”Однажды Джеймс Ватт зашел на кухню, где варилась капуста, и увидел, как подпрыгивает крышка над кастрюлей. ”Дайте подумать, дайте подумать”, — пробормотал он, потирая лоб. И за миг изобрел паровую машину”. Это отрывок из сатирической книги о выдающихся изобретениях и открытиях венгерского писателя Джорджа Микиша ”Как быть чужестранцем”. В действительности все было совсем иначе.
Паровая машина существовала еще до Ватта. Ее в 1712 году сконструировал Томас Ньюкомен. Но она была такой несовершенной, что годилась лишь для откачивания воды из шахт и рудников. К тому же часто выходила из строя, потребляла много угля и очень грохотала. Джон Андерсон, профессор физики университета шотландского города Глазго, попросил местного механика 28-летнего Джеймса Ватта отремонтировать и усовершенствовать действующий макет ”огненной машины” Ньюкомена.
— Был замечательный субботний день, и я пошел на прогулку, — вспоминал Ватт. — Все мои мысли врашались вокруг этой проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот миг в голове мелькнула идея...
На исходе прогулки Ватт уже имел ”полное представление, что нужно было делать”. Его паровая машина после первых усовершенствований была вдвое эфективнее, чем аппарат Ньюкомена. Но изобретатель долго не мог найти компаньонов, которые заинтересовались бы ее выпуском. А между тем изобретатель, чтобы прокормить семью, должен был браться за разную работу. Проводил геодезические исследования, работал на строительстве каналов, сооружал порты и пристани. ”Ничего не может быть большим позором для человека, чем браться не за свое дело, — записывает он. — Я предельно апатичен, мои рабочие не исполняют свои обязанности, клерки и приказчики обманывают меня, я имею несчастье видеть и понимать это”.
Отдушиной оставалось изобретательство. ‘Все мои мысли, — пишет в то время, — несутся к паровой машине: я не могу думать ни о чем другом’. Он длительное время ее совершенствует и наконец в 1782 году получает патент на паровой двигатель. В нем впервые применил механизм для превращения прямолинейного движения во вращательное. А через два года Ватту выдают патент на универсальный паровой двигатель.
В это время изобретатель получает предложение от Российской академии наук работать в России. Тамошнее правительство предложило английскому инженеру ”занятие, сообразное с его вкусом и познаниями” с ежегодной платой 1000 фунтов стерлингов — теперешние почти $100 тыс. В Британии переполошились. Поэт Эразм Дарвин — дед натуралиста Чарльза Дарвина — написал изобретателю: ”Боже, как я испугался, когда услышал, что российский медведь зацепил вас своей огромной лапой и тянет в Россию! Умоляю не ехать, если только это возможно”.
Бирмингемский промышленник Мэтью Болтон, чтобы удержать изобретателя на родине, создал компанию ”Болтон и Ватт”. Она наконец начала промышленный выпуск паровой машины. Ее покупают владельцы шахт, рудников, мануфактур, заводов. И уже вскоре ”Паровая машина Ватта” повлекла промышленную революцию в Англии. С ее помощью могли не только откачивать воду, но и приводить в движение верстаты, корабли, экипажи.
1736, 19 января — Джеймс Ватт родился в Шотландии, в городке Гринок возле Глазго в семье купца. Читать его научила мать, а письму и арифметике — отец. Из-за слабого здоровья Джеймс редко ходил в школу, много учился сам. В школе его считали тупым. Подростком увлекался астрономией, химическими опытами. Знакомые и родственники называли его мастером на все руки. ”Он редко вставал рано, — пишет в своих воспоминаниях его тетя, — но за несколько часов занятий успевал сделать больше, чем обычно люди делают за несколько дней”
1755 — отец отправил сына в Лондон, чтобы Джеймс обучился слесарному делу. В столицу добирался 12 дней верхом на коне. За год овладел программой, рассчитанной на семь лет. Получил диплом мастера математических и астрономических инструментов. Вернувшись домой, начал работать механиком в университете Глазго, открыл мастерскую по ремонту техники
1774 — построил первую паровую машину
1785 — одну из машин Ватта установили в Лондоне на пивоваренном заводе Семюэла Витбреда для размалывания солода. Устройство, которое выполняло работу 24 лошадей, сохранилось до наших дней
1819, 25 августа — Ватт умер в Хендсворде возле Бирмингема. Похоронен в приходской церкви. Из шести его детей пережил отца лишь старший сын. Остальные умерли от чахотки, двое еще в детском возрасте
1882 — Британская ассоциация инженеров назвала ваттом единицу мощности. Ватт ввел понятие ”конская сила”. Этим обозначил количество груза, которое поднимает за минуту водяной насос, приводимый в движение конем
Александр ГУНЬКО
gazeta.ua