Больше СРО, хороших и разных |
Статья от компании АНО Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства Дата размещения: 31 августа 2011 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
Мониторинг и рейтинг СРО
Этим летом НИСИПП опубликовал уже четвертый мониторинг развития саморегулирования в регионах России. Сегодня как никогда нужны новые нестандартные, инновационные решения и действенные механизмы преодоления кризисных явлений в национальной экономике и, что не менее важно, реализации стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны. Наиболее перспективные направления роста связаны с сокращением государственного регулирования в экономике и использованием потенциала саморегулирования, которое может внести серьезный вклад в решение стоящих перед российской экономикой задач». Как утверждают авторы: «Настоящий мониторинг подготовлен в целях оценки результативности усилий региональных властей по созданию условий для развития саморегулирования различных секторов экономики. Публикуется для общественного обсуждения, привлечения внимания к проблемам саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России и стимулирования появления новых и развития уже существующих саморегулируемых организаций».
И вот мы беседуем с экспертами, занимавшимися рейтингованием регионов в части развития СРО, Фазлиддином Сайдуллаевым и Анной Закускиной. И речь у нас идет о том, что не могло войти в текст аналитического отчета – о том, что побудило к проведению, причем не в первый раз, такого исследования, что сопровождало их работу, какие интересные сведения, по самым различным причинам остались за рамками проведенной работы. Закускина: Я надеюсь, что мы поработали хорошо. Количество СРО растет заметными темпами. Наш мониторинг проводится в четвертый раз, и мы видим, как их количество возрастает в разы. Есть, с чем работать, есть, что исследовать. - Извините за, может быть, странный вопрос, но столь бурный рост количества СРО – это хорошо или плохо? Я имею в виду, с точки зрения нормального развития экономики. Ведь растет не производительность труда, а количество полусамодеятельных бюрократических организаций. Закускина: - Я думаю, этот вопрос лучше задать Фазлиддину. Сайдуллаев: Не думаю, что рост можно назвать «бурным». В отдельных сферах деятельности численность СРО практически не меняется, поэтому рост скорее заметный и связан он, в первую очередь, со становлением саморегулирования в новых сферах деятельности. Плюс все еще активно развивается ситуация с саморегулированием строительной отрасли. Если вынести за скобки вопрос о необходимости и целесообразности введения саморегулирования в отдельных сферах деятельности, то рост количества саморегулируемых организаций – сигнал скорее положительный. У участников рынка появляются большие возможности выбора, ну, а «естественный» отбор сделает свое дело. Другой вопрос, что просчеты в создаваемой системе могут вести наоборот, к ухудшающему отбору. - Итак, 4-й раунд рейтингования СРО… Сайдуллаев: Рейтингования регионов по уровню развития СРО. - Да, регионов, лучшими среди которых оказались Москва, Питер и Московская область. Сайдуллаев: Все верно. - Первый вопрос: что дает этот рейтинг СРО? Нужен ли он в принципе? Кто его заказывал? Сайдуллаев: Этот рейтинг никто не заказывал. Данный проект –инициативный и реализуется институтом самостоятельно. Основной предпосылкой для проведения такого мониторинга стало, разумеется, принятие базового закона о саморегулировании. - Поскольку, в качестве основной проблемной сферой деятельности в Мониторинге вы выделяете строительство, где, как известно введено обязательное саморегулирование, вопрос: насколько, по-вашему, повлияла на процесс создания СРО такая принудиловка? Сайдуллаев: Да. Когда все начиналось, система еще не была сформирована окончательно, шел процесс обсуждения. Но уже тогда был понятен один из очевидных рисков введения саморегулирования в отрасли: по сути это может оказаться не саморегулирование, а создание отдельных организаций, которые, с одной стороны, - уже не органы власти… - Но управленческие структуры, стоящие над строительными компаниями. Сайдуллаев: Да, имеющие государственные полномочия и точно также собирающие рентную плату за допуск на рынок. Поэтому методология нашего мониторинга была сориентирована на то, чтобы посмотреть, насколько концентрировано субъекты определенного вида предпринимательской и профессиональной деятельности в каждом конкретном регионе окажутся распределены между различными СРО. То есть, если в регионе тысяча строительных организаций, является членами одной и той же СРО, то регион получает меньшую оценку, чем регион, в котором всего два десятка строительных организаций, входящих в разные СРО. - А где вы брали данные для этого рейтинга СРО? Сайдуллаев: Сбор первичной информации является самой трудоемкой частью мониторинга. При том, что, с одной стороны, одним из главных требований к СРО является их полная открытость, мы убедились, что у одних организаций нет своего сайта в интернете, а другие, имея его, не размещают на нем реестр своих членов. Или же раскрывая реестры, они делают это так, что однозначно идентифицировать включенные в них компании практически невозможно. Название указано, а в каком регионе фирма зарегистрирована, непонятно. Закускина: Мы испытывали, к сожалению, трудности добираясь до необходимой информации. - А какие трудности? Добраться до чего? Ведь СРО, по идее, должны быть организациями открытыми. Закускина: Да, должны. Более того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона о саморегулируемых организациях от 1.12.2007 года, СРО обязаны обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности, публикуя ее в СМИ или размещая в интернете.
- Как я понимаю, И Фазлиддин это только что сказал, у них у всех должны быть свои сайты, а то и интернет-порталы. Однако в процессе сбора информации для проведения мониторинга мы столкнулись с тем, что далеко не все СРО размещают на сайтах информацию о своих членах. Где-то есть какие-то реестры, где-то их нет. К тому же мы столкнулись с такой сложностью, как фрагментированность информации. Например, общего реестра членов нет, а на каждого из них заведена микро-страничка. Для того, чтобы познакомиться с информацией обо всех членах, нужно все это пролистать и просмотреть, переходя со страницы на страницу. При этом в тех сферах, где СРО больше всего, больше всего и организаций без сайтов. - А какая-то зависимость наличия или отсутствия в широком доступе данных от региона или от сегментов рынка есть? Закускина: Нет, это прямо пропорционально количеству СРО. Наибольшие трудности у нас вызвал сбор информации о СРО в строительстве. Сайдуллаев: Что, обусловлено, значительным количеством СРО в данной сфере. Здесь стоило бы отметить СРО арбитражных управляющих: на сайте Росреестра создан отличный сервис, позволяющий достаточно легко и быстро получить информацию в интересующем разрезе как о самих СРО, так и об арбитражных управляющих, являющихся их членами. - А какие сферы деятельности считаются у нас «иными»? Ведь если просто «иные» - это уже что-то из фантастических романов Сергея Лукьяненко. Хотя для нашей статистики это – вполне подходящий автор. Сайдуллаев: Нет, «иные» это все сферы деятельности, не включенные в основные рассмотренные нами сферы деятельности. Теоретически количество таких сфер неограниченно, на практике же их немного и все «иные» СРО зарегистрированных в общем реестре СРО, который ведет Росреестр. Например, на момент проведения Мониторинга в общем Реестре значилось 179 СРО, из них около 40% в сфере управления недвижимостью и жилищно-коммунальным хозяйством и около 20% в сфере обеспечения промышленной и пожарной безопасности. - Ну вот: существуют некие СРО, занимающиеся просто иными видами деятельности. А дальше – вольный полет фантазии. Вам не кажется, что сама ситуация вполне знаковая? Закускина: Может быть и так. Но мне хотелось бы сказать во о чем: с предыдущего раунда исследований произошли изменения, например, связанные с организацией новых СРО. Например в сфере энергоаудита их было не больше двадцати, а стало больше восьмидесяти. И у недавно организовавшихся СРО, разумеется, не у всех есть сайты. Это понятно: они могут появиться позже. Но в ряде случаев во время прошлого исследования сайты у некоторых организаций был, и мы их видели, а сейчас их уже нет. Это наводит нас на мысль, что люди создавали сайт для проформы, а потом забыли его поддерживать или оплатить… - А, может быть, сама СРО исчезла? Закускина: Нет, СРО как раз есть. Просто такое безответственное отношение к информации. - В таком случае у меня вопрос: это – безответственное отношение только к информации, или ко многому другому тоже? Закускина: Могу судить только в части раскрытия информации. В плане информации нам был продемонстрирован показательный момент. Когда мы поняли, что не можем найти необходимую нам информацию, уточняющую имеющиеся данные, мы попытались обратиться к самим СРО. Мы написали и отправили 51 письмо. В этих письмах было написано: уважаемые коллеги, мы занимаемся мониторингом СРО, который может быть интересен и вам тоже. Размещен он будет там-то… - И неужели на 51 обращение вы получили хотя бы 26 ответов? Закускина: Вы не угадали, хотя назвали уже грустную цифру. Но ответы мы получили от трех организаций. - Из 51-й организации всего три ответа? «Производит глубокое», как сказал когда-то поэт. Закускина: Да. Герои поименованы в нашем мониторинге. - Но это означает, что почти пяти десяткам СРО никакой мониторинг не нужен. Главное для них – не светиться... Закускина: А что Вы хотите: каждая СРО теперь как монастырь и у каждой свой устав. - В таком случае стоит опять задать вопрос: хорошо ли, что их так много? Может быть, как утверждал когда-то Владимир Ильич Ленин, лучше меньше, да лучше?
Закускина: Я за разумное число СРО, главное, чтобы они были информационно открытыми. - Хорошо, но, кроме трех ответивших вам на письма СРО, вы все, участники этой работы должны были общаться с каким-то количеством организаций. Сколько всего вошло их в ваш рейтинг? Закускина: Сразу надо сказать, что количество СРО постоянно растет. Даже за время, прошедшее между завершением сбора информации и предоставлением финального отчета, их число изменилось. На 15 июня их было более 700 СРО. А, возвращаясь к вопросу прозрачности, надо сказать, что неготовность многих организаций идти на контакты огорчает и настораживает. - Фазлиддин, Вы мельком отметили такое явление, как уход компаний в организации соседних регионов. Это, как я понимаю, нормальное явление. Сайдуллаев: Уход – не совсем верное слово. Правильно – говорить, что компании предпочитают вступать в в СРО других регионов, и это может быть обусловлено различными причинами. - А можно об этом подробнее. Что у нас встречается чаще: одна организация на регион с тысячей строительных компаний, или десятки фирм, разбредающихся по СРО всей страны? Сайдуллаев: СРО с тысячей членов нам пока не встречались. Если посмотреть динамику наших мониторингов, то я бы сказал, что идет процесс диверсификации, если данный термин можно применить в нашем конкретном случае. Причем строительные организации не обязательно стремятся вступить в региональную СРО. - Значит, удобнее, когда существует большое количество СРО. Сайдуллаев: Да. Но есть еще ряд вопросов, связанных с тем, что стать членом саморегулируемой организации – это не просто прийти и подать заявку.
- Надо получить одобрение уже имеющихся членов СРО, заплатить взносы, как я понимаю, не такие уж маленькие.
Поэтому сами субъекты вынуждены выбирать. Возможно, им было бы удобнее вступить в СРО в своем регионе, поскольку должен быть и эффект обратной связи. То есть не просто организация пришла, заплатила членские взносы и получила право заниматься конкретной деятельностью, и больше ей ничего не нужно. Ведь один из принципов саморегулирования состоит в том, что объекты имеют возможность влиять на регулятора. В противном случае вполне можно ограничиться и государственным регулированием. - Да и сама по себе такая ситуация будет странной и подозрительной. Сайдуллаев: Я бы сказал так: если такой окажется всего одна организация, то это будет странно. А вот если все строительные организации Хабаровского края, или их значительная часть, вступят в СРО в Краснодарском крае, тогда появляются вопросы не к субъектам деятельности, а к самому региону. - А вы сталкивались с такими явлениями? Сайдуллаев: К сожалению, мы не рассматривали этот аспект. Скажем честно: объем информации настолько велик, что провести анализ еще и в этом ключе было за пределами наших возможностей. - Но ведь это показательно. Сайдуллаев: Это, безусловно, показательно. Но есть вопрос о доступности первичной информации. Поскольку с одной стороны одно из главных требований к СРО – их полная открытость, но мы видим, что у некоторых организаций нет своего сайта в интернете, а некоторые, имея его, не вывешивают реестр своих членов. И даже порою, вывешивая реестры, они делают так, что идентифицировать названные в них компании практически невозможно. Название указано, а в каком регионе она зарегистрирована, непонятно.
- Мы уже говорили об этом, но как-то опустили такой вопрос: несмотря на сложности с получением информации, участники мониторинга должны были общаться с каким-то количеством организаций. Сколько всего вошло их в итоги в ваш рейтинг? - Неготовность идти на контакты должна иметь свои причины, возможно, самые разные. Одни, допустим, абсолютно самодостаточны, другие не хотят, чтобы о них знали слишком много. Закускина: - Вполне возможно, что дело именно в этом. - И все же: в СРО объединяются не только те компании, которые обязаны это сделать. Они ведь есть не только в строительстве. Сайдуллаев: Безусловно. Сферы применения регулирования традиционно делят на две части. Есть делегированное саморегулирование, когда государство отказывается от своих полномочий, как бы говоря: ребята, давайте управляйтесь сами. А есть добровольное саморегулирование – когда организации объединяются сами. В последнем случае ситуация складывается несколько сложнее. Яркий тому пример – реклама. В законе о рекламе указано, что рекламные компании могут объединяться в саморегулируемые организации. И эта норма была еще до того, как приняли общий закон о СРО. Но при этом существуют ассоциации рекламных агентов, есть ассоциации производителей рекламы, но ни одна из них статус СРО получить не стремится. Это происходит по простой причине – неоправданности инвестиций. Статус СРО предполагает формирование руководящих органов, установление жестких требований и контроля за их соблюдением, плюс компенсационный фонд. А ведь это все издержки. К этому в отдельных случаях следует прибавить расходы на страхование ответственности взносы, И предприниматели в данной конкретной сфере не видят преимуществ от получения статуса СРО. Но в последнее время в общем реестре СРО появляется достаточно большое количество организаций в целом ряде сфер деятельности, в частности в сфере управления недвижимостью и ЖКХ. В этой части рынка основным является ожидание того, что введут некое делегированное саморегулирование. Это ожидание, скорее всего. связанно с возможностью ограничения конкуренции на рынке. Закускина: И если внимательно посмотреть на саморегулирующие организации, создаваемые управляющими компаниями, то они формируются строго по территориальному признаку. Есть в том же Хабаровском крае такая организация, и все управляющие компании региона начинают вступать именно в эту СРО. Понимаете, они все ждут, что вот-вот должен быть принят закон, где будет прописано, что в ЖКХ, как и в строительстве, членство в СРО должно быть обязательным. И такие СРО уже создаются заранее. Например, СРО мурманских управляющих компаний, или Волго-Вятских. - Любопытная складывается ситуация, учитывая, что управляющие компании очень не любят публичности, которую требует закон о СРО. Закускина: И собираться вместе они тоже не любят. Тем не менее. - А, может быть, стремление объединиться объясняется желанием закрыть рынок для новых игроков?
Сайдуллаев: Да. Первоначально мы говорили о таких рисках применительно к строительству. Речь шла о том, что региональные власти, даже если они не выдают уже лицензии, все равно, имеют большое влияние на рынок. Особенно, когда дело связано с землей, а землей распоряжаются регионы и муниципалитеты. И речь шла о том, что региональные начальники могли начать диктовать: если хотите получить участок и осуществлять строительство, то вступайте в эту СРО, а не в другую. - Тогда еще один вопрос. Я вспомню, как мы делали круглый стол, когда как раз был скандал с СРО ОПОРЫ. В нем принимал участие работавший тогда еще у нас Сергей Мигин, это была его любимая тема. И кто-то из экспертов тогда сказал: все мы знаем, что в строительстве у нас на одну нормальную организацию приходится несколько аффилированных с ней подставных фирм, через которые она работает. И вот создается СРО, которое должно отвечать за своих членов. А эти фирмы куда деть?
Не получится ли так, что будут создаваться специальные СРО, целиком составленные из подставных фирм? Так сказать, помойка. Сайдуллаев: Один из вопросов государственного регулирования, когда излишне либеральные требования дают возможность для злоупотреблений, и напротив, завышенные требования ограничивают допуск на рынок добросовестных игроков. Тут необходимо найти некое наиболее разумное решение – золотую середину. Сейчас в саморегулировании установлены требования, которые назвать либеральными не получается. И организовывать СРО, которая служила бы помойной ямой, очень сложно, а главное – очень затратно. К тому же, если говорить о строительных организациях, то раньше их было несколько десятков тысяч. А саморегулируемых организаций сейчас более 700-т. Я думаю, что шесть сотен СРО контролировать все же легче, чем осуществлять надзор за 55-ю тысячами фирм. Так что возможности регулятора, а надзор за строительными организациями осуществляет Ростехнадзор, увеличиваются, и если перед ним будет стоять задача ограничить подобного рода явления, то они вполне могут с ней справиться. - Давайте все же вернемся к теме, которую мы уже поднимали, но как-то мельком: каковы были параметры составления рейтинга СРО?.
Сайдуллаев: Как я уже говорил, рейтинг составлялся, исходя из уровня концентрации объектов регулирования в различных СРО. Чем большее количество саморегулируемых организаций представлено в регионе, тем выше оценку получает регион. - У меня самый простой вопрос: если десять фирм распределились по СРО других регионов, сбежав из своего, за что этому региону оценку выставлять? За то, что отпустили? Сайдуллаев: Почему отпустили? Ведь тогда речь будет идти о том, что каждый регион должен загонять все строительные организации в региональные СРО. - Или создавать условия, побуждающие туда вступать. Сайдуллаев: Понимаете, при такой постановке вопроса речь пойдет о том, что регион должен стремиться загнать (причем самыми разнообразными средствами) организации в «свою» СРО, что не есть правильно. При этом надо понимать, что у регионов, об этом мы тоже говорили уже, отсутствуют какие-либо полномочия по развитию саморегулирования. Регионы не могут сами учреждать саморегулируемые организации. Полномочия по регулированию тех или иных сфер действия у них тоже отсутствуют. По сути, они могут только вести диалог с бизнес-сообществом: ребята, а почему бы вам не создать СРО. Вы говорите, что у нас чиновники плохие? Что они не делают того-то и того-то, не соблюдают закон, не выдерживают сроки и так далее? Так вы объединитесь в СРО, и у вас будет реальный инструмент всему этому противостоять. Регионы если и могут стимулировать развитие саморегулирования, то только в режиме диалога. - А многие ли администрации регионов обращают внимание на ваш рейтинг? Вспомним, что на рейтинг малого бизнеса, который составлял Александр Шамрай, внимание обращали, и достаточно много. Эти материалы перепечатывала региональная пресса, где-то даже принимались меры по административной линии. А этот рейтинг? Или СРО пока не так значимы и популярны? Сайдуллаев: Тут опять речь идет о специфике полномочий регулирования. Малый бизнес полностью связан с полномочиями регионов. И занимаются им, как правило, именно на региональном уровне, хотя во многих случаях логичнее им заниматься на муниципальном уровне. К тому же надо учитывать, что регионы у нас очень заинтересованы в привлечении федеральных средств – так уж у нас выстроены бюджетные отношения. И они, стремясь получить федеральное финансирование региональных программ развития, очень в этом заинтересованы, какие у них места в рейтингах развития малого бизнеса. Если же говорить о саморегулировании, то полномочий у регионов никаких нет. Федеральное финансирование здесь привлечь нельзя. Разумеется, что в таких условиях органы власти в нашем мониторинге практически не заинтересованы. Они в основном обращают внимание, когда их регионы показывают первые, либо последние строчки в рейтинге. Основной интерес к нашим рейтингам проявляет непосредственно бизнес-сообщество. Оно заинтересовано в развитии саморегулирования, в том, чтобы это было добросовестно и корректно. - Еще один вопрос: какова точность исследования? Закускина: Погрешность, безусловно, есть. Но в любом случае первые три места – Москва, Петербург и Московская область – сомнений не вызывают. Московская область и Питер могут время от времени меняться местами, но это тоже не вызывает вопросов – они в любом случае идут с очень небольшим разрывом. Интерес, конечно, представляют места с четвертого по десятое (Свердловская область, Самарская область, Ярославская область, Ростовская область, Краснодарский край, Тюменская область, Волгоградская область), которые пока говорят о том, что в этих регионах СРО развиваются наиболее активно.
- Хорошо, но что все-таки может дать составление такого рейтинга? Для каких целей оно может все же понадобиться? Сайдуллаев: Это – вопрос дальнейшего развития. Поскольку регионы, как я уже говорил, не заинтересованы в таких рейтингах, то они, получается, представляют интерес для чиновников федерального уровня. Например, чтобы видеть риски, которые первоначально были оценены первоначально, насколько они присутствуют на рынке. Насколько в регионах это концентрируется или не концентрируется под аффилированные структуры - При всем при том вы составили уже четвертый рейтинг. Что дальше? Динамика уже видна. Закускина: Четыре раунда рейтингования показали, что все очень бурно развивается. Идет быстрое движение. Можно было бы поставить себе задачу, которую мы пока не ставили: отслеживать динамику появления и исчезновения источников информации. Ведь во время прошлого раунда были СРО, но не было сайтов. Сейчас, во время четвертого раунда исследований мы увидели, что сайты у этих СРО появились. Зато проявилась и обратная тенденция. Почему потоки информации ведут себя именно так? Может быть, это будет интересно узнать. Мы ведь столкнулись с неким отдельным процессом, который имеет свои причины и, возможно, будет иметь свои последствия.
И вообще мы ведь исходим из того понимания проблемы, что СРО в стране находятся на этапе становления. Они еще будут развиваться и развиваться, и мы узнаем новые сферы. Они начнут объединяться, и со временем наступят порядок и процветание. Как можно повернуть мониторинг в дальнейшем, я пока не очень представляю. Хотя, возможно, мониторинг будет интересен по отдельным сферам регулирования. Особенно, когда речь идет о новых сферах, где возможен тот же порок, что мы ожидали в строительной отрасли. Ведь есть управление недвижимостью и ЖКХ. Это может быть связано с теплоснабжением, поскольку рынок не отличается конкуренцией. Это может быть связано с энергоэффективностью, где теперь тоже вводится саморегулирование. - А что бы Вы сказали в качестве резюме? Закускина: В развитии СРО отражены вообще основные моменты всего нашего развития. У нас, к сожалению, все делается согласно принятому государством решению: давайте одно заменим на другое, как получилось со строительством. В этом есть что-то семейно-патриархальное: мудрый отец знает, что нужно детям.
Но, с другой стороны, мне кажется, подводить итоги еще рановато, несмотря на то, что мы уже четыре раунда составляем рейтинг СРО. Все еще впереди. |
Похожие статьи
Эффективная наружная реклама – вывески объемными буквами | |
Все мы знаем об эффективности наружной рекламы, даже необязательно объяснять посвящённому человеку то, почему такой вид вывесок эффективен. Однако, не все предприниматели и владельцы заведени ... Читать полностью |
Нужен ли вашему другу подарок в День рождения? | |
Для каждого человека счастье — это что-то свое. Для кого-то — это возможность учиться, для другого — наслаждаться любимой работой, иметь счет в банке, быть знаменитым и влиятельны ... Читать полностью |
Офшоры в России |
Владимир Буев, вице-президент
Национального института системных исследований
проблем предпринимательства (НИСИПП) www.nisse.ru
Больше офшоров, хороших и разных, или Все флаги в ... Читать полностью |
Юридический бизнес: кто будет флагманом? |
Почему в России нет флагманов юридического бизнеса? Зачем корпоративным юристам нужна смелость? На каком языке говорят специалисты по праву?
Об этом и многом другом в интервью Александра Хв ... Читать полностью |
Неисправности стиральных машин | |
Наши мамы и бабушки обходились зачастую без стиральных машин. Хотя техника эта совсем не новая и была знакома и любима уже тридцать-сорок лет назад. Настоящий бум наступил в конце девяностых- ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.