Еще раз об учете тепла и энергосбережении

Статья от компании ООО "Новости теплоснабжения"
Дата размещения: 15 января 2010
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Об учете тепла

 

Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об энергосбережении» и другие законодательные и нормативные документы требуют от каждого производителя любых видов энергии и от каждого потребителя любых видов энергии наличия у них приборов учета произведенных и потребленных количеств энергии.

 

С производителями электрической и тепловой энергии проблем нет - приборы учета у них устанавливались всегда и поэтому для них такие требования не новость, а давным-давно сложившаяся действительность. С потребителями несколько сложнее: основную массу потребителей составляет жилой фонд разных форм собственности. Если с оснащением этой категории потребителей приборами учета электроэнергии дела обстоят хорошо - счетчики электроэнергии на протяжении многих лет устанавливались не просто в жилых домах, а в каждой квартире и даже в каждой комнате «коммуналки» и все к ним привыкли и помнят эти электросчетчики с детства. А вот устройство узла учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителей в жилых домах сопряжено с определенными трудностями.

 

Во-первых, потребителей пугает и отталкивает довольно-таки солидная стоимость узла учета - суммарные затраты на разработку проекта узла учета, на покупку оборудования и на производство монтажных работ по его устройству составляют порядка 170-210 тыс. руб. Поэтому с целью удешевления стоимости квартир в строящемся жилом доме заказчики-застройщики и инвесторы зачастую идут на любые ухищрения, лишь бы не оборудовать узел учета тепла и соответственно уменьшить затраты на строительство. А если узел учета тепла устраивать в уже существующем жилом доме (потому что этого требуют указанные в начале статьи государственные документы), то владельцу дома еще надо найти средства на устройство этого узла, причем эти средства потом надо возвращать!

 

Во-вторых, местными органами власти во многих городах страны приняты так называемые «нормативы потребления горячей воды», величина которых значительно ниже величины реального потребления. Поэтому граждане в жилых домах, оборудованных приборами учета, оплачивают потребленные количества тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения по показаниям приборов учета, т.е. по факту их потребления (здесь и далее речь идет об открытых системах теплоснабжения). Величина этой оплаты оказывается существенно выше, чем для граждан тех жилых домов, в которых нет узлов учета тепла, потому что граждане этих домов оплачивают количество потребленных тепловой энергии и теплоносителя для нужд горячего водоснабжения не по факту, а по «нормативу». В результате потребители с приборами учета стремятся всеми правдами и неправдами попасть в категорию «потребителей без приборов учета», потому что, находясь в этой категории потребителей, можно жить по принципу: беру горячей воды сколько хочу, а оплачиваю ее потребление по «нормативу», т.е. ощутимо меньше, чем платят потребители с приборами учета. И это стремление граждан (особенно в домах, принадлежащих ТИЗ, ТСЖ, ЖСК) попасть в такую «льготную» категорию даже толкает их на умышленную поломку собственного теплосчетчика!!! Конечно, в этом действии никто не признается, все утверждают, что теплосчетчик «сам сломался», но сразу же начинают требовать перевода в категорию «потребителей без приборов учета».

 

Для начала рассмотрим положительные моменты, которые ожидают потребителя, желающего выполнить требования Федерального закона и оборудовать в своем здании узел учета потребляемых тепловой энергии и теплоносителя.

 

Общеизвестно, что установка у потребителя приборов учета тепловой энергии и теплоносителя позволяет снизить величину оплаты за потребление тепловой энергии на нужды отопления на 10-15% в зависимости от характеристик дома (кирпичный или панельный дом, количество этажей, количество квартир, количество и

 

площадь отапливаемых помещений в квартирах, количество проживающих, уровень комфортности квартир и т.п.) и некоторых других условий отпуска тепловой энергии и теплоносителя. Зная тариф на оплату потребленной тепловой энергии для своего города (населенного пункта), можно рассчитать сэкономленное за отопительный сезон (или за год) количество денежных средств, а затем сравнить эту величину с величиной затрат на установку приборов учета и таким образом с достаточной для таких расчетов точностью определить срок возврата вложенных средств.

 

В качестве примера предлагается рассмотреть устройство узла учета тепловой энергии и теплоносителя в кирпичном 9-этажном 144-квартирном жилом доме. Для расчетных климатических условий строительства такого дома в г. Ярославле, указанных в [3] (tн.в. = -31 ОC, tcp от= = -4 ОC, tвн=+20 ОC, nот=221 сут.), расчетная потребность в тепловой энергии на отопление составляет 0,568 Гкал/ч, а годовое потребление тепловой энергии составит 1418 Гкал. Принимая величину снижения оплаты за тепловую энергию равной в среднем 12,5%, а величину тарифа на тепловую энергию для населения равной 411 руб./Гкал, определим годовую экономию денежных средств на оплату тепловой энергии за отопление:

 

Сэкономии=(12,5%)х1418 Гкалх411 руб/Гкалх х0,001 =72,850 тыс. руб.

 

При затратах на устройство узла учета, равных 210 тыс. руб., ориентировочный срок окупаемости составит:

 

Т=210/72,850=2,9 года.

 

Таким образом, для принятого нами в качестве примера жилого дома возврат вложенных в устройство узла учета средств возможен в течение ≈ 3 лет, т.е. срок окупаемости составит менее одного межповерочного интервала для тепловычислителя (4-5 лет в зависимости от марки теплосчетчика).

 

Для жилых домов, у которых потребность в тепловой энергии для отопления отличается от принятой в этом примере, годовая экономия средств и срок окупаемости будут соответственно другими: при увеличении годовой потребности в тепловой энергии срок окупаемости уменьшается, а при уменьшении годовой потребности - наоборот, увеличивается. Например, для 5-этажки на 80 квартир потребление тепла на нужды отопления составляет 0,270 Гкал/ч, 674 Гкал/год, экономия средств на оплату - 34,627 тыс. руб., а срок окупаемости -6,1 года (полтора межповерочных интервала).

 

Между тем, для радикального изменения ситуации в сторону возникновения у абсолютного большинства потребителей желания в установке узлов учета тепловой энергии и теплоносителя

 

необходимо создать условия, при которых потребители без приборов учета будут затрачивать на оплату тепловой энергии и теплоносителя больше средств, чем те потребители, у которых есть узлы учета и эти узлы находятся в работоспособном состоянии. Для этого в первую очередь необходимо определиться с величиной «норматива потребления горячей воды на нужды ГВС», принимая во внимание величину реального потребления. Так, для г. Ярославля реальное потребление горячей воды, зафиксированное приборами учета в жилых домах обычного уровня комфортности, составляет от 190 до 300 л/сут. на человека, а «норматив потребления горячей воды» установлен гораздо меньшим по величине - 120 л/сут. на человека! Для выхода из создавшейся ситуации необходимо заглянуть в проект жилого дома (по которому этот дом построили) и взять из проекта данные о потребности в горячей воде. Если же проект жилого дома по какой-либо причине отсутствует, то можно определить проектную величину потребления горячей воды так, как это делают проектные организации при разработке проекта любого жилого дома - по методике расчета потребности в горячей воде, приведенной в [4] в разделе 3. В результате оказывается, что проектная величина потребности в горячей воде на нужды ГВС для рассматриваемого выше 9-этажного дома составляет 144 л/сут. на человека, а для упоминаемой там же 5-этажного - 123 л/сут. на человека! А ведь эти дома не имеют повышенной степени сантехнической комфортности. Для тех же жилых домов, квартиры в которых оборудованы вторым (гостевым) санузлом, гигиеническим душем (бидэ) в каждом санузле, ванной типа «джакузи» проектная потребность в горячей воде достигает 480-540 л/сут. на человека!

 

Таким образом, принятие единого «норматива» для всех типов жилых домов да еще в несколько раз ниже, чем указано в проектах на эти жилые дома, и порождает нежелание у потребителя устраивать узел учета и, соответственно, неисполнение Федерального закона. Исходя из сказанного, напрашивается вывод о том, что для каждого жилого дома, не оборудованного узлом учета тепловой энергии и теплоносителя, «норматив потребления горячей воды» необходимо устанавливать согласно расчетной потребности по проекту, но с применением повышающего коэффициента. Величину этого коэффициента можно принять равной К=2,4, потому что такое значение соответствует укрупненному соотношению между величинами среднесуточного и максимального потребления горячей воды, указанному в [5]. Применение повышающего коэффициента как раз и будет стимулировать потребителей к исполнению Федерального закона по оборудованию своих систем теплопотребления приборами учета.

 

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть то, что «норматив потребления горячей воды» необходимо устанавливать на основании результатов расчета, а не использовать для этого данные из графы 4 приложения 3 к [4], как это делают, к сожалению, повсеместно. Это предупреждение основывается на том, что в примечании 2 к указанному приложению четко написано: «Нормы расхода воды в средние сутки приведены для выполнения технико-экономических сравнений вариантов», т.е. данные из графы 4 можно использовать только при разработке ТЭО вариантов застройки жилых микрорайонов.

 

Об энергосбережении

 

Существует множество мероприятий, предлагаемых к осуществлению, но большинство из них позволяет экономить тепловую энергию виртуально, т.е. эта экономия потребителем никак не ощущается - оплата меньше не становится. Особенно поражает мероприятие, именуемое «утеплением подъездов», для чего предлагается зимой закрывать за собой входные двери и ежегодно заменять разбитые стекла окон в подъезде, что в конечном итоге позволяет «оправдывать»

 

отключение работниками РЭУ отопительных приборов на лестничных клетках. В результате таких действий в подъезде холодно как на улице, однако для жителей дома величина оплаты за отопление ни на копейку не уменьшается! Для реального утепления подъездов необходимо устраивать входные тамбуры (причем достаточных размеров) и уменьшать площадь остекления лестничных клеток. Такое решение проблемы утепления подъездов можно обосновать хотя бы тем, что даже юг Европейской части России (не говоря даже о других регионах России) по своим климатическим условиям абсолютно не Калифорния, а ближе всего соответствует условиям Канады.

 

Поэтому помимо устройства узла учета тепловой энергии и теплоносителя ощутить реальное снижение величины затрачиваемых на оплату тепловой энергии и теплоносителя средств потребитель сможет за счет применения некоторых предлагаемых ниже энергосберегающих мероприятий, а именно:

 

1) за счет установки в тепловом пункте потребителя автоматических приборов для ограничения максимального расхода теплоносителя на жилой дом;

 

2) за счет перевода системы горячего водоснабжения с открытой на закрытую схему с присоединением водоподогревателей системы ГВС по двухступенчатой смешанной схеме;

 

3) за счет использования в жилом доме, подключенном к системе централизованного теплоснабжения от ТЭЦ или районной котельной, поквартирных систем отопления и горячего водоснабжения (с лучевой разводкой труб) с установкой поквартирных приборов учета тепловой энергии и теплоносителя и приборов для автоматического регулирования теплопотребления.

 

Первое мероприятие позволяет достичь ежегодной экономии тепловой энергии при эксплуатации в количестве около 13% за счет перераспределения теплоносителя между системами отопления и системами ГВС. Если это мероприятие применить на стадии разработки проекта жилого дома, то можно еще сократить на 13% затраты на приобретение тепловой мощности, а после строительства дома потребитель будет получать указанную выше экономию средств за счет действия приборов автоматического регулирования.

 

Второе мероприятие лучше всего предусматривать на стадии разработки проекта жилого дома, т.к. не все существующие дома имеют тепловые пункты достаточных размеров для размещения в них водоподогревателей, а использование тепла обратной сетевой воды, как энергосберегающее мероприятие, должно быть четко оговорено в проекте, что позволит в дальнейшем установить особые условия исполнения обеими сторонами договора теплоснабжения.

 

При применении этого мероприятия годовое снижение потребления тепловой энергии на нужды ГВС составит 40-47% за счет использования тепла обратной сетевой воды, возвращаемой от системы отопления.

 

Третье мероприятие может быть однозначно реализовано только начиная со стадии разработки проекта на строительство жилого дома. Преимущества, которыми будет обладать потребитель, проживающий в такой квартире, очевидны:

 

- во-первых, можно сократить на 13% первоначальные затраты на приобретение тепловой мощности;

 

- во-вторых, оплачивать тепловую энергию и теплоноситель он будет только в том количестве, которое будет зафиксировано по показаниям приборов учета в его квартире, т.е. насколько он сам сэкономит, на столько меньше и заплатит;

 

- в-третьих, можно будет задавать индивидуальный режим теплопотребления для своей квартиры, например, днем, в свое отсутствие снижать подачу тепла на отопление либо снижать подачу тепла при теплых погодных условиях; по предварительным расчетам можно сэкономить до 40% тепловой энергии за год.

 

Расчет срока окупаемости затрат для всех мероприятий может быть выполнен аналогично расчету для узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

 

Выводы

 

1. Устройство узла учета тепловой энергии и теплоносителя является окупаемым мероприятием, причем срок окупаемости не превышает по величине двух межповерочных интервалов для теплосчетчика.

 

2. При установлении «норматива потребления горячей воды» его величина не должна быть меньше проектных значений или расчетных величин, вычисленных в соответствии с требованиями [4], раздел 3. Это необходимо для того, чтобы потребители, которые оплачивают потребление тепловой энергии и теплоносителя по приборам учета не находились в ухудшенном положении по сравнению с теми потребителями, у которых отсутствуют узлы учета тепловой энергии и теплоносителя или эти узлы находятся в неработоспособном состоянии. «Выгодность» положения оправдывается исключительно тем, что потребители с узлами учета выполняют требования, предъявляемые в [1] и [2]!

 

3. Энергосберегающие мероприятия в жилых домах должны быть такими, чтобы потребитель получал реальное снижение величины оплаты за тепловую энергию и теплоноситель, и при этом во всех помещениях квартир соблюдались комфортные условия проживания, предусмотренные государственным стандартом [6] на параметры микроклимата в помещениях жилых домов и Санитарными правилами и нормами по жилым зданиям и помещениям [7].

 

Литература

 

1. Гражданский кодекс РФ.

 

2. Федеральный закон № 28-ФЗ от 03.04.1996 года «Об энергосбережении».

 

3. СНиП 23-01-99 «Строительная климатология».

 

4. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

 

5. СНиП 2.04.07-86* «Тепловые сети».

 

6. ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях».

 

7. СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

 

Источник: www.energosovet.ru/stat564p1.html

 

Журнал «Новости теплоснабжения» № 4, 2005 г., www.ntsn.ru

 

В.А. Наумкин, инженер, ОАО «Ярэнерго», г. Ярославль

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Взносы в СРО: бухгалтерский и налоговый учет
вступительный взнос, компенсационный взнос, учет взносов, членские взносы, бухгалтерский учет взносов, размер взносов ...
Строительная организация применяет общую систему налогообложения. При вступлении в саморегулируемую организацию уплачены: вступительный взнос; взнос в компенсационный фонд; стра ...
Читать полностью

Что мешает учету тепла в России?
На состоявшемся 23 ноября 2010 года в Сыктывкаре выездном заседании Государственного совета России президент Дмитрий Медведев отклонил предложение руководителя Фонда содействия реформированию ЖКХ К ...
Читать полностью

Энергосбережение необходимо начинать с окон
В конце ноября 2009 г. в России был принят Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», который призывает россиян – от производите ...
Читать полностью

Автоматический учет энергоресурсов Или Ручной труд в учете – не в почете
В Ростове, «южной столице» России, в насятощее время (весна-лето 2008) осуществляется один из первых в стране проектов перехода на автоматический учет энергоресурсов. В сфере ЖКХ давно п ...
Читать полностью

Гелиоактивные здания
Важным шагом в энергосбережении может стать освоение нетрадидионных возобновляемых источников энергии, к которым относится  солнечная энергия. Для использования потенциала ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск