Проблема горячего водоснабжения и отопления рассматривается в настоящее время под разными углами. Первыми ее актуальность осознали, безусловно, потребители. Именно они на себе ощутили плачевное положение данной сферы. Не является это секретом и для самих коммунальных служб. А в последнее время жесткая связь между вопросом о состоянии данных систем жизнеобеспечения и неэффективным использованием энергоресурсов заставила обратить на себя внимание многих общественных организаций.
Почему не экономим?
Самым крупным потребителем энергоресурсов в условиях нашей страны является коммунальная отрасль. Реформа ЖКХ движется своим чередом, однако ситуацию, складывающуюся внутри комплекса, все чаще вместо тяжелой называют уже критической. По данным Минрегионразвития РФ, в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55%, коммунальных сетей водопровода - 65%, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей - 58%, водопроводных насосных станций - 65%, канализационных насосных станций - 57%. На отопление и горячее водоснабжение идет до 40% добываемых ресурсов, использование которых крайне нерационально. Энергию «заглатывает» низкоэффективное отопительное и водогрейное оборудование, КПД которого колеблется около 60-70%, а у некоторых котлов, работающих на мазуте, - около 30%!
Свою лепту в кризис ЖКХ вносит и строительный бум. Очевидно, что возведение новых домов - это позитивный момент для многих «замученных» квартирным вопросом. Интерес потенциальных покупателей и застройщиков в этом направлении поддерживают и государственные власти, продвигая в жизнь различные программы, как, например, национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». При этом, безусловно, понятие «комфортное жилье» не может существовать в отрыве от тепла и горячего водоснабжения. Но, в сложившейся ситуации, очевидное решение о подключении к уже имеющимся централизованным системам перестает быть оптимальным практически и экономически.
Массовое жилищное строительство еще больше обостряет ситуацию с теплоснабжением. Прежде всего, оборудование существующих котельных не только устарело, но чаще всего сильно перегружено. При этом реформирование идет далеко не семимильными шагами, и процесс модернизации происходит медленно. Поэтому время, когда мощность котельных можно будет повысить настолько, чтобы обеспечить теплом новые районы, еще не наступило, а отопление новостройкам необходимо уже сейчас.
Но наряду с помехами со стороны оборудования свои капризы есть и у теплосети. Прежде всего, это касается построек, находящихся в отдалении от трубопровода. Его прокладка на удаленные расстояния грозит не только значительными затратами средств, но и дальнейшим увеличением теплопотерь. На постройку новой централизованной системы в бюджетах инвесторов лишних средств зачастую не найти. При распределении этих затрат на стоимость будущего жилья оно теряет возможность оставаться в рамках «доступного»...
Часть средств на данные цели выделяются из федеральных и местных бюджетов. Так, в Вологде в 2007 году на реконструкцию систем теплоснабжения, изношенность сетей которых, по словам коммунальщиков, составляет уже до 90%, из областного бюджета будет выделено
150 млн. руб. Однако этих бюджетных денег не хватает, и за счет них проводится лишь перманентное залатывание дыр. Это хоть как-то спасает жителей, но «симптоматичное лечение» в целом для отрасли мало меняет положение.
Помочь могли бы частные инвестиции. Но их доля в проектах коммунальных служб редко превышает 20-30%. Такая ситуация в теоретически прибыльной отрасли складывается из-за непривлекательности объектов жилищно-коммунального хозяйства. Она является результатом их задолженностей, сформировавшихся по вине необязательных дебиторов, которыми зачастую выступают органы, исполняющие бюджеты различных уровней финансовой системы РФ.
Эту проблему решает в настоящий момент Госдума, в которой рассматривается законопроект «О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального комплекса РФ». В его рамках, кроме прочего, предполагается реструктуризация задолженности организаций ЖКХ по налогам и сборам и обязательным платежам. Подобное финансовое оздоровление должно послужить поддержкой в технологической модернизации и развитии данных объектов, повышая их привлекательность в глазах инвесторов. Что сделает возможным внедрение более эффективного оборудования для котельных, применения качественных материалов для новых теплотрасс и установки систем учета тепла.
Современные решения проблемы тепла
Пословица «Все новое – это хорошо забытое старое» верна в данном случае и для решения проблемы отопления. Его суть заключается в возращении к «старому» способу индивидуального отопления и горячего водоснабжения, но в «новом» исполнении.
На начальном этапе поквартирные системы за неимением нормативной базы и необходимого опыта вводились в рамках эксперимента. Но удачные результаты применения данного способа теплоснабжения в строительстве как кирпичного, монолитного, так и блочно-панельного жилья стимулировали его популярность и привели к волне проектов в разных регионах. Так, в Воронежской области с 2005 года в жилых домах установлено 2 768 индивидуальных отопительных приборов.
Специалисты компании «Сантол», осуществляющей в данном районе программу по внедрению поквартирных систем отопления на базе котлов ARISTON, проводили анализ различных систем. В нем сравнивалась стоимости капитальных затрат на теплоснабжение в расчете на квадратный метр жилья. По данным «Сантол», эти затраты при поквартирном решении в два раза ниже, чем при организации центрального отопления, и на треть ниже автономного.
Важным преимуществом является отсутствие значительных потерь тепла при транспортировке, так как котел находится в непосредственной близости от получателя. Проблема нерационального использования энергоносителя также отпадает: сам пользователь заинтересован в установлении оптимальной в квартире температуры, ведь лишнее тепло – лишние траты. Установка оборудования передовых производителей решает проблему неэффективного сгорания газа, присущую нашим котельным старой постройки. Уровень КПД таких котлов составляет 92-94% , что соответствует не только российскому ГОСТу 30735-200
1, но и европейской директиве 92/42/ЕЕС «По требованиям КПД для новых водогрейных котлов, работающих на жидком или газообразном топл