Пути повышения энергоэффективности в квартирах

Статья от компании ООО "Новости теплоснабжения"
Дата размещения: 14 января 2010
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Вовлечение жителей в процесс энергосбережения

Всех жителей условно можно разделить на две большие группы. В первой те, для кого наиболее значимым стимулом к энергосбережению будет являться возможность экономить собственные средства. Для второй группы значимы в первую очередь идеологические мотивы и соответствие принятой в обществе или модной манере поведения. Для каждой из групп важно использовать свои методы пропаганды, позволяющие наиболее эффективно обеспечить продвижение самой идеологии энергосбережения и ее распространения в быту. Важнейшим инструментом в этом должна стать информация о потребительских свойствах энергопотребляющих бытовых приборов в максимально наглядной, доступной и понятной форме. Более подробно об этом сказано в разделе X.

Одним из действенных инструментов доведения до жителей информации об энергопотребляющих свойствах бытовых приборов является введение системы маркировки приборов по классу энергоэффективности. Во многих странах такая система действует и доказала свою результативность. В России действует ГОСТ Р 51388-99 «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения», который вводит базу и инструменты для маркировки бытовых приборов. На уровне субъектов Российской Федерации необходимо требовать исполнения положений ГОСТа, в том числе путем разработки соответствующей региональной правовой базы.

Внедрение практики контроля количества и качества потребления
энергоресурсов в квартирах

Повышение потребления энергоресурсов в квартирах происходит без дополнительной оплаты (увеличение потребления тепловой энергии и газа) либо с увеличением объема платежей за повышенное потребление электроэнергии, но без компенсации затрат на увеличение мощности систем электроснабжения дома.

Типичными примерами увеличения потребления энергоресурсов на уровне квартир являются:

  • увеличение мощности приборов отопления путем установки дополнительных батарей и калориферов;
  • установка кондиционеров;
  • электрообогрев холодных помещений;
  • устройство теплых полов и саун и т.д.

Практически всегда это приводит к появлению технических проблем в целом по зданию с перегрузкой систем и снижением их надежности. Каждая квартира имеет проектную нагрузку, о которой жители не знают. Затраты на оплату дополнительных тепловых нагрузок распределяются на всех жильцов. Необходимо установить возможность проверки реального уровня энергопотребления непосредственно в жилом помещении, что требует в свою очередь осмотра квартиры и оценки уровня энергопотребления, проверки отсутствия или наличия дополнительных устройств, способствующих повышенной нагрузке. С появлением Управляющих компаний это становится одной из функций управления домом.

Сегодня принудительный доступ в квартиру обеспечивается только через суд. В настоящее время имеются законные предпосылки для реализации такого подхода. Согласно требованиям нового Жилищного кодекса, при несогласованной переделке внутренних систем, возможно применение целого ряда санкций, вплоть до принудительной продажи квартиры. Необходимо разработать действенные инструменты реализации норм Жилищного кодекса. Полномочия по разработке таких норм (соответствующие Порядки) отнесены к компетенции местных органов власти.

Жилищный Кодекс:

«Статья 25.

1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения».

«Статья 29.

2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние».

Другими словами при превышении проектной мощности электро- или теплопотребления в одном или группе домов Жилищная инспекция может через суд получить разрешение на беспрепятственный доступ в квартиры. В ходе такого осмотра (включая электрощитовые на предмет соответствия отключающих устройств и наличия несанкционированных подключений) при выявлении нарушений необходимо предъявлять требование приведения помещения в прежнее состояние, либо разработки проекта переустройства и его согласования в соответствующих инстанциях. Применение санкций к нарушителям, вплоть до выставления квартир на продажу с активным освещением этого в СМИ, позволит донести до населения остроту проблемы и значимость последствий незаконного переустройства.

Такие шаги не требуют существенных издержек и относятся к наведению элементарного порядка в жилом фонде. Ресурс повышения энергоэффективности от таких действий огромен. Невозможно говорить об энергосбережении в домах и квартирах пока остается возможным ненаказуемое воровство энергии.

Очень важно разъяснять жителям необходимость таких мер на конкретных примерах, показывая, что за теплые полы в квартирах «богатых» платят все остальные, а в какой-то квартире замерзают дети из-за переделки системы отопления в квартире выше.

Помимо мер административного характера представляется целесообразным вводить не повышающие коэффициенты или штрафы (при самовольной переделке внутриквартирных инженерных систем), а систему понижающих (стимулирующих) коэффициентов по оплате коммунальных услуг при добровольном ежегодном предъявлении квартир на проверку соответствия их установленным требованиям и нормативам потребления. Для практической реализации такого подхода необходимо разработать:

  • методику применения повышающих/понижающих коэффициентов оплаты коммунальных услуг;
  • методику разнесения затрат на повышенное водо- и теплопотребление жилых зданий при отсутствии поквартирных приборов учета.

Создание новых механизмов стимулирования энергосбережения на квартирном и домовом уровне

Возможность воздействовать административными мерами на граждан потребителей энергоресурсов ограничена. Тем более, что граждане могут использовать энергию практически в неограниченном количестве (ст. 541 ГК РФ п.3.: «В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве»). Влиять на потребителя в таком случае можно либо через сознательность, либо через выгоду. Когда в России газ, используемый для бытовых нужд, будет стоить более 1 евро за кубометр газа (как сейчас в Дании), то основным мотивом будет экономическая выгода. Сегодня это не срабатывает. Не работает сегодня в стране и «поведенческое энергосбережение». При ограниченности методов «прямого влияния» на потребителей необходимо применять косвенные меры стимулирования энергосбережения. Нельзя заставить жителя применять энергоэффективные приборы, но можно способствовать созданию «доступности» и «простоты» приобретения энергоэффективных приборов.

В жилых домах это можно осуществить путем введения новой коммунальной услуги - услуги по энергосбережению. Такие услуги не прописаны сейчас ни в классификаторе коммунальных услуг, ни в правилах предоставления коммунальных услуг. Появляется возможность оплачивать покупку и установку энергоэффективных приборов или реализацию энергосберегающих мероприятий по процедуре оплаты коммунальных услуг с введением рассрочки платежа на длительный период. Схема выгодна всем участникам процесса. Жители получают экономию платежей за энергоресурсы, компенсирующую дополнительные затраты на новую услугу. Управляющая компания дополнительные доходы, поставщики энергоэффективных приборов и услуг - новые рынки сбыта. Главными интересантами в этом процессе объективно должны являться Управляющие компании. Для них такая услуга может стать дополнительным бизнес-процессом. В то же время для жителя - за счет простоты принятия решения и возможности оплачивать энергоэффективную технику в рассрочку в составе квартплаты - появляются дополнительные стимулы.

Применительно к реальным условиям функционирования Управляющих компаний схема может выглядеть следующим образом. Управляющая компания договаривается с поставщиками энергоэффективной продукции (например, с поставщиками энергосберегающих ламп) о товарном кредите или рассрочке платежа. Своими силами (при условии согласия жителей) компания устанавливает лампочки в квартирах и в местах общего пользования. В дальнейшем жители оплачивают лампочки в составе квартплаты, при этом платеж растянут на какое-то время и в общем объеме квартплаты является незначительным. По итогам оплаты - жители снижают свои платежи за электроэнергию. Управляющая компания получает дополнительный доход от полученной экономии. Поставщик лампочек увеличил свои продажи. Вариаций данной схемы может быть множество, в зависимости от конкретных условий, товара, схемы сбора платежей и т.д. Схема может применяться не только по лампочкам, но и по окнам (одинаковым во всем доме), приборам учета и т.п., и т.д.

Главное - это удобство для жителей:

  • появляется возможность предварительного «тестирования», например, как будет освещаться комната с новыми лампочками, что невозможно сделать в магазине;
  • не надо оформлять кредит (на лампочки в магазине его и не дадут);
  • формируется поведенческое энергосбережение - можно узнать информацию об использовании не из рекламы, а от соседей;
  • психологически важно объединение в платежке двух платежей: за энергоресурсы и за их экономию;
  • цена на товары за счет массовых закупок и бюджетной помощи может оказаться существенно ниже, чем в магазинах.

схема стимулирования

 

Рис. 6.3. Схема стимулирования энергосбережения в жилом секторе

В реализации вышеприведенной схемы (рис. ) огромную роль должны сыграть местные органы власти. Власть может и стимулировать процесс энергосбережения в жилом секторе, и возглавить его. Например, город может объединить под своим началом проведение тендера на поставку энергоэффективной продукции для нужд жилищного фонда в рамках целевых программ. За счет оптовых закупок может быть достигнуто существенное снижение цены. Централизованно на конкурсной основе может быть организовано привлечение дешевых кредитных ресурсов.

В этом случае Управляющие компании будут присоединяться к такой программе. Может быть реализован вариант, когда город привлечет кредитные организации под дополнительные гарантии бюджета. Возможен экономически оправданный вариант, когда город может компенсировать проценты по кредиту под закупку энергоэффективного оборудования, либо оплату страховки. Снижение объема потребления в результате реализации энергосберегающих мероприятий и, как следствие, снижение объема предоставляемых из бюджета субсидий может быть больше издержек на обслуживание процентов по кредитам. Реализация таких проектов может дать еще больший эффект при условии сочетания закупки новой энергоэффективной продукции с реализацией программ капитального ремонта, в результате чего общие затраты будут снижены и получены дополнительные эффекты по энергосбережению.

Одним из первоочередных шагов со стороны государственной власти должно стать введение в деловую практику понятия «услуги по энергосбережению». Потребуется ввести соответствующие изменения в правила предоставления коммунальных услуг и другие нормативно-правовые акты. Важно учесть, что в отличие от большинства коммунальных услуг ценообразование на такие услуги должно быть свободное и определяться рынком.

Город (местные органы власти) может стимулировать энергосбережение в жилом секторе через организацию типовых проектов и формирование системы финансовой поддержки их реализации, например, через предоставление гарантий, софинасирование, целевых займов и кредитов, страхование рисков и т.д. Город может взять на себя функцию информационного обеспечения реализации таких проектов.

Примерами типовых проектов могут стать:

  • Проект «Теплое окно» - массовая замена окон на более энергоэффективные;
  • Проект «Водосчетчик» - массовая установка приборов учета холодной и горячей воды;
  • Проект «Энергоэффективная лампочка», «Многоставочный счетчик»,
    и т.д.

Эффект от реализации таких проектов будет существенно выше, если будет соблюдаться определенная последовательность, позволяющая на каждом последующем этапе учитывать и использовать результаты предыдущих этапов.

Например, на первом этапе реализовывать проект «установка общедомовых приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды». В результате снизится общее потребление энергоресурсов, возникнет эффект привыкания у потребителей. На втором этапе вводятся двухставочные тарифы и на этой основе реализуются технические мероприятия, позволяющие получать экономию у потребителей энергоресурсов (например, устанавливаются аккумуляторы, ГВС, сглаживающие пики потребления и снижающие оплату за мощность).

На третьем этапе вводятся разные тарифы на тепловую энергию (в зависимости от подключения к ИТП или ЦТП), стимулирующие устанавливать индивидуальные тепловые пукнты. Завершающим может стать проект «утепления фасадов». Этот проект будет выгодным и подлежит рассмотрению по мере роста цен на топливо и, как следствие, тарифов на поставляемую тепловую энергию.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Дом A++. Как сделать свое жилье максимально энергоэффективным
21 августа 2016 года вступил в силу приказ, устанавливающий правила определения энергоэффективных характеристик многоквартирного дома. Разработанный Минстроем России документ раскрывает процедуру п ...
Читать полностью

Тренд энергоэффективности
Три года назад принятие 261-го Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...» положило начало активному внедрению энергосберегающ ...
Читать полностью

Ректор и студенты НИТУ МИСиС получили награды на ENES-2014
Ректор и студенты НИТУ МИСиС получили награды на ENES-2014...
С 20 по 22 ноября НИТУ "МИСиС" представил в рамках Международного форума ENES-2014 в московском Гостином дворе результаты совместного проекта с Минэнерго по повышению квалификации специал ...
Читать полностью

Энергосбережению в России мешают цены на газ
К такому выводу пришли специалисты, работающие в отрасли энергоснабжения, отвечая на вопрос о том, что мешает повышению энергоэффективности российской экономики. Опрос на эту тему был проведен в июле- ...
Читать полностью

Закономерность энергоэффективности
Энергосбережение и энергоэффективность являются основными направлениями модернизации российской экономики. По мнению специалистов, массовое применение современных энергосберегающих технологий в стр ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск