Франшиза VS Своя идея |
Статья от компании Тюменский бизнес-журнал Дата размещения: 22 октября 2010 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
О франшизе, франчайзи и франчайзерах поговорили собственники и руководители компаний, тюменские бизнесмены, консалтеры, представители органов власти за круглым столом «Франшиза VS Своя идея». Франшиза - беспроигрышный вариант ведения бизнеса? В России насчитывается 485 франчайзеров, тогда как еще три года назад их количество не превышало 250. Такому быстрому развитию рынка способствовало осознание предприимчивыми людьми того факта, что франшиза - практически беспроигрышный вариант ведения бизнеса. Прозрачность, результативность и возможность просчитать эффект заранее - вот лишь некоторые моменты, которые побуждают бизнесменов использовать франшизу.
В Тюменской области франчайзинг появился уже после развития самостоятельных бизнесов. Первыми по франшизе стали работать магазины одежды, затем франчайзинг проник в сферу общественного питания, клининга, консалтинга. Директор бутика Manoukian Анна Григорьева добавила, что франшиза удобна еще и тем, что дает разработанный дизайн-проект: «К тому же нам повезло, мы открывали бутик сразу после кризиса, поэтому даже не платили паушальный взнос», - добавляет Анна. «Торговать по франшизе не так дорого. Риски снижены, а проценты с оборота, которые забирают франчайзеры, - это своего рода плата за обучение персонала, дизайн-проект помещения, разработку бизнес-процессов. Франшиза - это готовый бизнес, а значит, она компенсирует недостаток опыта», - говорит генеральный директор сети чайных магазинов «Унция» в Тюмени Олег Ивлев. Директор бутика Corso Como Дмитрий Аверкин подтвердил, что они просчитывали вариант работы без франшизы, для этого нужно было самостоятельно заказывать коллекции в шоу-румах за границей. Оказалось, работать по франшизе ненамного дороже, зато все риски минимизированы. Хотя сложности у бизнесменов часто возникают именно на фоне налаженности предложенного им по франшизе бизнеса. Тюменские и федеральные франчайзеры со стажем шутят, что «Франшиза, как и воинский устав, написаны кровью. Это кровь ошибок бизнеса», поэтому они строго следят за тем, чтобы их франчайзи были аккуратны в исполнении договора франшизы, придерживались написанных в нем правил. Франчайзи же часто хотят творчества. «При продаже франшизы в северные города области мы сталкивались с тем, что бизнесмены-франчайзи не всегда адекватно реагируют, когда начинают вторгаться в их бизнес. Поэтому о партнерских взаимоотношениях надо договариваться на начальном этапе сотрудничества, - уверен генеральный директор ООО «Пантелеев и К» Сергей Пантелеев, - Мы для себя решили, что 3 года наш партнер должен неукоснительно соблюдать все стандарты качества бренда «Я за суши», после он может продлить договор франшизы, либо уйти «в свободное плаванье». Тем не менее, генеральный директор ООО «Кванта Плюс» Эдуард Омаров считает, что, несмотря на возможные нестыковки во взглядах на ведение бизнеса, франшизу нужно покупать при любой возможности, просто следует четко понимать ее составляющие. «Эффективен будет этот бизнес, или нет, - покажет время. В большинстве случаев франшиза - выигрышный вариант. Я, например, вот уже в течение года пытаюсь найти франшизу на одежду, но все удачные варианты уже раскуплены. Бренд, имя и позитив дорогого стоят», - заметил Омаров. «Да» франшизе сказал и бизнес-тренер, эксперт Высшей школы экономики компании Александр Васютин (Нижний Новгород). «Когда-то я сам стартовал с франшизы. Это инструмент копирования. Франчайзеры действительно образовывают нас, учат, как нужно строить дело», - считает Васютин. Хотя франшиза - далеко не панацея, скорее она - хороший старт, площадка для накопления опыта. «Посмотрите на наших детей, - продолжает Александр, - Те, кто четче копирует взрослых, быстрее развивается и выходит на самостоятельное «творчество», в бизнесе все также». Генеральный директор консалтинговой компании «Прэфиш» Сергей Шатохин ознакомил собравшихся со статистикой: «На Западе за пять лет прогорают примерно три четверти компаний, начинавших бизнес с собственной идеи. Из франчайзи через 5 лет выживает 92% компаний, а через 10 лет — 90%. То есть факты говорят, что это не рисковый бизнес. Деньги вы потеряете только в том случае, если сами франчайзеры станут банкротами». Франшиза - копирование чужого успеха, но с каким результатом? Однако банкиры с малой рискованностью такого рода бизнеса не согласны. Заместитель управляющего Тюменским филиалом Банка ВТБ Евгений Комогоров подтверждает, что франшиза - это копирование чужого успеха, но, по его мнению, «копирка» не гарантирует планируемого результата. Кроме того, франшиза плохо защищена юридически, а это самое важное для банковского сектора. «Кредитовать франчайзинг банки точно не будут, по крайне мере тот, который они не контролируют. Либо возможно кредитование в формате микро-кредитов», - отмечает Комогоров. Заместитель управляющего филиалом «ИнвестКапитал Банк» Дмитрий Сироткин заметил, что банки консервативны, новые веяния принимают сложно, поэтому не могут полноценно ориентироваться на франшизу при выдаче кредита, они лишь учитывают ее как дополнение при рассмотрении заявки. Михитар Вердян, директор юридической фирмы «Арбитраж», подтвердил слова банкиров: «Пока в законодательстве РФ нет четкого определения франшизы, только договор коммерческой концессии. Поэтому взаимоотношения франчайзи и франчайзеров иногда доходят до судебных разбирательств». Однако представители бизнеса не согласились с банкирами, высказав мнение, что никто не продаст права на франшизу, не изучив целевую аудиторию, предпочтения потребителей. А значит, провала, которого опасаются банки, быть не может. Хотя те, кто работает по франшизе, согласились, что этот вид бизнеса не терпит творческого подхода. Выживают франчайзи, четко придерживающиеся правил франчайзеров, работающие по ним неотступно. Франшиза - не только плюсы Однако в плюсах франшизы одновременно могут скрываться и минусы, одним из которых как раз и является отсутствие собственного творчества, считает начальник отдела информации Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков. Тем не менее, по его словам, Фонд оказывает поддержку в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса по льготной процентной ставке независимо от того, самостоятельный это бизнес или франшиза. Более того, часть затрат на франшизу (паушальный взнос) также может быть компенсирована из средств Фонда. Вместе с тем все присутствующие на круглом столе франчайзи заметили, что для покупки франшизы они либо изыскивали собственные деньги, либо использовали доход от сопутствующих видов бизнеса. Так или иначе, на заемные средства никто не рассчитывал. Среди минусов работы по франшизе участники мероприятия также отметили возможное недопонимание франчайзеров и франчайзи при заходе в новые регионы. Не всегда франчайзеры могут угадать, что понравится потребителю в том или ином регионе, а значит, единые правила на разных территориях могут не сработать. «В разных аудиториях будут отличаться вкусы и предпочтения. Соответственно выгода от франшизы может быть и не такой, как расчитывает сам франшизодатель, - отметил директор по продажам кафе-кулинармаркета «Ватрушкин» Андрей Дорожкин, - мы, например, сталкивались с тем, что вкусы тюменцев и жителей других городов сильно разнились. В связи с этим пришлось выдержать бой относительно наполняемости меню с франчайзером». А вот Андрей Разуваев, директор по развитию компании «Маркетинг-Консультант», сказал, что в свое время им удалось технологически перерасти своих франчайзеров, а новые маркетинговые технологии ГМК по продаже недвижимости в Новосибирске работают также эффективно, как и в Тюмени. Франшиза от тюменских компаний Разговор на круглом столе коснулся и того, как скоро тюменские компании сами смогут стать франчайзерами. Первые ласточки уже появились: «Пантелеев и К», ГМК, «Арсенал+». «Над тем, чтобы выдавать свою франшизу мы задумались после того, как начали работу по программе «Электронное правительство. Расширяя горизонты», - вспоминает первый заместитель директора компании «Арсенал+» Юрий Мельников, - на севере Тюменской области мы открывали филиалы напрямую, а вот в городах южнее Тюмени решили найти франчайзи. Конечно, обороты у партнеров пока небольшие, но направление это я считаю перспективным».
В конце круглого стола модератор задал участникам вопрос о том, каких франшиз, по их мнению, не хватает Тюмени. Многие бизнесмены предпочли, улыбнувшись, уклониться от ответа, но несколько компаний все же назвали: Hugo Boss, Ermenegildo Zegna, Starbucks, Zara, I-on (сеть компьютерных салонов) и Ашан. Мария Лузгина |
Похожие статьи
Региональный франчайзинг: история успеха Тюменской области | |
Почему франчайзинг так популярен?
С каждым годом в России растет количество франчайзеров, причем темпы поистине впечатляющие в 2007 году их было не более 200, в 2010 уже около 500, на данный мо ... Читать полностью |
Новая бизнес-идея из Италии... продавать снежки | |
Итальянцы продают не просто снег. Они продают снежки!
Один находчивый житель Неаполя выставил в своем блоге фотографию, на которой лежат на полу обычные снежки из снега и рядом объявление о цен ... Читать полностью |
Бизнес-идея: 11 глупых идей, которые принесли миллионы | |
Многие современные бизнес-идеи вроде бы из сферы интернета... да не все. Может быть, прочитав о них, и Вы придумаете нечто "глупое" и выдающееся.
В онлайн-бизнесе, как, впрочем, и в о ... Читать полностью |
Бизнес идея или О чем не сказал гуру? |
В мире современных технологий и коммуникаций уникальная, ценная бизнес-идея, конечно, является необходимой составляющей любого нового проекта (и интернет-проекта, в частности).
Но есть ещ ... Читать полностью |
Бизнес-опыт: Сергей Ларионов | |
Сегодня в интервью порталу ELport.ru бизнес-опытом делится Сергей Борисович Ларионов, Генеральный директор и основатель компании «Инженерные Инновации», г.Москва. ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.