С 1 января 2010 года членство в саморегулируемой организации – СРО - стало обязательным для строительства, проектирования и инженерных изысканий (исключая случаи, когда организации ведут относительно «мелкие» работы, не вошедшие в список работ, оказывающих влияния не безопасность объектов капстроительства).
Новый градостроительный кодекс узаконил положение, согласно которому СРО выдает свидетельства о допуске к определенном видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а приказы Минрегионразвития (сначала приказ №274, а потом приказ № 624 от 30 декабря 2009 г.) уточнили перечень этих работ.
Строительные лицензии, которые раньше требовались для этих видов работ, по закону стали не нужны. Фактически членство в СРО заменило собой строительные лицензии.
Уже на конец 2010 года в России было зарегистрировано почти 400 СРО в сфере строительства, проектирования, инженерных изысканий. Сегодня таких организаций стало еще больше (перечень действующих СРО можно найти на официальном сайте Ростехнадзора gosnadzor.ru). Кроме того, почти каждая крупная СРО имеет филиалы в разных регионах и городах России.
Потому для тех, кто занимается или планирует заниматься строительством, пусть даже в небольшом городе, вступление в СРО строителей стало не столь проблематичным, нежели это казалось в первый год саморегулирования. К тому же появилось много юридических компаний, оказывающих услуги для вступающих в СРО и даже появился термин - «брокер саморегулируемых организаций», т.е компания, предлагающая на выбор вступление в разные СРО.
Появление фирм-посредников (или правильнее – консультантов в области СРО) для владельцев строительного бизнеса имеет неоспоримые плюсы. Хотя бы потому, что теперь строители могут заниматься своим делом - строительством, а не заполнением различных бумаг и подготовкой условий для выполнения требований с целью получить допуск СРО к нужным видам работ.
А брокеры на рынке СРО позволяют сравнить условия вступления. Ведь кроме определенных требований, предъявляемых к организации, вступающей в СРО, требуется еще и финансовые затраты. Они складываются из таких затрат, как разовый взнос в компенсационный фонд СРО, разовый вступительный взнос, ежемесячные членские взносы, годовые услуги страхования деятельности (страхование гражданской ответственности). И эти взносы могут существенно различаться.
Итак. Сегодня есть несколько способов вступления в СРО строителей:
- самостоятельно выбрать одно из СРО (или филиал СРО) из имеющихся в вашем городе и обратиться туда для вступления, подготовив все документы по требованию организации. Или же обратиться в СРО не в вашем, а в другом городе. Ведь допуск, выдаваемый СРО, согласно ч.9 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия;
- обратиться в соответствующее юридическое агентство (брокеру СРО) за помощью при выборе и вступлении в СРО.
Но есть еще и третий способ. Как раньше некоторые юридические агентства предлагали приобрести готовую фирму со строительной лицензией, так и сейчас – уже предлагаются на продажу готовые фирмы, имеющие членство в СРО. Эта услуга стоит около полутора сотен тысяч рублей и, конечно, дороже, чем организация вступления в СРО уже действующей вашей компании. К тому же вступление в СРО теперь консультанты обещают тоже быстрое – всего за два-три дня.
Однако, иногда действительно может оказаться удобнее приобрести фирму с уже имеющимся допуском СРО. Например, если объявлен выгодный для вас тендер, а вступить в СРО в нужные сроки не представляется возможным. К тому же приобретение готовой фирмы позволяет избежать затрат времени и сил на открытие самого юрлица. Только нужно иметь все же элементарную осмотрительность – чтобы вместе с готовой фирмой не купить ее долги и черную репутацию. То есть нужна проверка истории компании. Что можно сделать, обратившись в налоговую инспекцию с запросом выписки о регистрации юридичсекого лица. Можно также посмотреть название предлагаемой фирмы в Интернете – а не связано ли с этим названием чего то плохого (ведь никому не захочется выбрать фирму с «плохим» название).