Теплоизоляция: анализ рынка

Статья от компании ООО СТРОЙПЛОЩАДКА
Дата размещения: 22 марта 2010
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

На отечественном рынке теплоизоляционных материалов в последние несколько лет произошло заметное увеличение объемов потребления. В первую очередь это связано с реализацией большого числа строительных проектов. Кроме того, жилье и коммерческие здания стали строиться с учетом возросших требований энергосбережения.

Во многом энергосберегающий подход был определен после введения новых строительных норм, ужесточивших требования по теплозащите зданий. Нормы СНиП II-3-79 «Строительная теплотехника» были качественно переработаны в новый СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» в 2003 г. 

По оценкам экспертов, объем российского рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) составляет 26–28 млн м3 в год. При этом в течение последних лет рынок рос, по различным оценкам, на 15–25%

Если оценивать среднедушевое потребление теплоизоляционных материалов в нашей стране, то оно составляет от 160 до 200 м3 на 1000 чел. Много это или мало? Этот показатель пока «не дотягивает» до потребления в североевропейских странах, в частности, Норвегия потребляет 934 м3/1000 чел. В Польше этот показатель составляет 194 м3/1000 чел., в странах Балтии — 201 м3/1000 чел. Но там, в целом, климат гораздо мягче и градусов-суток отопительного периода (ГСОП) в этих странах существенно меньше.

В целом российские дома потребляют больше энергоресурсов на отопление, чем зарубежные. Например, в Германии дома усадебного типа потребляют около 250 кВтч/м2 в год, в Швеции — 135 кВтч/м2 в год. В России коттеджи расходуют в 2–3 раза больше — до 800 кВтч/м2 в год. И дело не только в суровости российских зим — специалисты отмечают объективно более худшие теплоизоляционные характеристики российских домов. И в условиях подорожания энергоресурсов требуется пересмотреть подход к утеплению зданий как на государственном уровне, так и на уровне частного владельца, пока же в коммунальном хозяйстве расходуется до 20% всех энергоресурсов страны.

Дальнейшие перспективы роста использования теплоизоляционных материалов представляются весьма оптимистичными: в течение, по меньшей мере, следующих 10 лет использование теплоизоляции будет только расти. Это подтверждается и ростом строительства, и оценкой реальной потребности строительного сектора: россиянам требуется для обеспечения комфортного проживания строить не менее 150 млн м2 жилья в год (в настоящее время вводится менее трети от этого объема).

По прогнозам, сделанным в середине 2008 г., при существующих на начало года темпах строительства в России общая потребность в утеплителях для всех отраслей хозяйства страны достигнет к 2010 г. 50–55 млн м3, в т.ч. в жилищном строительстве — 25–30 млн м3. К сожалению, во II полугодии 2008 г. темпы строительства упали и пока уточненные прогнозы давать сложно. Однако при сохранении темпов строительства даже на уровне 2006–2007 гг. можно ожидать увеличение спроса на теплоизоляцию, поскольку одним из наиболее эффективных путей решения проблемы энергосбережения является сокращение потерь тепла через ограждающие конструкции.

Рынок потребления теплоизоляционных материалов в России представлен тремя основными сферами их применения: львиная доля потребления (около 80%) приходится на строительный комплекс (включая индивидуальное строительство), доля ЖКХ и промышленности составляет 12–18%.

Согласно данным, приводимым в различных изданиях, в настоящее время наиболее часто используемым теплоизоляционным материалом является минеральная вата (стекловолокно и каменная вата): ее применяют более 80% строительных организаций в российских регионах. Вспененный пенополистирол используют 30–40% строительных организаций, экструдированный пенополистирол — 15–25%.

Ряд экспертов отмечает, что большинство компаний стало значительное внимание уделять качеству закупаемых теплоизоляционных материалов. На рынке возросла доля продукции премиум-класса. Продукция с низкими техническими характеристиками и материалы, выпускающиеся по устаревшим технологиям, постепенно покидают рынок и уже сегодня занимают менее 5%. Среди аутсайдеров рынка — шлаковата, каменная и стеклянная вата из волокна диаметром более 6–7 мкм, пенопласты, получаемые с использованием фреонов и пр.

Довольно высокая стоимость сдерживает распространение качественных стекловатных материалов, обладающих хорошими техническими характеристиками. Часто строители используют дешевые стекловатные материалы, назначение которых не соответствует их службе в качестве теплоизоляции ограждающих конструкций.

Чуть менее половины отечественного рынка теплоизоляционных материалов занимают предприятия крупнейших международных концернов: компания «УРСА Евразия», входящая в испанский концерн URALITA, компания Rockwool Russia, являющаяся подразделением датского концерна Rockwool, компания «Сен-Гобен Строительная Продукция», входящая во французский концерн Saint-Gobain.

Среди наиболее крупных отечественных производителей теплоизоляционных материалов — холдинги «ТехноНИКОЛЬ», «Термостепс», Группа компаний «Пеноплэкс», ЗАО «Завод «Минплита».

Объем импорта минераловатной продукции в Россию превышает 4 млн м3. Среди импортеров сильные позиции занимает PAROC (Финляндия), NOBASIL (Словакия) и др. Однако основными импортерами минеральной ваты в Россию являются Китай (39% всего импорта), Польша (24%), Финляндия (9%), Словакия (6%).

По данным 2008 г., озвученным на прошедших конференциях производителей, в России в настоящее время существует 69 заводов производителей минеральной ваты. При этом довольно большую долю рынка занимают предприятия, работающие по старым технологиям и производящие небольшие объемы продукции для нужд региональных промышленных и строительных объектов.

Некоторые эксперты полагают, что успехом будут пользоваться материалы премиум-класса, а производство и сбыт дешевых теплоизоляционных материалов будет постепенно снижаться. При этом эксперты отмечают, что пока значительная часть рынка остается за недорогими материалами, а премиум-класс вытесняет дешевые материалы только в тех сегментах, где, наряду с утеплителем, в конструкции применяются самые современные материалы.

Стоит отметить, что компании, специализирующиеся на производстве материалов, занимающих сегодня небольшую нишу на рынке, прогнозируют рост популярности своей продукции. Например, по мнению некоторых специалистов, целлюлозный утеплитель «Эковата» (производители ООО «Изотек-Норд» (Карелия), ООО «Донская промышленная компания» (Тульская обл.), ООО «ЧЗТМ» (Вологодская обл.), ООО «Экватор» (Московская обл.) в России в скором будущем станет так же востребован, как и за рубежом. В настоящее время в США, Европе, Скандинавии и особенно в Германии, Швейцарии, Канаде и Финляндии рост использования эковаты превышает 20% в год. В России, по данным некоторых компаний, рост спроса на эковату в последние годы достигал 300% в год

Специалисты отмечают, что на территории нашей страны есть серьезная альтернатива волокнистым утеплителям: Россия занимает второе место в мире по запасам леса. Перспективным представляется использование теплоизоляционных материалов, в состав которых входят отходы деревообработки - опилки. Разработки в этом направлении ведутся и в качестве примера можно привести новую технологию автоклавного изготовления эковаты из опилок

В заключение необходимо отметить, что в нашей стране существует большое количество зданий без теплоизоляции или с малоэффективной теплоизоляцией. Строятся новые объекты жилого и промышленного назначения. Возрастают требования по энергоэффективности зданий. Поэтому рынок теплоизоляционных материалов будет развиваться. А структура потребления теплоизоляционных материалов будет во многом зависеть от объема инвестиций в промышленное и гражданское строительство, энергетику, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство.

23 ноября 2009 года был принят федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» №261-ФЗ. Ряд экспертов полагает, что в связи с принятием данного закона, многие виды теплоизоляции сойдут со сцены.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Маркетинговые исследования строительных рынков
Маркетинговые исследования строительных рынков можно условно подразделить на исследования двух типов: непосредственно рынка строительства и рынка строительных материалов. Данные рынки ...
Читать полностью

Анализ рынка недвижимости г. Тюмени
Анализ рынка недвижимости — это достоверные, актуальные и обоснованные данные о тюменском рынке недвижимости, позволяющие ответить на следующие вопросы:   •Каков уровень цен пред ...
Читать полностью

Рынок санфаянса в Санкт-Петербурге увеличится до 40%
Компания «Аналитик-B2B» сообщает о результатах проведенного анализа рынка санфаянса в Санкт-Петербурге.   В результате проведенного исследования было выявлено, что сокращение р ...
Читать полностью

Сверхтонкая жидкая теплоизоляция АЛЬФАТЕК
Жидкая сверхтонкая теплоизоляция АЛЬФАТЕК является керамическим многокомпонентным материалом на основе полиакриловой системы. Жидкая теплоизоляция АЛЬФАТЕК  это готовый к применению продук ...
Читать полностью

Напыляемая теплоизоляция BioBased – вопросы и ответы
Теплоизоляция «Био Бейс» (BioBased Insulation®) - это первая в России и признанная во всем мире полиуретановая теплоизоляция на биологической основе.
Теплоизоляция BioBased - расскажите о компании и особенностях теплоизоляции? BioBased Technologies® LLC - известнейший в Соединенных Штатах Америки и странах Европы производитель полужестки ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск