Комплекс мер по повышению энергоэффективности в РФ

Статья от компании ООО ФПГ «Технологии Энергосбережения»
Дата размещения: 17 ноября 2009
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

В условиях экономического кризиса энергосбережение должно стать приоритетной государственной задачей, т.к. позволяет относительно простыми мерами государственного регулирования значительно снизить нагрузку на бюджеты всех уровней, сдержать рост энергетических тарифов, повысить конкурентоспособность экономики и увеличить предложение на рынке труда.

Цель энергосбережения как деятельности по повышению энергоэффективности понятна из самого определения – повышение энергоэффективности всех отраслей, во всех поселениях, а также в стране в целом. В то же время не оправдано введение мер, обеспечивающих повышение энергоэффективности при увеличении совокупных затрат общества на энергоснабжение. В отличие от высокоразвитых в экономическом отношении стран, в значительной степени реализовавших потенциал быстроокупаемых мероприятий и вынужденных идти по экологическим соображениям на значительные прямые методы бюджетной поддержки, в России имеется огромный резерв энергоэффективности, реализуемый за счет быстроокупаемых мероприятий по «наведению элементарного порядка».

Должны быть разработаны и введены в практику экономические модели, позволяющие использовать для компенсации затрат на осуществление энергосберегающих мероприятий не только средства высвобождаемые при уменьшении объемов энергопотребления, но и системные экономические эффекты включая:

- фактическую стоимость высвобождаемой мощности в системах электро-, тепло-, водо-, топливоснабжения;

- снижение платы за объем вредных выбросов и стоков;

- эффекты от снижения темпов роста тарифов, включая затраты на содержание объектов бюджетной сферы, а также льготы и субсидии населению;

- эффекты от комплексной оптимизации систем энерго- и топливоснабжения, включая уменьшение общесистемных энергетических потерь и снижение затрат на увеличение мощности энергосистем;

- уменьшение дотаций регионам на «северный завоз» топлива, подготовку к отопительному сезону;

- снижение стоимости подключения новых зданий и сооружений к инженерным коммуникациям.

Продвижение экономических, поведенческих и административных механизмов в области энергосбережения может осуществляться органами управления государственной власти через систему мер, в общем виде сводящихся к следующим:

- правового регулирования через установление правовых, в первую очередь законодательных, норм и правил. Регулирование должно осуществляться как через создание отдельного законодательства непосредственно регулирующего вопросы энергосбережения, так и внесением изменений в другие нормативные акты, включая гражданское, жилищное, административное, тарифное, налоговое, бюджетное и иное законодательство;

- административного регулирования совместно с субъектами Российской Федерации через введение административной ответственности за нарушение действующих нормативно-правовых актов в сфере энергосбережения;

- контрольно-надзорного регулирования через осуществление контроля и надзора за исполнением обязательных требований в сфере энергосбережения; утверждение нормативов потерь, а также через систему допусков и разрешений;

- экономического регулирования через создание механизмов ведения экономически оправданной предпринимательской деятельности в сфере энергосбережения. Создание условий для доступности этой деятельности, в том числе для малого и среднего бизнеса;

- налогового регулирования через систему льгот, акцизов на энергорасточительные товары, отсрочку выплат налогов, льготы на строительство особо важных объектов и т.д., а также могут вводиться неналоговые льготы и надбавки, включая таможенные, экологические платежи;

- тарифного регулирования через установление взаимоувязанной системы тарифов и плат стимулирующей повышение энергоэффективности процессов как у энергоснабжающих организаций, так и у потребителей;

- создания системы общественного регулирования через объединения потребителей и саморегулируемые организации поставщиков;

- использования полномочий по управлению государственными предприятиями, акционерными обществами с участием государства для продвижения решений о разработке программ энергосбережения предприятий, экспертизе этих программ, организации выпуска энергоэффективной продукции, исследованиях в области энергосбережения. А также через создание системы управления процессами энергосбережения в государственных учреждениях, включая армию, МЧС, МВД, ФСБ, Министерство юстиции, а также объекты федеральной собственности, переданные в управление или аренду;

- антимонопольного регулирования через устранение и предотвращение действий со стороны естественных монополий, препятствующих процессам повышения энергоэффективности, таких как взимание платы за недоиспользование энергии или топлива, препятствия по допуску к сетям общего пользования энергоэффективных энергоисточников, ограничения на использование не аккредитованных у организаций монополистов технологий и типов оборудования, отсутствие прозрачной системы распределения природного газа;

- разработки топливно-энергетических балансов страны и регионов, включая оценку уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения, определения минимального уровня заданий регионам по повышению энергоэффективности. Определения принципов и внедрения государственной статистической отчетности по уровню энергоэффективности процессов, товаров, организаций и муниципалитетов;

- организации технологических и экономических научных исследований путем создания федеральных исследовательских центров и внедрения методов экономического поощрения организаций, ведущих такие исследования. Финансирования проведения контрольных долговременных испытаний на подтверждение энергосберегающего эффекта и обеспечение доступности информации об испытаниях;

- создания системы пропаганды энергосбережения;

- создания системы информации и подготовки кадров.

Невозможно управлять процессом энергосбережения не разделив его на множество направлений и сгруппировав по технологиям и субъектам отношений. Для каждой группы должен быть определен конкретный набор мер, учитывающий ее особенности, в тоже время есть и достаточно универсальные меры. Учитывая это, в настоящей работе произведено вычленение задач, реализация которых может рассматриваться как отдельная подпрограмма с соответствующим набором мер, реализуемых на разных уровнях государственной власти.

 

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Ректор и студенты НИТУ МИСиС получили награды на ENES-2014
Ректор и студенты НИТУ МИСиС получили награды на ENES-2014...
С 20 по 22 ноября НИТУ "МИСиС" представил в рамках Международного форума ENES-2014 в московском Гостином дворе результаты совместного проекта с Минэнерго по повышению квалификации специал ...
Читать полностью

Замена физически и морально устаревших котлов на новые
Суммарная мощность источников теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, составляет более 165 тыс. Гкал/ч при числе установленных котлов более 110 тыс. единиц и расходом топлива на ...
Читать полностью

Трамплины
Порядковый номер объекта по Программе строительства: 11. Наименование объекта: Строительство трамплинов К-125, К-95 (15 тыс. мест) (включая проектно-изыскательские работы), Краснополянский пос ...
Читать полностью

Самарская область станет эффективной
Городские и федеральные власти будут реализовывать совместные программы по энергосбережению В феврале 2011 г. в Самаре состоялось подписание трехстороннего соглашения между Российским энергети ...
Читать полностью

Энергосбережению в России мешают цены на газ
К такому выводу пришли специалисты, работающие в отрасли энергоснабжения, отвечая на вопрос о том, что мешает повышению энергоэффективности российской экономики. Опрос на эту тему был проведен в июле- ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск