Забота о своем здоровье и о состоянии окружающей среды заставляет все большее число потребителей во всем мире (по некоторым данным, в США – до 80%) отдавать предпочтение товарам той или иной фирмы, основываясь на таком понятии, как экологическая репутация компании. Недавно в России Ассоциацией менеджеров было проведено первое исследование общественных ожиданий от бизнеса, которое показало, что 42% россиян готовы платить за экологически чистый товар на 10% больше, а 32% активных граждан никогда не стали бы покупать продукцию компаний, безответственных в социальном плане, в том числе и в вопросах экологической политики. От производителей теперь требуют товар, не наносящий вреда покупателям и природе не только в процессе эксплуатации или потребления, но и, самое главное, во время изготовления. Таким образом, понятие экологической безопасности продукции теперь понимается более широко и затрагивает безопасность потребления продукта, а также безопасность получения сырья, производства и утилизации. То есть, экологически чистым продукт может считаться только в том случае, если он отвечает критериям экологичности (экологическими требованиями, предъявляемыми к продукту) на всех стадиях его жизненного цикла.
Итак, рассмотрим основные критерии экологичности продукта.
Сырье
Природоохранная деятельность предприятия всегда направлена на ресурсосбережение, а, следовательно, и на сокращение потерь при добыче, транспортировке и переработке сырья. Необходимо контролировать производство, качество и чистоту, условия содержания, хранения и перевозки. Если предприятие само не занимается добычей сырья, то, по крайней мере, тщательно подбирает поставщиков либо осуществляет контроль во избежание экологического ущерба природе. Ведь в случае причинения ощутимого вреда окружающей среде на этой стадии все последующие этапы производства автоматически теряют смысл. Наиболее экологичным является сырье с наименьшим содержанием синтетических компонентов. Например, отечественная парфюмерно-косметическая промышленность для выработки эфирных цитрусовых масел используют некондиционные плоды и кожуру апельсинов и мандаринов (взамен импортных синтезированных аналогов, к тому же еще и дорогостоящих). Эффективность переработки отходов цитрусовых была доказана на примере кремов Новосибирской биокосметической фабрики. Еще один пример можно привести из строительной сферы. Сырье, используемое для производства теплоизоляции ROCKWOOL, – горные породы базальтовой группы, природный экологически чистый материал. Продукция делается из камня и поэтому не может гореть, выдерживает температуру более 10000С и действует как барьер от огня.
Процесс производства
Процесс производства экологически чистого продукта предполагает как можно меньшее негативное воздействие на окружающую среду. Выражаться это может в преимущественном использовании малоотходных и безотходных технологий, а также в применении цикличного (замкнутого) движения необходимых для производства ресурсов: например, таких как вода (для охлаждения, отопления и т.д.). При переработке сырья, а это всегда довольно энергоемкий процесс, и при производстве особое внимание уделяется использованию энергосберегающих технологий во избежание большого количества вредных выбросов в атмосферу. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате взяли за основу простую и хорошо отработанную на Западе модель сокращения выбросов через оптимизацию использования топлива. В частности, с закрытием экологически вредного, морально и физически устаревшего азотно-тукового производства применявшийся здесь коксовый газ стал использоваться в доменном цехе взамен природного. Это способствовало оздоровлению экологической обстановки и сократило расходы голубого топлива при выплавке чугуна на 24%.
Переработка и утилизация
Для соответствия экологическим требованиям конечный продукт, а также отходы производства должны обладать возможностью легкой переработки или утилизации. Производственные отходы подразделяются на три группы: 1. Отходы как фактор ухудшения природной среды обитания и здоровья людей. Здесь основной стратегией является минимизация количества отходов на основе экологизации производства. Такие отходы подлежат обязательной утилизации. 2. Отходы как источник вторичного сырья. 3. Отходы как фактор торговли и обмена в условиях нехватки сырьевых запасов между различными производствами ресурсоемких отраслей производства на межрегиональном и международном уровнях. Конечной целью является углубленный индустриальный симбиоз на основе перехода к каскадному принципу создания территориальных промышленных комплексов, при котором побочные продукты одного производства становятся сырьем для других производств. Так, при изготовлении теплоизоляционных материалов на заводах ROCKWOOL полученные в результате работы металлургических производств побочные продукты перерабатываются в ценное сырье. Подобное индустриальное сотрудничество приносит пользу одновременно и окружающей среде, и промышленным партнерам, и экономике компаний. Эффективное использование таких продуктов вообще считается одним из важнейших направлений ресурсосберегающей деятельности. Но, к сожалению, лишь немногими предприятиями (по крайней мере, в России) уделяется серьезное внимание организации и системе управления ресурсопотреблением. В то же время, соответствие мировым экологическим стандартам является сегодня основным требованием для отечественных компаний, которые собираются выходить на европейский и общемировой мирок либо сотрудничать с зарубежными предприятиями.
Упаковка
Упаковочный материал экологически чистого продукта также предполагает способность к переработке или утилизации, безвредной для окружающей среды. Наиболее остро сегодня стоит проблема утилизации одноразовой упаковки. За рубежом с этим вопросом столкнулись много раньше, и, к примеру, американские штаты Вермонт и Мэн запретили использование одноразовых упаковок. В 1977 году Дания не разрешила применять одноразовые емкости и для разлива напитков, в 1981 году – для пива, в результате чего в стране повторно используется до 99% бутылок. Проблема охраны окружающей среды от изношенной и использованной упаковки может быть решена двумя путями – уничтожением и утилизацией; последняя подразумевает ее трансформацию в полезный продукт. Основными способами уничтожения упаковки являются захоронение и сжигание. Однако зачастую бывает, что на свалки вывозится ценнейшее вторичное сырье (макулатура, пластмассы, стекло, металлы и др.), которое может и должно вовлекаться в полезные производственные циклы. Сжиганию можно подвергать как твердые, так и жидкие отходы. Этот метод не является рациональным и экономичным, так как при сжигании выделяются ядовитые продукты окисления. При утилизации с целью создания малоотходных технологий и снижения нагрузки на окружающую среду особую роль играет экологическая маркировка, которая в нашей стране часто не проставляется из-за отсутствия единого государственного подхода к этой проблеме.
Другие аспекты жизни экологически чистого продукта
Рынок экологически чистых товаров подразумевает некоторые особенности. Например, служба маркетинга предприятия, производящего или поставляющего экологичные товары, помимо изучения условий сбыта, обязана обратить особое внимание на каналы распространения продукции: организацию эффективных систем рециркуляции, а также экологически безопасных систем перевозки и упаковки продукции. Перед службой маркетинга стоит также задача выработки ценовой политики. Как правило, экологически чистый продукт стоит чуть дороже «нечистого», в том числе из-за затрат на экологическую сертификацию. Но как уже говорилось, люди готовы платить больше за товары, безопасные для здоровья человека и для окружающей среды. В некоторых странах спрос на экологичные продукты превышает предложение, а это значит, что материальная сторона вопроса интересует потребителя далеко не в первую очередь.
Опыт западных и российских компаний, число которых постоянно увеличивается, показывает, что внедрение экологически чистых технологий и уменьшение уровня загрязнения окружающей среды является не только крайне необходимым обществу и природе, но и экономически выгодным для самого предприятия. С каждым годом появляется все больше экологически чистых товаров, услуг и технологий. Предприятия с экологически чистой репутацией поддерживаются с одной стороны государством, с другой – потребителем. При такой поддержке происходит развитие экологичного производства, а значит и улучшение экологической ситуации во всем мире. Пресс-служба компании ROCKWOOL Russia