Паровая машина. Паровой двигатель Ватта: история.

Дата размещения: 19 января 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

”Однажды Джеймс Ватт зашел на кухню, где варилась капуста, и увидел, как подпрыгивает крышка над кастрюлей. ”Дайте подумать, дайте подумать”, — пробормотал он, потирая лоб. И за миг изобрел паровую машину”. Это отрывок из сатирической книги о выдающихся изобретениях и открытиях венгерского писателя Джорджа Микиша ”Как быть чужестранцем”. В действительности все было совсем иначе.

Паровая машина существовала еще до Ватта. Ее в 1712 году сконструировал Томас Ньюкомен. Но она была такой несовершенной, что годилась лишь для откачивания воды из шахт и рудников. К тому же часто выходила из строя, потребляла много угля и очень грохотала. Джон Андерсон, профессор физики университета шотландского города Глазго, попросил местного механика 28-летнего Джеймса Ватта отремонтировать и усовершенствовать действующий макет ”огненной машины” Ньюкомена.

— Был замечательный субботний день, и я пошел на прогулку, — вспоминал Ватт. — Все мои мысли врашались вокруг этой проблемы. Подошел к дому пастуха, и в этот миг в голове мелькнула идея...

На исходе прогулки Ватт уже имел ”полное представление, что нужно было делать”. Его паровая машина после первых усовершенствований была вдвое эфективнее, чем аппарат Ньюкомена. Но изобретатель долго не мог найти компаньонов, которые заинтересовались бы ее выпуском. А между тем изобретатель, чтобы прокормить семью, должен был браться за разную работу. Проводил геодезические исследования, работал на строительстве каналов, сооружал порты и пристани. ”Ничего не может быть большим позором для человека, чем браться не за свое дело, — записывает он. — Я предельно апатичен, мои рабочие не исполняют свои обязанности, клерки и приказчики обманывают меня, я имею несчастье видеть и понимать это”.

Отдушиной оставалось изобретательство. ‘Все мои мысли, — пишет в то время, — несутся к паровой машине: я не могу думать ни о чем другом’. Он длительное время ее совершенствует и наконец в 1782 году получает патент на паровой двигатель. В нем впервые применил механизм для превращения прямолинейного движения во вращательное. А через два года Ватту выдают патент на универсальный паровой двигатель.

В это время изобретатель получает предложение от Российской академии наук работать в России. Тамошнее правительство предложило английскому инженеру ”занятие, сообразное с его вкусом и познаниями” с ежегодной платой 1000 фунтов стерлингов — теперешние почти $100 тыс. В Британии переполошились. Поэт Эразм Дарвин — дед натуралиста Чарльза Дарвина — написал изобретателю: ”Боже, как я испугался, когда услышал, что российский медведь зацепил вас своей огромной лапой и тянет в Россию! Умоляю не ехать, если только это возможно”.

Бирмингемский промышленник Мэтью Болтон, чтобы удержать изобретателя на родине, создал компанию ”Болтон и Ватт”. Она наконец начала промышленный выпуск паровой машины. Ее покупают владельцы шахт, рудников, мануфактур, заводов. И уже вскоре ”Паровая машина Ватта” повлекла промышленную революцию в Англии. С ее помощью могли не только откачивать воду, но и приводить в движение верстаты, корабли, экипажи.

1736, 19 января — Джеймс Ватт родился в Шотландии, в городке Гринок возле Глазго в семье купца. Читать его научила мать, а письму и арифметике — отец. Из-за слабого здоровья Джеймс редко ходил в школу, много учился сам. В школе его считали тупым. Подростком увлекался астрономией, химическими опытами. Знакомые и родственники называли его мастером на все руки. ”Он редко вставал рано, — пишет в своих воспоминаниях его тетя, — но за несколько часов занятий успевал сделать больше, чем обычно люди делают за несколько дней”

1755 — отец отправил сына в Лондон, чтобы Джеймс обучился слесарному делу. В столицу добирался 12 дней верхом на коне. За год овладел программой, рассчитанной на семь лет. Получил диплом мастера математических и астрономических инструментов. Вернувшись домой, начал работать механиком в университете Глазго, открыл мастерскую по ремонту техники

1774 — построил первую паровую машину

1785 — одну из машин Ватта установили в Лондоне на пивоваренном заводе Семюэла Витбреда для размалывания солода. Устройство, которое выполняло работу 24 лошадей, сохранилось до наших дней

1819, 25 августа — Ватт умер в Хендсворде возле Бирмингема. Похоронен в приходской церкви. Из шести его детей пережил отца лишь старший сын. Остальные умерли от чахотки, двое еще в детском возрасте

1882 — Британская ассоциация инженеров назвала ваттом единицу мощности. Ватт ввел понятие ”конская сила”. Этим обозначил количество груза, которое поднимает за минуту водяной насос, приводимый в движение конем

Александр ГУНЬКО

gazeta.ua







Похожие статьи

Двигатели ЯМЗ для «КамАЗ-Мастер»
В 1994 году российская команда «КамАЗ-Мастер» обратилась к Ярославскому моторному заводу с просьбой разработать гоночный мотор для участия в ралли-рейдах Париж-Дакар. Двигател ...
Читать полностью

Синтепон. Оборудование
Новый мини-завод для производства синтепона 1. Техническая характеристика: 1) Мах. ширина синтепона: 1600, 2300, 3000мм 2) Вес синтепона: 80-400гр./кв. м 3) Производительность: 120- ...
Читать полностью

Встраиваемая пароварка Neff — для поклонников здорового питания
Пища, приготовленная на пару, самая здоровая — в один голос признают диетологи. Паровая обработка позволяет сохранить натуральный цвет продуктов, но главное — максимум питательных вещес ...
Читать полностью

Как бороться с засорами канализации: прочистная машина RIDGID
Ручная прочистная машина - быстрый способ освободить трудопровод от засоров,  спираль проходит в трубопровод и очищает его
Новая прочистная машина RIDGID поможет справиться с засором даже неспециалисту Компания RIDGID, ведущий мировой производитель профессионального инструмента для монтажа и эксплуатации трубопрово ...
Читать полностью

Электростанции комбинированного цикла
В настоящее время можно выделить два основных типа электростанций комбинированного цикла. Это парогазовые установки (STAG), и электростанции, работающие по принципу внутрицикловой газификации ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск