С каждым годом в России увеличивается прослойка малого и среднего предпринимательства. Для начинающих бизнесменов предоставляются все условия: гранты, правительственные программы, бизнес-инкубаторы, стартовый капитал. Каждые день налоговая регистрирует десятки новых ООО и ИП, но к сожалению немалая часть из них не проживает и двух лет. У начинающего предпринимателя всегда много проблем и хлопот: поиск клиентов и поставщиков, найм персонала, а также огромное количество бумаг и отчетов для госструктур: ФНС, ПФР, ФСС. Последнюю проблему можно решить двумя способами. Обратиться в бухгалтерскую фирму на аутсорсинге или воспользоваться электронной бухгалтерией, и вести отчетность самостоятельно. И если первый случай достаточно распространен и всем известен, мы подробно остановимся на том, что такое онлайн-бухгалтерия.
Машины и программы давно начали постепенно вытеснять с рынка труда специалистов тяжелого и монотонного труда. Теперь дело дошло и до финансовой отчетности, вот уже несколько лет как на рынке ПО появились решения заменяющие специалиста по бухучету. Интернет бухгалтерия - это онлайн сервис для предприятий, предпринимателей и личного учета, позволяющий даже новичку, с помощью подсказок системы, легко освоиться в мире малого бизнеса.
Первое подобное решение появилось по меркам ИТ-индустрии достаточно давно — 19 января 2010 года екатеринбургская компания “СКБ Контур” открыла демо-доступ к онлайн-сервису ведения бухучета “Эльба”. Изначально функционал программы был достаточно скромен, и предоставлял ведение отчетности только для ИП, работающим по УСН 6%. Сейчас система предоставляет полный спектр услуг, которые могут понадобиться для малого бизнеса:
— Формирование счетов, актов, счет-фактур и договоров;
— Ведение доходов и расходов, в любой момент вы можете посмотреть, кто и когда заплатил вам, а кому заплатили вы;
— Синхронизация с интернет-банком для предпринимателей работающих по безналичному расчету;
— Автоматический сбор списков контрагентов: клиентов и поставщиков, с формированием истории работы с ними; Более того, если вы сомневается в новом поставщике, вы можете запросить выписку из государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
— Индивидуальный календарь отчетности, система постоянно следит за обновлениями в законодательстве и содержит только новейшие образцы бланков.
— Сервис позволяет сдавать отчеты в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования не выходя из офиса, все что вам необходимо, это электронная подпись;
— Помимо информировании о налогах Эльба поможет вам сформировать платежки, которые только останется оплатить в отделении банка.
— Формирование полной отчетности по сотрудникам, на основе указанных вами ежемесячных выплат. Любая форма: 2-НДФЛ, РСВ-1, 4-ФСС и т.д, автоматический расчет налогов и взносов, также все выплаты заносятся в личную карточку сотрудника. И даже бланки о приеме на работу и увольнении есть в системе.
— Если у пользователя возникают вопросы, а это неизбежно, так как большинство пользователей онлайн-бухгалтерии начинающие предприниматели, в системе есть разъяснения по частозадаваемым вопросом, а также справочная служба, состоящая из специалистов. Помимо связи через e-mail, существует горячая линия. Для удобства пользователей сформировано несколько тарифов, среди которых легко найти подходящий именно вам. Чтобы оценить удобство системы, вы можете в течение 14 дней пользоваться бухгалтерией бесплатно в демо-режиме.
Спустя почти год, в декабре 2011 года в свет вышло конкурентное решение от пензенской компании “Савади” онлайн-бухгалтерия “Моё дело”.
Функционал программы во многом схож, но можно выделить несколько весомых отличий:
— “Моё дело” предоставляет возможность вести финансовую отчетность не только юридическим лицам и ИП, но и физическим лицам.
— Важным отличием является разграничение прав доступа в систему для сотрудников компании, с предоставлением отдельного входа. К примеру генеральный директор имеет неограниченные права, тогда как рядовой менеджер может только выписывать счета.
— Также создатели отмечают, что при использовании системы можно не бояться, что ваши доходы и расходы станут известны третьим лицам. Сайт размещен на сервере в Германии, а данные зашифрованы. Даже если проект будет взломан, дешифровать базу у злоумышленников не получится.
“Моё дело” также предлагает различные тарифы и бесплатный демо-доступ.
Вместо подведения итогов, посмотрим на перспективы замены специалиста программой и переноса бухгалтерии онлайн. Хотя наши предприниматели не любят платить за ПО, стоимость услуг профессионала на аутсорсинге все равно выше, и перспектива сократить расходы, не вникая в тонкости законодательства, привлекает все большее число пользователей. Но как подчеркивают создатели систем, у такого программного обеспечения есть один весомый недостаток. Если у налоговой возникнут вопросы, то реальный бухгалтер оградит вас от контролирующего органа, у онлайн-системы такой возможности нет.
Опыт запада также показывает отличные перспективы, там подобные услуги уже широко распространены, и даже пошли дальше, помимо решений SaaS (от английского Software-as-a-Service, “программа как сервис”), она же онлайн-бухгалтерия, появился сервис Freshbooks. Он представляет из себя сеть, в которой предприниматель может обмениваться информацией с партнерами и поставщиками и всегда иметь свежую информацию о товарах, их наличии, обороте. Для сервиса было введено новое обозначение - SaaN (“Software-as-a-Network”, программа как сеть). Решений подобного рода на нашем рынке пока нет, но ИТ-сфера очень динамичная отрасль, и инновации в ней распространяются гораздо быстрее, чем в любой другой. А значит появление такой сети можно ждать уже в ближайшее время.