Отрегулируй систему – форточки закроются сами |
Статья от компании ООО "Новости теплоснабжения" Дата размещения: 15 января 2010 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
В 2003-2004 годах в Томске реализована программа «Народный счётчик». Основная цель программы – упорядочить расчёты населения за потребляемое тепло. Из бюджета выделено 146 млн. рублей для установки в жилых домах приборов учёта тепловой энергии. Деньги освоены, счётчики установлены, можно подводить первые итоги. Рассчитываться за тепло по счётчикам жители начали с октября 2004 г., поэтому достаточных для серьезного экономического анализа цифр ещё не накопилось, однако выявился ряд организационных и технических проблем, которые можно и нужно обсуждать. Ещё недавно жители города расплачивались с теплоснабжающей организацией по балансовому методу. Если коротко, то его суть в том, что на всех теплоснабжающих предприятиях стоят приборы, фиксирующие количество отправленного в трубы теплосистемы тепла, и эта сумма делится на всех. При таком подходе потери в магистральных и распределительных сетях оплачиваются горожанами. Теплоснабжающие организации не очень заинтересованы в борьбе с потерями, горожане не могут понять, откуда берутся цифры платежей. С февраля 2004 года город перешёл на нормативный метод оплаты. Томск является одним из немногих городов, перешедших на него и это в большей степени заслуга Антимонопольной службы Томской области и нашего центра энергосбережения. Скажем так, что работа была проделана очень большая. За основу при выборе нормативов взяты данные Региональной энергетической комиссии. При этом выяснилось, что РЭК даёт нормативы в одних единицах измерения, «Томскэнерго» считает в других. У всех всё разное. Например, «Томскэнерго» считает отпущенную энергию в Гигакалориях, а жители оплачивают тепло в рублях за квадратный метр жилой площади. Когда мы привели все эти показатели в один формат, то увидели истинную картину. В частности, иногда получалось, что теплоснабжающие организации отпускали больше тепла, чем производили. После установки теплосчётчиков открылась другая картина: «оказалось», что дома разных конструкций и сроков постройки потребляют тепло в разных количествах. Конечно, хуже всех оказались дома старой застройки, с большими теплопотерями. Перед городскими властями встал вопрос: кто должен оплачивать эти потери, а также потери на теплотрассах? Получилось, что в старых и ветхих домах жители будут платить за тепло иногда в 2…2,5 раза больше, чем жители новостроек. Но губернатор заявлял, что жители не должны пострадать от реализации этой программы, население не должно платить за тепло свыше утверждённых нормативов теплопотребления. В случае возникновения превышения, его возьмет на себя бюджет области. В какие цифры это выльется, говорить ещё рано, но некоторые источники называют суммы порядка 20 млн. рублей за текущий отопительный сезон. Нам представляется, что проблема не только в организации учёта и расчёта нормативов теплопотребления. Прежде всего, при вводе коммерческого учёта тепловой энергии в муниципальном жилье должны быть учтены интересы всех заинтересованных сторон. Отсюда принцип – не навреди: комфортному проживанию в квартирах; расходам населения; бюджету. Для обеспечения этих условий программа должна состоять из нескольких направлений, каждое из которых обеспечивает результативность в целом: - установка теплосчётчиков; - обучение основам теплосбережения и пользования системой учёта, регулировки и настройки систем отопления. И, прежде всего, учить надо руководителей, затем среднее звено и каждого работника жилищно-коммунального хозяйства; - регулирование систем теплоснабжения на каждом объекте. Утепление зданий, закрытие дверей и т.п.; - разъяснительная работа с населением; - поэтапное введение приборов коммерческого учёта там, где выполнены остальные мероприятия; - наладка гидравлических режимов распределительных сетей в целом. Понятно, что организация расчёта горожан по теплосчётчикам является заботой не только тех жилищных и энергоснабжающих организаций. Должен грамотно сработать административный ресурс, подталкивающий всех и каждого к достижению общей цели. Жилищные организации подняли шум, что в некоторых домах очень большое теплопотребление, и отрегулировать расход тепла в них не удаётся. Наш Центр выполнил объезд и осмотр указанных домов. Как правило, это дома старой постройки, 50-х годов и ранее. Взору предстала характерная картина. Во всех домах форточки настежь, во многих окнах нет вторых рам, окна не уплотнены. Жильцам и так тепло, а иногда и жарко! Так что же, жилец виноват? Конечно, нет! Отрегулируйте систему отопления, устраните перегрев, и у него форточки автоматически закроются, и он платить будет меньше, и денег из бюджета просить не надо будет. А теплоснабжающей организации, чем больше отпускает тепла, тем лучше. Механизма экономического воздействия у государства нет. Вот здесь и нужен административный ресурс. Мне представляется нецелесообразным ввод счётчиков на всех объектах одновременно. Надо взять одну магистраль, отрегулировать её полностью, оценить результаты, сделать выводы, учесть все недочеты, и только потом переходить на следующие объекты. Ну, и последнее условие достижения успеха. После введения системы коммерческого учёта (да и до того тоже) надо выполнять требования «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а именно: 5.1.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны: - проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу; - своевременно производить наладку, ремонт, и реконструкцию инженерных систем и оборудования. 5.2.4. Слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии. Очень важно, чтобы после установки счётчиков их обслуживали профессионалы. В этом смысле необходимо создать условия для возникновения и развития энергосервисных организаций. Сейчас мы готовим программу, которую можно назвать «Народный счётчик –2» по учёту отпускаемой населению воды. При её разработке мы учитываем опыт, полученный в ходе реализации первой программы. Яворский М.И. заслуженный энергетик России директор Регионального центра управления энергосбережением г. Томск |
Похожие статьи
Что делать, если не утекает вода из ванны? | |
Эта проблема может возникнуть как в ванной, так и в душевой кабине
В строительстве нашего загородного дома начался новый этап – обустройство ванной комнаты. Всю разводку труб ... Читать полностью |
Энергосбережение в быту, учет тепла |
Выпуск 26
Энергосбережение в быту
Советы по использованию бытовых приборов с максимальным энергосберегающим эффектом. Например, для экономии энергии на электроплитах над ... Читать полностью |
Системы обогрева крыш |
С приходом зимы, перед большим количеством граждан, встает проблема снега и сосулек на крыше. Это связано с тем, что погодные аномалии практически становятся нормой, а снега выпадает все больше и б ... Читать полностью |
ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ ВАГОНКОЙ. |
Подготовка опор.
В вертикальной плоскости на каменную стену устанавливаются деревянные опорные рейки 60 ? 27 мм на расстоянии 500 мм друг от друга и крепятся оцинкованными гвоздями 6 ? 6 ... Читать полностью |
Чему поучиться у Европы? |
Российскому ЖКХ есть на чем экономить
«Зачем нам брать пример с Европы, если мы так богаты ресурсами?». Подобное можно услышать часто, да только рядовому собственнику жилья это бога ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.