые для устройства полов промышленного и гражданского назначения.  По типу связующего, входящего в состав полимерного покрытия, выдел ...
Читать полностью

DUROCEM ТЕХНОЛОГИИ УСТРОЙСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ БЕТОННЫХ ПОЛОВ (DUROCEM-МОСКВА)
Основываясь на собственном многолетнем опыте по проектированию и устройству промышленных бетонных полов, Durocem Italia предоставляет в распоряжение своих клиентов самые передовые технологии в этой об ...
Читать полностью

Защита полов, защита стен - в гараже, мастерской, магазине
Многим из нас не понаслышке известны проблемы, связанные с низкими свойствами бетонных, цементно-песчаных полов. Оказывается есть простое, удобное  и экономичное решение проблемы...
Почему нужна защита полов и защита стен? Защита полов (как и защита стен) становится весьма актуальной задачей. Так, большинству автовладельцев не понаслышке известны проблемы, связанные с низк ...
Читать полностью

Дизайн-плитка ПВХ
С ростом рынка офисной недвижимости растет и потребность в новых - более качественных и долговечных отделочных материалах. В сфере напольных покрытий все большую популярность получают ковровая плит ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск