Деньги на идею |
Статья от компании Тюменский бизнес-журнал Дата размещения: 02 июля 2012 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
При поиске средств на стартап большинство надеется только на свои силы, ссылаясь на отсутствие механизмов финансирования. Инвесторы же сетуют на то, что хороших и проработанных идей нет. На чей стороне правда в этом вопросе? Дискуссия получилась жаркой: часть участников встречи уверены, что сегодня стартапу очень сложно найти финансирование. Чаще всего бизнес-ангелом начинающего предпринимателя выступает ближайший родственник или квартира, говорит гендиректор бутика Corso Como Дмитрий Аверкин, а найти дополнительные инвестиции можно только в банке.
Другие спикеры считают, что найти деньги – не проблема. Директор компании «Чистая вода» Дмитрий Змановский заявил: «Банк — не единственный институт, выделяющий деньги. Я знаю много людей, которые ищут идеи и готовы инвестировать в интересные проекты», - сказал бизнесмен. Сам он за последние три года инвестировал личные средства в два проекта, еще один – на подходе.
По мнению Змановского, проблема вовсе не в отсутствии финансирования, проблема – в нехватке идей. «Классно было начинать в 90-е годы. Бери любую нишу и работай эффективно», – с ностальгией вспомнил спикер. По его мнению, сегодня уровень конкуренции очень высок, и в традиционных видах бизнеса сложно занять какие-то позиции и предложить что-то уникальное. По ее словам, в прошлом году технопарк собрал специальную базу перспективных инновационных идей — получилось более двухсот. Она напомнила, что в технопарке поддерживают только технологические инновации (маркетинговые и организационные к таковым не относятся). Всего за время работы инкубатора было рассмотрено более ста проектов, из них около трети поддержано. На сегодняшний день в технопарке находится 38 резидентов. Но здесь возникает другая проблема – большинство идей абсолютно не ориентированы на рынок. «К нам приходят изобретатели, но они не представляют себе, как коммерциализировать свои идеи», - говорит Мария Родион.
Кроме того, многие начинающие предприниматели опасаются доверять свои идеи инвесторам. Так, Федор Берсенев рассказал, как в прошлом году пытался открыть свой бизнес в сфере общественного питания. Он раздал частным инвесторам 27 бизнес-планов, 9 из них было реализовано без его участия, остальные закрылись. Дело в том, что ключ к успеху – это человек, реализующий проект, добавил Берсенев. Дмитрий Змановский уверил, что крупным бизнесменам нет смысла воровать чью-то идею и воплощать ее самому в жизнь. «Им уже давно надоело работать. Лучше иметь один процент от деятельности ста человек, чем на 100% работать самому», - сказал он. «Довериться чужому человеку - это больше внутренняя психологическая преграда предпринимателей», - резюмировал модератор круглого стола, руководитель ТРО Ассоциации молодых предпринимателей Антон Машуков. Предпринимателям нужно более ответственно подходить к подготовке проектов, резюмировал Язовских. Они должны более тщательно продумывать, как оформить проект, как составить и презентовать бизнес-план. Причем речь идет не просто о соблюденииформальностей: будущий бизнесмен должен понимать потребности своего потребителя, понимать, как он будет продавать свою продукцию, знать, как создать команду и как с этой командой реализовать проект. Исполнительный директор компании «ЭрТэИ Лаб» Иван Карякин, внедряющий в регионе производство мультитач-панелей, согласен, что основной проблемой запуска новых проектов является не отсутствие денег («Есть много инструментов для привлечения инвестиций: венчурные инвесторы, технопарки и так далее»), а нехватка образования. «Я работаю со студентами ТюмГУ, у них много различных идей, - говорит Карякин. - Но они не знают, куда идти с этими идеями, в каком направлении их развивать, как искать инвесторов, как им презентовать проекты. У них нет ни команды, ни опыта руководства и организации проектов». Гендиректор коммуникативного агентства ART-BOMOND Александр Тюленев добавляет: «Нас нигде не учат нормальному менеджменту и маркетингу, нормальному построению бизнес-процессов, именно поэтому эффективность большинства бизнесов столь низка». Другого мнения придерживается управляющий партнер Группы Венчурных Инвестиций Андрей Фоменко. Он считает, что сегодня в России есть масса возможностей для обучения. Существуют, в частности, различные программы стажировок для предпринимателей, в том числе за границей. Может дело в безынициативности самих предпринимателей? Все проблемы можно решить, если проявить настойчивость, считает директор компании «Статус» Наталья Бреус. По ее мнению, проблемы с отсутствием финансирования у стартапов нужно воспринимать как задачи: «Если человек «обречен» на успех, он найдет деньги. А если он не может найти денег, как он потом заинтересует свою команду? Как сможет произвести хороший продукт и потом продать его?». Борис Ануфриев (Международный клубный центр креативного капитала) подтвердил: исходя из его опыта, большой процент поддержанных государством предпринимателей прекращает работу на рынке, а те, кто не получил финансирования, как раз находят собственные средства и активно развиваются. Антон Язовских заключил: «По большому счету речь идет об отсеве наиболее настойчивых, подготовленных с точки зрения предпринимательства команд. Жизнь сама проводит отбор наиболее сильных предпринимателей».
Однако на начальном этапе, когда у предпринимателя нет ни опыта, ни навыков менеджмента, ему просто необходима поддержка, некое наставничество, подчеркнул Язовских. Все участники круглого стола поддержали эту идею. Она уже реализуется в областном бизнес-инкубаторе, где успешные тюменские предприниматели консультируют начинающих по вопросам ведения бизнеса, отметил исполнительный директор учреждения Сергей Хрущев. Федор Берсенев не согласился: «Если я работаю шеф-поваром уже три года, это уже о чем-то говорит. Я знаю общепит «от» и «до». Именно в меня надо вкладывать деньги». Антон Язовских парировал: «Вы можете быть очень сильным специалистом, но для того, что реализовать проект, этого недостаточно. Если нет команды, а есть только один человек, маловероятно, что проект выгорит.
Если же есть команда, члены которой друг друга дополняют, пусть у них и мало опыта, пусть они допускают ошибки, но шансов, что такой проект выживет и станет прибыльным, гораздо больше». Итог дискуссии подвел Дмитрий Змановский. По его словам, команда не всегда обязательна, ее формирование - это естественный процесс, происходящий в ходе развития бизнеса. Артем Басканов считает, что начинающим предпринимателям удобнее и проще сотрудничать с частными банками, ведь, как правило, крупные банки неповоротливы. Тем более в Сбербанке аккредитовано всего двенадцать франшиз. В ответ на это Артак Погосян заявил, что, к сожалению, аналогичных продуктов другие банки не предлагают и оценить их «поворотливость» при финансировании стартапов сложно, а что касается продукта «Бизнес-старт», необходимо отметить, что продукт в стадии «пилотирования» и, безусловно, с наработкой опыта будет развиваться и видоизменяться как в части условий, так и в части количества предлагаемых к реализации бизнес-идей (в 2013 году список франшиз планируется увеличить до 400). Директор «Альфа-капитал» Евгений Иванов высказал мнение, что сейчас нет смысла друг друга обвинять, нужно договариваться. По его словам, предпринимателям нужно сгенерировать некий вал проектов, и тогда банки начнут создавать продукты, ориентированные на потребности стартапов. После жаркой дискуссии диалог приобрел более спокойный, философский характер. Деятельность российских предпринимателей во многом осуществляется не благодаря, а вопреки обстоятельствам и окружающей среде, сказал Дмитрий Змановский. «В нашей стране предрасположенность к предпринимательству значительно выше, чем на Западе, — отметил он. — Для русского человека со слова «Нет» все только начинается. Скажи немцу «нет», он развернется и уйдет. Как только нашему человеку говорят «нет», он сразу начинает продумывать все возможные варианты добиться‑таки своего. Это наш менталитет». Роман Сулычев («Стройгеопроект») посоветовал начинающим предпринимателям на старте рассчитывать только на себя: «Мало кто вам поможет в вашем деле, рассчитывайте только на себя и родных, горите своими идеями, работайте на сто, нет — на двести, триста процентов, и тогда все получится». |
Похожие статьи
Как начать свой бизнес |
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ... Читать полностью |
Своё дело с нуля | |
Открыть свой бизнес, начать свое дело - это ли не мечта многих? Есть достаточно способов начать свое дело. Но, как говорят опытные предприниматели, прежде всего, важна бизнес-идея.
Можно пойти ... Читать полностью |
СРОчные перепалки питерских строителей |
Противостояние руководителей саморегулируемой организации "Союзпетрострой-Стандарт" Игоря Риммера и Евгения Каплана привело к странному решению - каждая из сторон намерена поставить в спо ... Читать полностью |
Что такое мини-займ и как его получить | |
Довольно не редки ситуации, когда люди оказываются в тяжелом финансовом положении. Например, срочно понадобились средства для оплаты аренды квартиры или погашения кредита. Конечно, можно попросить ... Читать полностью |
Бизнес-опыт: Андрей Лозицкий | |
Сегодня бизнес-опытом с порталом ELport.ru делится предприниматель Андрей Вячеславович Лозицкий. Андрей Лозицкий – основатель регионального ИТ-холдинга и известного тюменского бренда &qu ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.