Отрегулируй систему – форточки закроются сами

Статья от компании ООО "Новости теплоснабжения"
Дата размещения: 15 января 2010
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

В 2003-2004 годах в Томске реализована программа «Народный счётчик». Основная цель программы – упорядочить расчёты населения за потребляемое тепло. Из бюджета выделено 146 млн. рублей для установки в жилых домах приборов учёта тепловой энергии. Деньги освоены, счётчики установлены, можно подводить первые итоги.

Рассчитываться за тепло по счётчикам жители начали с октября 2004 г., поэтому достаточных для серьезного экономического анализа цифр ещё не накопилось, однако выявился ряд организационных и технических проблем, которые можно и нужно обсуждать.

Ещё недавно жители города расплачивались с теплоснабжающей организацией по балансовому методу. Если коротко, то его суть в том, что на всех теплоснабжающих предприятиях стоят приборы, фиксирующие количество отправленного в трубы теплосистемы тепла, и эта сумма делится на всех. При таком подходе потери в магистральных и распределительных сетях оплачиваются горожанами. Теплоснабжающие организации не очень заинтересованы в борьбе с потерями, горожане не могут понять, откуда берутся цифры платежей.

С февраля 2004 года город перешёл на нормативный метод оплаты. Томск является одним из немногих городов, перешедших на него и это в большей степени заслуга Антимонопольной службы Томской области и нашего центра энергосбережения. Скажем так, что работа была проделана очень большая. За основу при выборе нормативов взяты данные Региональной энергетической комиссии. При этом выяснилось, что РЭК даёт нормативы в одних единицах измерения, «Томскэнерго» считает в других. У всех всё разное. Например, «Томскэнерго» считает отпущенную энергию в Гигакалориях, а жители оплачивают тепло в рублях за квадратный метр жилой площади. Когда мы привели все эти показатели в один формат, то увидели истинную картину. В частности, иногда получалось, что теплоснабжающие организации отпускали больше тепла, чем производили.

После установки теплосчётчиков открылась другая картина: «оказалось», что дома разных конструкций и сроков постройки потребляют тепло в разных количествах. Конечно, хуже всех оказались дома старой застройки, с большими теплопотерями. Перед городскими властями встал вопрос: кто должен оплачивать эти потери, а также потери на теплотрассах? Получилось, что в старых и ветхих домах жители будут платить за тепло иногда в 2…2,5 раза больше, чем жители новостроек. Но губернатор заявлял, что жители не должны пострадать от реализации этой программы, население не должно платить за тепло свыше утверждённых нормативов теплопотребления. В случае возникновения превышения, его возьмет на себя бюджет области. В какие цифры это выльется, говорить ещё рано, но некоторые источники называют суммы порядка 20 млн. рублей за текущий отопительный сезон.

Нам представляется, что проблема не только в организации учёта и расчёта нормативов теплопотребления. Прежде всего, при вводе коммерческого учёта тепловой энергии в муниципальном жилье должны быть учтены интересы всех заинтересованных сторон. Отсюда принцип – не навреди: комфортному проживанию в квартирах; расходам населения; бюджету.

Для обеспечения этих условий программа должна состоять из нескольких направлений, каждое из которых обеспечивает результативность в целом:

-  установка теплосчётчиков;

-  обучение основам теплосбережения и пользования системой учёта, регулировки и настройки систем отопления. И, прежде всего, учить надо руководителей, затем среднее звено и каждого работника жилищно-коммунального хозяйства;

-  регулирование систем теплоснабжения на каждом объекте. Утепление зданий, закрытие дверей и т.п.;

-  разъяснительная работа с населением;

- поэтапное введение приборов коммерческого учёта там, где выполнены остальные мероприятия;

- наладка гидравлических режимов распределительных сетей в целом.

Понятно, что организация расчёта горожан по теплосчётчикам является заботой не только тех жилищных и энергоснабжающих организаций. Должен грамотно сработать административный ресурс, подталкивающий всех и каждого к достижению общей цели.

Жилищные организации подняли шум, что в некоторых домах очень большое теплопотребление, и отрегулировать расход тепла в них не удаётся. Наш Центр выполнил объезд и осмотр указанных домов. Как правило, это дома старой постройки, 50-х годов и ранее. Взору предстала характерная картина. Во всех домах форточки настежь, во многих окнах нет вторых рам, окна не уплотнены. Жильцам и так тепло, а иногда и жарко! Так что же, жилец виноват? Конечно, нет! Отрегулируйте систему отопления, устраните перегрев, и у него форточки автоматически закроются, и он платить будет меньше, и денег из бюджета просить не надо будет. А теплоснабжающей организации, чем больше отпускает тепла, тем лучше. Механизма экономического воздействия у государства нет. Вот здесь и нужен административный ресурс.

Мне представляется нецелесообразным ввод счётчиков на всех объектах одновременно. Надо взять одну магистраль, отрегулировать её полностью, оценить результаты, сделать выводы, учесть все недочеты, и только потом переходить на следующие объекты.

Ну, и последнее условие достижения успеха. После введения системы коммерческого учёта (да и до того тоже) надо выполнять требования «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», а именно:

5.1.2. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны:

- проводить с эксплуатационным персоналом и населением соответствующую разъяснительную работу;

- своевременно производить наладку, ремонт, и реконструкцию инженерных систем и оборудования.

5.2.4. Слесари-сантехники должны следить за исправным состоянием системы отопления, своевременно устранять неисправности и причины, вызывающие перерасход тепловой энергии.

Очень важно, чтобы после установки счётчиков их обслуживали профессионалы. В этом смысле необходимо создать условия для возникновения и развития энергосервисных организаций.

Сейчас мы готовим программу, которую можно назвать «Народный счётчик –2» по учёту отпускаемой населению воды. При её разработке мы учитываем опыт, полученный в ходе реализации первой программы.

Яворский М.И. заслуженный энергетик России директор Регионального центра управления энергосбережением г. Томск

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Что делать, если не утекает вода из ванны?
Разбираем одну из вероятных причин и решаем проблему
Эта проблема может возникнуть как в ванной, так и в душевой кабине В строительстве нашего загородного дома начался новый этап – обустройство ванной комнаты. Всю разводку труб ...
Читать полностью

Энергосбережение в быту, учет тепла
Выпуск 26 Энергосбережение в быту Советы по использованию бытовых приборов с максимальным энергосберегающим эффектом. Например, для экономии энергии на электроплитах над ...
Читать полностью

Системы обогрева крыш
С приходом зимы, перед большим количеством граждан, встает проблема снега и сосулек на крыше. Это связано с тем, что погодные аномалии практически становятся нормой, а снега выпадает все больше и б ...
Читать полностью

ОТДЕЛОЧНЫЕ РАБОТЫ ВАГОНКОЙ.
Подготовка опор. В вертикальной плоскости на каменную стену устанавливаются деревянные опорные рейки 60 ? 27 мм на расстоянии 500 мм друг от друга и крепятся оцинкованными гвоздями 6 ? 6 ...
Читать полностью

Чему поучиться у Европы?
Российскому ЖКХ есть на чем экономить «Зачем нам брать пример с Европы, если мы так богаты ресурсами?». Подобное можно услышать часто, да только рядовому собственнику жилья это бога ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск