Полноприводный самосвал МЗКТ-6527 «Волат» — минский «Богатырь», который может «ходить на пуантах» Популярность грузовиков Минского завода колесных тягачей (МЗКТ) под брендом «Волат» в России достаточно высока. Во всяком случае, самосвалов данной марки. Строительные организации Москвы и Московской области интенсивно используют минских «Богатырей» (так переводится с белорусского языка название «Волат») в своей работе. В основном это самосвалы МЗКТ-65151 с колесной формулой 8×4, тяжелые седельные тягачи МЗКТ-692374 той же колесной формулы и шасси МЗКТ-692371, −692382.
Конечно, перечисленные выше модели МЗКТ — это, всего лишь, небольшая часть той техники, выпускающейся белорусским предприятием, которое образовалось, как самостоятельное, после развала СССР в 1991 году путем отделения Специализированного конструкторского бюро (СКБ) от ПО «БелАвтоМАЗ», т. е. от самого Минского автозавода (МАЗ). Самыми знаменитыми автомобилями для армии во времена Советского Союза были засекреченные ракетовозы МАЗ-543, −543А и −543М. Но это уже история.
Сегодня МЗКТ сосредоточил свои усилия на производстве гражданской техники, имея в своем арсенале собственное очень мощное производство: металлургическое, механосборочное и автосборочное, инструментальное. А так же уникальное конструкторское подразделение и испытательную базу.
Автомобиль-самосвал МЗКТ-6527 «Волат», который был предоставлен нам на редакционные испытания испытательным центром МЗКТ и группой компаний «Спецавтострой», являющейся официальным дилером МЗКТ на территории РФ, тоже уникален, в своем роде. Вот мы и решили провести, практически, весь комплекс испытаний (кроме устойчивости и управляемости) с этим автомобилем.
Уникальность самосвала МЗКТ-6527 заключается в том, что полноприводный автомобиль с колесной формулой 8×8 с колесами с одноошиновкой, грузоподъемностью 27 т. и полной массой 48 т, может использоваться эксплуатационниками, как на бездорожье, так и на дорогах общего пользования. Ширина шасси минского самосвала 2500 мм (без учета по ширине зеркал), а распределение массы на передние две оси 10,5 т, а на заднюю тележку — 13,5 т. Если рассчитать нагрузку на каждую из четырех осей, то получится масса, допускающаяся законодательством по использованию дорог общего пользования, как в Беларуси, так и в России. Вот и получается, что «Богатырь» может «ходить на пуантах», т. е. без большой нагрузки на грунт.
И, как оказалось, «ходить» он может по асфальтовым дорогам очень хорошо.
Первым и основным испытанием в нашей программе было определение расхода топлива и динамических свойств самосвала МЗКТ-6527 (8×8) по методике, изложенной в ГОСТ 20306-90 и ГОСТ 20576-90. Эта методика включает в себя замеры расхода топлива на постоянных скоростях на пути в один километр, в режиме имитации городского движения (ИГД), а также разгонную динамику автомобиля и его выбег. Все замеры производятся в двух весовых категориях: автомобиль в снаряженном состоянии и автомобиль при полной массе. Других методик и замену, как бы ушедшим в прошлое ГОСТам, никто не придумал. Есть предположение, что вместо них придут на замену «Технические регламенты», принимаемые Государственной думой. Только их нет, и не скоро эти регламенты, видимо, появятся. А испытывать продукцию автопрома надо не завтра, а сегодня. Технический прогресс на месте не стоит, а «Техрегламент» является его тормозом, поскольку не может быстро реагировать на происходящие эволюционные новшества, как это мог делать ГОСТ. Но это тема отдельного разговора.
А в результате испытаний мы получили вполне приемлемые цифры для такого класса автомобилей, как по расходу топлива, так и по динамическим свойствам (см. «Протокол и результаты испытаний»). Во время этих испытаний можно было оценить работу всего силового агрегата и ходовой части минского самосвала-полноприводника.
Очень порадовала динамика разгона автомобиля в снаряженном состоянии. Никаких задержек у него не было. И не только потому, что 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель ЯМЗ-7511 мощностью 400 л. с. плавно, но уверенно, набирает обороты, но и потому, что отлично работает коробка передач и ее привод. Передачи переключаются без задержек быстро и точно, за счет чего и разгонная динамика у машины очень хорошая. Причем, это касается не только пустого, но и груженого автомобиля, хотя, если честно, мы боялись за то, что полная масса резко снизит показатели замеров минского самосвала. К нашему удовлетворению, этого не произошло.
На тестируемом автомобиле, как нам сказали представители МЗКТ, не была установлена антиблокировочная система тормозов (ABS). Поэтому мы решили проверить работу тормозов. Эти испытания проводятся на автомобиле полной массы. Установили приборы, основным из которых является, так называемое, «пятое колесо», и поехали тормозить в соответствии с методикой данных испытаний. Разгон — торможение, разгон — торможение и т. д. В общем, по результатам этих циклов, можно сказать: автомобиль-самосвал МЗКТ-6527 «Волат» уложился по торможению в эксплуатационные параметры. Но... Это «но» относится именно к установке на самосвал системы ABS. Тормозные испытания, в отличие от топливной экономичности и динамики, входят в сертификацию АТС, а, по ее условиям, машины не оснащенные такой системой на территории РФ сертификацию не получают. Так, что наш совет специалистам МЗКТ — устанавливайте ABS. Цена автомобиля с этой установленной системой не очень то и повысится. Зато машины будут без проблем продаваться в России. Да и безопасности такая система не повредит, а только ее укрепит.
Ходовой части полноприводного самосвала мы решили провести два испытания. Одно на треке с искусственными неровностями, другое — на грунтовой дороге с подъемами и спусками большой крутизны.
На треке нам было интересно посмотреть, как непосредственно работает ходовая часть с изменяющимся профилем. Во время испытаний мы взяли рулетку и стали замерять... Нет, не ход подвесок, а оставшееся расстояние колес, находящихся на искусственной «кочке», до крыльев. Т. е. сколько остается свободного места между колесом и его крылом в снаряженном состоянии автомобиля, чтобы рассчитать, в последующем, грузоподъемность, при которой выберется весь свободный ход любого колеса на каждой из четырех осей. Для чего это было необходимо знать? Да потому, что водители, не смотря определенную массу грузоподъемности, указанную в техпаспорте автомобиля, «забрасывают» кузов грузом с превышением грузоподъмности на 3—5 т, а некоторые и на все 8 т. больше, чем положено. А, поскольку, мотор позволяет хорошо разогнаться, то и «пылят» или скользят по грунтовым дорогам, что есть мочи в автомобили. Последствие: преждевременный износ деталей и агрегатов, и, в конечном итоге, быстрое списание автомобиля на свалку. Чтобы понять, есть ли вероятность, при постановки вопроса о перегрузе МЗКТ-6527, его скорейшая «кончина», мы и рассчитали, что загрузить самосвал по полной массе 47,2 т, а не 46 т, как указано в теххарактеристике. Если полная масса автомобиля при эксплуатации его на грунтовых дорогах с большими неровностями будет превышать ту, которая была во время испытаний, то служба этой машины сократится в два раза, чем заявленная заводом-изготовителем. Даже при уникальном двойном запасе прочности всех деталей и агрегатов ходовой части, оставшейся «в наследство» гражданской технике МЗКТ от военной. А на грунтовой дороге с подъемами и со спусками большой крутизны минский самосвал-полноприводник вел себя, как на асфальте. Только и мелькал перед объективом фотокамеры: то вверх, то вниз, то вверх, то вниз. Мотор тянет хорошо, сцепление и коробка передач работают, как часы. Даже блокировок не надо было включать. Правда и грязи, как таковой не было, поскольку во время испытаний ни одна капля дождя не упала на землю. А было бы очень любопытно, как бы повел себя «Волат» в условиях полной хляби на этом испытательном участке автополигона НИЦИАМТ ГУП «НАМИ»? После грунтовых подъемов, наш «подопытный» побывал на булыжной дороге, и дороге, покрытой брусчаткой с волнистыми неровностями (так называемая «Бельгийская мостовая» и, под конец наших испытаний, «освежили» и «умыли» автомобиль, прогнав его, в качестве брода, через мелководную ванну.
В общем полноприводный самосвал МЗКТ-6527 «Волат» оставил отличные впечатления. Помимо ходовых качеств, очень понравилась топливная система с двумя баками и переключателями подачи топлива. Прокачка топливной системы производится не посредством клапана, а специальным рычагом привода, установленным в доступном, удобном месте. К этому надо прибавить колеса с автоматической и ручной регулировкой давления воздуха в шинах. Укомплектован самосвал шинами Michelin с крупными грунтозацепами. Правда, при движении по асфальту, такая резина очень шумит, но такой автомобиль предназначен больше для езды по бездорожью, а не по асфальто-бетонному покрытию.
Что касается кабины, то... Если честно, то и не знаешь, что и сказать по поводу ее дизайна. Практически, вся продукция МЗКТ комплектуется кабинами МАЗа старой модели. И дизайн ее соответствующий. К сожалению, на МЗКТ нет своего, как такового, производства кабин и приобретаются они у соседей, у МАЗа. Проблему кабин на заводе пытаются решить, но, пока, это дело продвигается с трудом.
Тем не менее, кабину МАЗа специалисты МЗКТ, все-таки, модернизировали на сколько это было возможно. Комфортно расположится за рулем, водителю позволяет кресло на пневмоподвеске с определенным количеством регулировок и регулируемая рулевая колонка с двумя рычагами привода механизма регулировки. Напольная кнопка моторного замедлителя («горного тормоза»), которая устанавливается на полу кабины МАЗа, исчезла. Ее заменила кнопка электрического включения, расположенная на панели приборов.
Удобно расположен рычаг привода коробки передач — не надо никуда тянуться рукой. Рядом с ним находится пульт управления подъемным устройством кузова. При этом нет никаких рычагов, как на многих самосвалах даже импортного производства. Плюс к этому, подъемным механизмом можно управлять и снаружи.
Садится в кабину удобно водителю высокого роста. Он и до поручней спокойно дотягивается, и ногу на первую ступеньку высоко поднимать не надо. Человек же небольшого роста, для того, чтобы достать наружный правый поручень, должен подпрыгнуть, затем подтянуться и поставить ногу на нижнюю ступень лестницы. Проще было бы опустить ниже крепление поручня и, тогда бы, человеку небольшого роста, для посадки в кабину, не надо было бы подпрыгивать.
Зато обслуживать ветровое стекло водителю очень удобно. Не надо никаких специальных ступенек на бампере. На него можно сразу встать со ступенек кабины, придерживаясь только за кронштейн наружного зеркала. А мощный сварной бампер настолько широк, что по нему можно просто ходить.
Хорошо было бы еще и водительское анатомическое кресло на данный автомобиль поставить. Почему? Да очень просто это объяснить. Во время движения по грунтовой дороге или бездорожью машина очень сильно качается и с того кресла, которое установлено, водитель слетает, спрыгивает. В общем, на внедорожном полноприводном самосвале необходимо устанавливать анатомические кресла с боковыми мощными поддержками на подушке и спинке сидения. Иначе на кочках автомобилем сложно управлять. Поучается, что при ходовых качествах бронетранспортера, да комфорте легкового внедорожника, самосвал МЗКТ-6527 «Волат» (8×8) был бы абсолютно идеальным транспортным средством для строительных работ, в основном, в Сибири и на Дальнем Востоке. Конечно же, и в Европейской части России, где не ступала нога человека.
В заключении хотелось бы сказать... Хотя, чего говорить, поноприводный (8×8) внедорожный самосвал «Волат» из Минска будет востребован на российском рынке, поскольку машин такого класса отечественный автопром, к сожалению, не производит.