Деньги на идею

Статья от компании Тюменский бизнес-журнал
Дата размещения: 02 июля 2012
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

При поиске средств на стартап большинство надеется только на свои силы, ссылаясь на отсутствие механизмов финансирования. Инвесторы же сетуют на то, что хороших и проработанных идей нет. На чей стороне правда в этом вопросе?

Истину выясняли участники круглого стола «Деньги в дело», организованного тюменским региональным отделением Ассоциации молодых предпринимателей и «Тюменским бизнес-журналом».

Дискуссия получилась жаркой: часть участников встречи уверены, что сегодня стартапу очень сложно найти финансирование. Чаще всего бизнес-ангелом начинающего предпринимателя выступает ближайший родственник или квартира, говорит гендиректор бутика Corso Como Дмитрий Аверкин, а найти дополнительные инвестиции можно только в банке.

Круглый стол Деньги в дело

Другие спикеры считают, что найти деньги – не проблема. Директор компании «Чистая вода» Дмитрий Змановский заявил: «Банк — не единственный институт, выделяющий деньги. Я знаю много людей, которые ищут идеи и готовы инвестировать в интересные проекты», - сказал бизнесмен. Сам он за последние три года инвестировал личные средства в два проекта, еще один – на подходе.

По мнению Змановского, проблема вовсе не в отсутствии финансирования, проблема – в нехватке идей. «Классно было начинать в 90-е годы. Бери любую нишу и работай эффективно», – с ностальгией вспомнил спикер. По его мнению, сегодня уровень конкуренции очень высок, и в традиционных видах бизнеса сложно занять какие-то позиции и предложить что-то уникальное.
Идеи есть, сказала представитель бизнес-инкубатора тюменского технопарка Мария Родион.

По ее словам, в прошлом году технопарк собрал специальную базу перспективных инновационных идей — получилось более двухсот. Она напомнила, что в технопарке поддерживают только технологические инновации (маркетинговые и организационные к таковым не относятся). Всего за время работы инкубатора было рассмотрено более ста проектов, из них около трети поддержано. На сегодняшний день в технопарке находится 38 резидентов. Но здесь возникает другая проблема – большинство идей абсолютно не ориентированы на рынок. «К нам приходят изобретатели, но они не представляют себе, как коммерциализировать свои идеи», - говорит Мария Родион.

Кроме того, многие начинающие предприниматели опасаются доверять свои идеи инвесторам. Так, Федор Берсенев рассказал, как в прошлом году пытался открыть свой бизнес в сфере общественного питания. Он раздал частным инвесторам 27 бизнес-планов, 9 из них было реализовано без его участия, остальные закрылись. Дело в том, что ключ к успеху – это человек, реализующий проект, добавил Берсенев. Дмитрий Змановский уверил, что крупным бизнесменам нет смысла воровать чью-то идею и воплощать ее самому в жизнь. «Им уже давно надоело работать. Лучше иметь один процент от деятельности ста человек, чем на 100% работать самому», - сказал он. «Довериться чужому человеку - это больше внутренняя психологическая преграда предпринимателей», - резюмировал модератор круглого стола, руководитель ТРО Ассоциации молодых предпринимателей Антон Машуков.

Естественный отбор

Предприниматели не могут привлечь деньги под свои проекты, потому что качество проектов не соответствует требованиям частных инвесторов и банков, заявил гендиректор Группы Венчурных Инвестиций Антон Язовских. По его мнению, в большинстве своем проекты не проработаны, их инициаторы не готовы к серьезному разговору с инвесторами и тем более с банками, выдвигающими более жесткие требования. «Такие предприниматели еще не созрели до того, чтобы правильно освоить то финансирование, которое запрашивают», - отмечает он.

Предпринимателям нужно более ответственно подходить к подготовке проектов, резюмировал Язовских. Они должны более тщательно продумывать, как оформить проект, как составить и презентовать бизнес-план. Причем речь идет не просто о соблюденииформальностей: будущий бизнесмен должен понимать потребности своего потребителя, понимать, как он будет продавать свою продукцию, знать, как создать команду и как с этой командой реализовать проект.

Исполнительный директор компании «ЭрТэИ Лаб» Иван Карякин, внедряющий в регионе производство мультитач-панелей, согласен, что основной проблемой запуска новых проектов является не отсутствие денег («Есть много инструментов для привлечения инвестиций: венчурные инвесторы, технопарки и так далее»), а нехватка образования. «Я работаю со студентами ТюмГУ, у них много различных идей, - говорит Карякин. - Но они не знают, куда идти с этими идеями, в каком направлении их развивать, как искать инвесторов, как им презентовать проекты. У них нет ни команды, ни опыта руководства и организации проектов».

Гендиректор коммуникативного агентства ART-BOMOND Александр Тюленев добавляет: «Нас нигде не учат нормальному менеджменту и маркетингу, нормальному построению бизнес-процессов, именно поэтому эффективность большинства бизнесов столь низка».

Другого мнения придерживается управляющий партнер Группы Венчурных Инвестиций Андрей Фоменко. Он считает, что сегодня в России есть масса возможностей для обучения. Существуют, в частности, различные программы стажировок для предпринимателей, в том числе за границей. Может дело в безынициативности самих предпринимателей?

Все проблемы можно решить, если проявить настойчивость, считает директор компании «Статус» Наталья Бреус. По ее мнению, проблемы с отсутствием финансирования у стартапов нужно воспринимать как задачи: «Если человек «обречен» на успех, он найдет деньги. А если он не может найти денег, как он потом заинтересует свою команду? Как сможет произвести хороший продукт и потом продать его?».

Борис Ануфриев (Международный клубный центр креативного капитала) подтвердил: исходя из его опыта, большой процент поддержанных государством предпринимателей прекращает работу на рынке, а те, кто не получил финансирования, как раз находят собственные средства и активно развиваются. Антон Язовских заключил: «По большому счету речь идет об отсеве наиболее настойчивых, подготовленных с точки зрения предпринимательства команд. Жизнь сама проводит отбор наиболее сильных предпринимателей».

Однако на начальном этапе, когда у предпринимателя нет ни опыта, ни навыков менеджмента, ему просто необходима поддержка, некое наставничество, подчеркнул Язовских. Все участники круглого стола поддержали эту идею. Она уже реализуется в областном бизнес-инкубаторе, где успешные тюменские предприниматели консультируют начинающих по вопросам ведения бизнеса, отметил исполнительный директор учреждения Сергей Хрущев.

Команда – наше все

Вторым по важности фактором успеха стартаапа после наличия у предпринимателя достаточного объема знаний спикеры назвали квалифицированную команду. Иван Карякин рассказал, что ему понадобилось около полугода, чтобы собрать грамотную команду. «Из 60 человек я отобрал шесть человек», - говорит инноватор. Гендиректор «ЭКОлайт» Артем Басканов добавляет: «Инвесторы обращают внимание не на модератора, а на команду. Команда — это наше все. Если нет команды, сторонников, профессионалов, то одному бизнес не поднять. Если, конечно, это не обычный ларек».

Федор Берсенев не согласился: «Если я работаю шеф-поваром уже три года, это уже о чем-то говорит. Я знаю общепит «от» и «до». Именно в меня надо вкладывать деньги». Антон Язовских парировал: «Вы можете быть очень сильным специалистом, но для того, что реализовать проект, этого недостаточно. Если нет команды, а есть только один человек, маловероятно, что проект выгорит.

Если же есть команда, члены которой друг друга дополняют, пусть у них и мало опыта, пусть они допускают ошибки, но шансов, что такой проект выживет и станет прибыльным, гораздо больше». Итог дискуссии подвел Дмитрий Змановский. По его словам, команда не всегда обязательна, ее формирование - это естественный процесс, происходящий в ходе развития бизнеса.

Поддержка на старте

Основными проблемами, встающими на пути начинающего предпринимателя, являются страх неудачи, нехватка знаний и отсутствие механизмов финансирования, считает начальник отдела продаж малому бизнесу Тюменского отделения №29 Западно-Сибирского банка Сбербанка России Артак Погосян. Все эти проблемы решает новый продукт Сбербанка «Бизнес-старт», который выдается под известные франшизы. Перед получением кредита предприниматель должен пройти обучающий мультимедиа-курс, только после его успешного прохождения он может претендовать на финансирование. Погосян сообщил, что кредит выдается либо под залог приобретаемого оборудования, либо под поручительство третьего лица.

Артем Басканов считает, что начинающим предпринимателям удобнее и проще сотрудничать с частными банками, ведь, как правило, крупные банки неповоротливы. Тем более в Сбербанке аккредитовано всего двенадцать франшиз. В ответ на это Артак Погосян заявил, что, к сожалению, аналогичных продуктов другие банки не предлагают и оценить их «поворотливость» при финансировании стартапов сложно, а что касается продукта «Бизнес-старт», необходимо отметить, что продукт в стадии «пилотирования» и, безусловно, с наработкой опыта будет развиваться и видоизменяться как в части условий, так и в части количества предлагаемых к реализации бизнес-идей (в 2013 году список франшиз планируется увеличить до 400).

Директор «Альфа-капитал» Евгений Иванов высказал мнение, что сейчас нет смысла друг друга обвинять, нужно договариваться. По его словам, предпринимателям нужно сгенерировать некий вал проектов, и тогда банки начнут создавать продукты, ориентированные на потребности стартапов.

После жаркой дискуссии диалог приобрел более спокойный, философский характер. Деятельность российских предпринимателей во многом осуществляется не благодаря, а вопреки обстоятельствам и окружающей среде, сказал Дмитрий Змановский. «В нашей стране предрасположенность к предпринимательству значительно выше, чем на Западе, — отметил он. — Для русского человека со слова «Нет» все только начинается. Скажи немцу «нет», он развернется и уйдет. Как только нашему человеку говорят «нет», он сразу начинает продумывать все возможные варианты добиться‑таки своего. Это наш менталитет».

Роман Сулычев («Стройгеопроект») посоветовал начинающим предпринимателям на старте рассчитывать только на себя: «Мало кто вам поможет в вашем деле, рассчитывайте только на себя и родных, горите своими идеями, работайте на сто, нет — на двести, триста процентов, и тогда все получится».

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Как начать свой бизнес
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ...
Читать полностью

Своё дело с нуля
Открыть свой бизнес, начать свое дело - это ли не мечта многих? Есть достаточно способов начать свое дело. Но, как говорят опытные предприниматели, прежде всего, важна бизнес-идея. Можно пойти ...
Читать полностью

СРОчные перепалки питерских строителей
Противостояние руководителей саморегулируемой организации "Союзпетрострой-Стандарт" Игоря Риммера и Евгения Каплана привело к странному решению - каждая из сторон намерена поставить в спо ...
Читать полностью

Что такое мини-займ и как его получить
Довольно не редки ситуации, когда люди оказываются в тяжелом финансовом положении. Например, срочно понадобились средства для оплаты аренды квартиры или погашения кредита. Конечно, можно попросить ...
Читать полностью

Бизнес-опыт: Андрей Лозицкий
Сегодня бизнес-опытом с порталом ELport.ru делится предприниматель Андрей Вячеславович Лозицкий. Андрей Лозицкий – основатель регионального ИТ-холдинга и известного тюменского бренда &qu ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск