Саморегулируемые организации в строительстве: будьте внимательнее |
Статья от компании Союз строителей (работодателей) Тюменской области Дата размещения: 26 апреля 2009 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
Саморегулируемые организации в строительстве: будьте внимательнееИзменение "правил игры" на строительном рынке требуют от его игроков внимательности и осторожности.
В июле 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым с 1 января 2009 года существенно изменяются "правила игры" на строительном рынке страны.
К сожалению, далеко не все члены строительного сообщества внимательно следят за изменениями законодательства и не всегда точно представляют себе последствия этих изменений. Подобная ситуация сложилась и в случае со ФЗ-148, хотя именно он призван кардинально изменить положение в отрасли. Вокруг него и до принятия, и после развернулись широкие дискуссии, однако закон действует, и его необходимо выполнять. Сегодня мы хотим подробно разъяснить суть изменений, которые содержит ФЗ-148.
Основные положения.
Как неоднократно заявлялось федеральными властями, цель внесения изменений в целый ряд законодательных актов, регламентирующих строительную деятельность на территории Российской Федерации, — предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, имуществу физических лиц и организаций различных правовых форм, объектам культурного наследия, а также повышение качества выполняемых работ при капитальном строительстве и ремонте.
С 1 января 2009 года прекращается выдача лицензий на осуществление деятельности в сфере строительства. С 1 января 2010 года прекращается действие ранее выданных лицензий на осуществление строительной деятельности (ст. 3 148-ФЗ). Вместо лицензирования в строительной деятельности вводится понятие допусков, выданных саморегулируемыми организациями соответствующего профиля для осуществления тех или иных работ.
Таким образом, в течение 2009 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании:
1) лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
2) выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Начиная с 1 января 2010 года вышеназванные виды деятельности осуществляются только на основании допусков СРО.
Таким образом, сейчас государство добровольно отказывается от регулирования строительной деятельности, передавая эту обязанность профессиональным объединениям строителей – саморегулируемым организациям (СРО). Они будут осуществлять фактический контроль за проведением соответствующих работ, и нести ответственность за каждого из своих участников посредством единого для всех участников компенсационного фонда и обязательного страхования гражданской ответственности. То есть устанавливается коллективная финансовая ответственность, при которой действует правило: "Виноват один – отвечают все". Причем отвечать своими деньгами придется за каждый факт причинения вреда любым из членов СРО, ведь новой редакцией Градостроительного кодекса предусмотрено, что в случае осуществления выплат из средств компенсационного фонда его размер будет восстанавливаться не только за счет средств члена СРО, по вине которого причинен ущерб, но и за счет взносов иных членов СРО.
Что необходимо знатьЧто такое СРО?СРО — это саморегулируемая организация, созданная на базе некоммерческого партнерства. 148-ФЗ предполагает создание трех видов СРО в зависимости от сферы деятельности – строительство, изыскательские работы и проектирование. СРО, члены которых осуществляют деятельность в сфере изыскательских работ и проектирования, должны состоять не менее чем из 50 членов – организаций или индивидуальных предпринимателей. В СРО в сфере строительно-монтажных работ должно входить не менее 100 организаций и предпринимателей.
Члены СРО своими силами и средствами участвуют в ее деятельности, за счет собственных средств формируют компенсационный фонд и поддерживают его в достаточном состоянии. При этом членом СРО может стать любая организация, удовлетворяющая требованиям соответствующей СРО.
Необходимо обратить внимание на то, что в случае аффилированности двух или более членов при подсчете численности все они считаются как один, но затраты на вступление в СРО, участие в ней и ее компенсационном фонде несут как самостоятельные организации.
Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведение реестра указанных организаций осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (Постановление Правительства РФ №864 от 19.11.2008 г.).
Компенсационный фонд и взносы на содержание СРО148-ФЗ вводит такое понятие, как компенсационный фонд СРО, который формируется из взносов ее членов. Предполагается, что если в случае некачественного выполнения строительно-монтажных, проектировочных или изыскательских работ будет нанесен вред жизни, здоровью или имуществу физических лиц, окружающей среде и т.д., то организация, допустившая своего члена к выполнению этих работ, будет компенсировать вред из этого фонда.
Соответственно, закон определяет и немалые суммы взносов в компенсационный фонд. При отсутствии в уставе СРО обязательного требования о страховании ответственности подрядчика взносы в компенсационный фонд строительно-монтажной СРО составляют не менее 1 млн рублей на каждого члена, в фонд СРО в сфере проектирования и изыскательских работ – не менее 500 тысяч рублей. Если же устав СРО требует наличие страховки, то суммы взносов снижаются – до 300 тысяч у строителей и 150 тысяч рублей у проектировщиков и изыскателей.
Кроме того, для осуществления функций СРО предполагается внесение вступительных и ежегодных членских взносов в размере, необходимом для ее содержания. Размер этих взносов, правила их внесения, использования и контроля за использованием определяются самой СРО в ее внутренних документах.
Свидетельство о допуске
Свидетельство о допуске – документ аналогичный лицензии, выдаваемый СРО на основании заявления претендента и содержащий перечень работ, к которым допущена обладающая им организация или предприниматель. Свидетельство о допуске выдается только в случае соответствия претендента всем требованиям, предъявляемым для выполнения соответствующих работ. Требования, предъявляемые для выполнения соответствующих работ, устанавливаются федеральными законами и могут быть дополнены самой СРО. Свидетельство о допуске к соответствующим работам может быть выдано только одной СРО и действует на всей территории Российской Федерации.
С кем быть?Если с терминологией и условиями деятельности СРО все более-менее понятно, то у любого руководителя организации, работающей в сфере строительства, изыскательских работ или проектирования, возникает вопрос: в какую СРО вступать? Конечно, на данный момент как таковые СРО в Российской Федерации отсутствуют, ведется только подготовительная работа по их созданию. Тем не менее, вопрос о том, как выбрать СРО, актуален уже сейчас.
Выбор СРО для строителей теперь не менее важен, чем выбор банка или страховой компании. Проблема в том, что статус СРО приобретается только с момента внесения записи об этой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, который должен вестись органом надзора за СРО (ст. 55.18 Градостроительного кодекса). Такого реестра пока нет. Так что если вам предложат вступить в СРО, которая "уже давно существует", узнайте, а есть ли запись о такой саморегулируемой организации в государственном реестре СРО, кто его ведет и как с ним можно ознакомиться. Не позволяйте себя обманывать.
Вызывает сожаление также и то, что действующее законодательство оставляет широкое поле для появления "СРО-пирамид", которые могут в любой момент исчезнуть вместе с компенсационным фондом, в который вы внесете свои деньги. Например, сразу или по истечении короткого времени после приобретения статуса СРО (то есть, в частности, при формировании компенсационного фонда в размере от 15 до 100 млн рублей без учета денег на ее счетах от вступительных и членских взносов) появляется лже-Заказчик с претензиями о компенсации, которая ему выплачивается, и после этого СРО "рассыпается". Выплату компенсации, конечно, можно оспаривать в суде, но любое судебное разбирательство — это время и деньги, а без компенсационного фонда СРО автоматически теряет свой статус, и все выданные ею свидетельства утрачивают силу. Таким образом, осуществлять строительную, проектировочную или изыскательскую деятельность ваша организация уже не сможет. Кроме того, вы потеряете деньги – взносы в компенсационный фонд, вступительный и членские взносы, и вам придется еще раз изыскивать эту сумму, чтобы вступить в другую СРО. Очевидно, что сегодня, в условиях кризиса ликвидности, подобные схемы могут нанести непоправимый ущерб вам и вашей компании.
Кроме того, пресловутые взносы и в стабильные времена были весьма существенной суммой для многих организаций – в первую очередь, для малого и среднего бизнеса. Сегодня они могут стать непосильным бременем для таких фирм, и в этом одна из основных проблем введения института СРО в сфере строительства.
Еще один существенный момент: в случае недостаточного внимания со стороны рядовых членов СРО к разработке ею учредительных документов возникает угроза создания так называемой "организации одного лица", в которой решения принимаются одним человеком – руководителем, либо узкой группой лиц, входящих в исполнительный коллегиальный орган. Такие решения (в том числе об исключении из СРО, приостановлении действия свидетельств о допуске) оспорить будет очень сложно, а переизбрать исполнительный орган – практически невозможно. Исключение же из СРО ведет все к той же утрате всех взносов оплаченных в СРО, а приостановление свидетельства о допуске – к невозможности осуществлять строительную деятельность.
Объединяйтесь в своих интересах!Профессиональное объединение — это не только дополнительные затраты и обязанности, есть в нем и неоспоримые плюсы.
Одной из целей саморегулирования является представительство и защита интересов членов СРО в их взаимоотношениях между собой, с потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
Статья 4 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" предоставляет СРО право от своего имени и в интересах своих членов обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации.
В условиях разразившегося экономического кризиса в рамках СРО будет легче искать пути выхода из кризиса.
Да и затраты на создание и содержание СРО можно использовать в интересах ее членов, если, конечно, заранее позаботиться о контроле за их использованием. Объединяя финансовые ресурсы, члены СРО могут совместно приобретать дорогостоящие информационные базы данных, оплачивать обучение своих работников в лучших учебных заведениях, привлекать для оказания юридической помощи как самой СРО, так и ее членам наиболее квалифицированных специалистов, проводить консультации членов СРО у ведущих специалистов–строителей, что вряд ли сможет себе позволить отдельно взятое предприятие малого, да и среднего бизнеса.
Как выбрать СРООбобщая сказанное, позволим себе дать несколько советов по выбору СРО.
1. Главное – необходимо выяснить, кем создано некоммерческое партнерство и кто им управляет. Если эта организация заявляет себя как СРО, то нужно узнать, зарегистрирована ли она государственном реестре СРО, и проверить полученную информацию.
2. Узнайте также, какие организации и предприниматели уже является членами этой организацией. Какова их история? В чем они себя проявили? – ведь отвечать придется и за них!
3. Пообщайтесь с членами этой организации. Попытайтесь понять, насколько они искренни в общении с вами. Каким образом принимаются решения? Соответствует ли это принятым самой организацией правилам?
4. Изучите учредительные документы и найдите ответ на вопросы: в какой мере при принятии основных управленческих решений учитываются интересы рядовых членов организации? Сможете ли вы повлиять на принятие того или иного решения?
5. Затребуете и внимательно прочитайте внутренние документы организации: положение об органах управления и исполнительном органе, положение о формировании сметы доходов и расходов, порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, правила саморегулирования, порядок приема в члены организации, требования к выдаче свидетельств и т. п.
Всю эту информацию вам обязаны предоставить – иначе это "ловушка".
6. Изучите положение о контрольной комиссии. Здесь надо быть особенно внимательным. Согласно 148-ФЗ проверки контрольной комиссией в отношении каждого члена должны проводиться не реже одного раза в год, а чаще — можно. Возможна ситуация когда вас как "неудобного" или по любой другой причине могут просто "запроверять".
7. Поинтересуйтесь, какие виды помощи в Вашей предпринимательской деятельности предлагаются уже сегодня. Полезно ли это будет Вам?
8. И наконец, финансовая сторона. Нужно выяснить порядок принятия финансового плана, размер единовременных и периодических членских взносов, порядок их внесения, использования и – самое главное — кто и в каком порядке осуществляет финансовый контроль, насколько доступны его результаты простым членам организации, как принимаются решения по результатам выявленных контрольным органом нарушений в финансовой сфере. Также полезно узнать, могут ли собираться целевые взносы, и если могут, то в каких случаях и в каком порядке? Кто фактически принимает решение об этом и чем подтверждается их необходимость? Ведь при принятии такого решения вы будете обязаны его исполнять, неся дополнительные финансовые затраты.
9. Если сформирован компенсационный фонд, то полезно узнать, кто и как управляет компенсационным фондом. Если его еще нет, нужно поинтересоваться, как планируется организовать управление им после создания? По какому принципу формируется этот фонд, то есть, кто сколько платит? Это важно, так как может оказаться так, что за вас уже заплатили, а это потенциальная угроза потери самостоятельности.
Время принятия решения уже пришло. 2009 год обещает быть и без этого тяжелым, поэтому присматриваться и выбирать времени очень мало.
Будьте осторожны в принятии Вашего решения. СРО в которую Вы собираетесь вступать, должна не мешать, а помогать, ведь в первую очередь – это Некоммерческое ПАРТНЕРСТВО.
Источник: издание "Частник" (Ивановская область), www.chastnik.ru |
Похожие статьи
Саморегулирование ( СРО ). Перечень СРО. Документы. Статьи, полезные материалы. | |
Саморегулирование ( СРО )
Саморегулируемые организации:
Перечень СРО в каталог компаний: Саморегулируемые организации СРО. Профессиональные объединения.
Документы о СРО ... Читать полностью |
Приостановление допуска СРО: мера контроля | |
Саморегулируемые организации получили в свои руки достаточное количество власти, чтобы сделать рынок, на просторах которого они работают, качественным и при этом избавить заказчиков от недобросовес ... Читать полностью |
Вступление в СРО. Перечень работ, требующих вступления в СРО |
Приказ Минрегионразвития №624 утверждает Перечнь работ, требущих вступления в СРО.
В приказе указаны и сроки вступления данного перечня в силу.
Читать: При ... Читать полностью |
О саморегулируемых организациях |
ниже представлены выдержки из документов о СРО - саморегулируемых организациях:
Федеральный закон
1 декабря 2007 N 315-Ф3
О саморегулируемых организациях ... Читать полностью |
Зарубежная недвижимость: особенности черногорской застройки |
Раньше здесь был материал со ссылкой на продвигаемый сайт. В нем автор экспертно и замаскированно рассказывал про то, что недвижимость в Черногории - это хорошо и очень привлекательно для инв ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.