Архитектурное освещение. Требования современности. |
Статья от компании IntiLED Дата размещения: 19 августа 2011 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
Архитектурное освещение – одно из направлений светового дизайна. Раньше его задействовали преимущественно для подсветки городских памятников архитектуры в ночное время. Однако в последнее время архитектурное освещение стало обязательным практически для любого крупного торгового, административного центра. Как показала практика, подсветка здания в ночное время – неплохой инструмент для успешного ведения бизнеса. Кроме того, это эстетично. Поэтому разработка проектов архитектурного освещения стала обычным делом для многих строительных организаций. А власти многих российских городов даже разработали специальные правила организации ночной подсветки объектов для того, чтобы весь городской ансамбль светил в одной тональности. Естественно, что с развитием направления появились новые способы и приемы освещения зданий. Для их реализации используется разное свето- и электрооборудование.
ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Выделяют несколько способов организации подсветки здания в ночное время: общее заливающее, локальное, фоновое (силуэтное), контурное, динамичное освещение, «световые фасады». Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки и применяется в определенных случаях. Безусловно, выбор того или иного способа архитектурного освещения зависит в первую очередь от того, в каком стиле возведен строительный объект, а архитектурный облик у каждого строительного объекта свой. Не последнюю роль при этом играют и конструктивные характеристики объекта (размеры здания, конфигурация крыши, фактура, цвет облицовочных материалов), его месторасположение в городском ансамбле, характеристики территории вокруг и т. п. Например, общее заливающее освещение позволяет сохранить целостность восприятия объекта. Поэтому его используют для подсветки отдельно стоящих зданий, памятников, церквей. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на определенном расстоянии от освещаемого объекта, на земле или на столбах и использует в основном только направленный свет. Однако при создании заливающего освещения всегда существует риск, что направленный свет будет попадать в окна близлежащих домов. Поэтому этот способ подсветки не следует использовать в тех случаях, если освещаемое здание стоит рядом с жилыми домами или гостиницами. Световые лучи прожекторов будут заливать ярким светом внутренние помещения, что создаст дискомфорт для людей, находящихся в этих зданиях. Для того чтобы сделать акцент лишь на отдельных деталях здания и таким образом организовать его подсветку, применяется локальное освещение. При этом подсвечиваются, как правило, только отдельные детали фасада: своды, оконные проемы, карнизы, балконы и т.д. Эффект невесомости, легкости строения таким образом обеспечен. Кроме того, этот способ подсветки зачастую применяется для тех зданий современной архитектуры, фасад которых облицован металлическими кассетами, панелями, керамогранитом – т.е. теми материалами, которые имеют высокую степень отражения. В этом случае отражаемый свет также задействуется в подсветке объекта. Возможно, поэтому локальное освещение среди всех остальных способов более универсально в применении и может использоваться для подсветки зданий разной архитектуры независимо от их месторасположения в городе. К тому же этот вид архитектурного освещения считается наименее энергозатратным. Реализуется проект локального освещения с помощью настенных светильников средней и малой мощности, монтируемых на фасаде здания. Также используются линейные светодиодные светильники, ставшие прекрасной заменой громоздким осветительным установкам с линейными люминесцентными лампами. Суть фонового (силуэтного) освещения состоит в том, чтобы создать светящийся задний план, на котором вырисовывается темный силуэт объекта. Применяется данный способ при освещении театров и дворцов с колоннами. Зато вот контурное освещение является сравнительно новым приемом и предполагает выделение контура здания с помощью светодиодных трубок. Динамическое освещение – это освещение фасадов с синтезом различным цветов, изменением оттенков, яркости падающего света в течение определенного промежутка времени. При этом приемы в применении цветодинамических систем могут быть любыми из вышеописанных: и заливающее, и акцентное, и силуэтное освещение. «Цветомузыка» фасадов создается также с помощью светодиодных линеек, прожекторов, точечных светильников и другого оборудования. Прием архитектурного освещения «световые фасады» используется при организации подсветки зданий современной архитектуры со сплошным остеклением фасадов. Для этого осветительное оборудование устанавливается внутри помещения за стеклом и направляется на него. Таким образом, обеспечиваются различные световые эффекты, с динамикой или статичные.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ АРХИТЕКТУРНОГО ОСВЕЩЕНИЯ Что касается оборудования, используемого для организации архитектурного освещения, то к нему предъявляются совершенно иные требования, чем к тому, что применяется в помещениях. Все световые приборы, в первую очередь, должны быть готовы к работе на улице при любых климатических условиях. У них должен быть герметичный корпус, без дополнительных швов, чтобы атмосферная влага не попала внутрь. Таким образом обеспечивается электробезопасность и защищенность оборудования и электропроводки от влияния погодных условий. Сам корпус должен быть устойчив к воздействиям окружающей среды, к механическим воздействиям. Источники света должны иметь степень пыле- и влагозащиты не менее IP 65. Наконец, светильники для наружной установки должны быть удобны в обслуживании.
Рис.1. Цветодинамическая подсветка Сбербанка РФ, Тула
Рис.2. Цветодинамическая подсветка клуба "Метро", Санкт-Петербург Впрочем, с развитием этого направления светового дизайна этими параметрами требования к наружным светильникам не ограничиваются. Речь идет о внешнем виде самих светильников. Исполнение светильников должно быть максимально лаконичным, без лишних деталей. Таково требование светового дизайна. Дело в том, что присутствие светильников на общем фоне здания не должно быть заметным для глаз. Поэтому и само осветительное оборудование не должно быть громоздким, а корпуса светильников должны быть нейтрального цвета либо совпадающего с цветом фасада. Также для зданий, представляющих историко-архитектурную ценность, не допускается использование осветительного оборудования, например, на длинных выносных кронштейнах – это может испортить внешний вид фасада днем. К списку характеристик добавилось и энергоэффективность оборудования. Светильники работают постоянно в темное время суток, поэтому потребляют достаточно много электроэнергии, что затратно и, согласно новому регламенту, недопустимо. Этот факт побудил многих производителей начать выпуск нового энергоэффективного оборудования. В соответствии с вышеназванными требованиями корпус светильников для наружного применения делают, как правило, литым из алюминия или нержавеющей стали, реже – из листовой черной стали с обязательным антикоррозийным покрытием. Источник света прячут за ударостойкое и термостойкое стекло. Однако здесь необходимо сделать уточнение: сегодня практически все виды светильников делают с определенной степенью антивандальной защиты, чтобы соблюсти все требования по электробезопасности оборудования. А это подразумевает использование при их производстве особого стекла и изготовление прочной, жесткой конструкции корпуса. Что касается видов светильников, то строительный рынок предлагает для монтажа архитектурного освещения грунтовые, линейные, точечные светильники, а также акцентные прожекторы. Выпускаются они под разные источники света: галогенные, люминесцентные, металлогалогенные. Однако перспективными среди них считаются только фасадные светодиодные светильники. Именно они имеют наиболее оптимальное сочетание яркости светового потока при меньшей мощности. Сравните: обычная лампочка потребляет 150 Вт, а светодиодный светильник при том же показателе яркости требует не более 50 Вт. Длительный срок службы светодиодов позволяет не только существенно сэкономить в долгосрочной перспективе, но и применять светильники на тех объектах, где замена источника света затруднительна (см. табл.).
Низкая температура окружающей среды также является аргументом за использование светодиодов в архитектурной подсветке: во-первых, для них характерен широкий температурный диапазон работы – от –40 до +40 °C, во-вторых устраняется проблема, связанная с холодным запуском металлогалогенных и люминесцентных ламп. Отдельно стоит обратить внимание на линзы, используемые в светодиодных светильниках, а также на цветовую температуру светодиодов. Широкий спектр предлагаемых производителями линз для светодиодов (с углами светораспределения от 6 до 130 градусов) позволяет подобрать угол луча для любого, даже самого оригинального и сложного проекта. Широкий диапазон цветовой температуры (например, от 2700 до 6500 К для светодиодов Nichia) позволяет подобрать нужный тон, передающий реальный цвет фасада и его текстуру, дает возможность сыграть на контрасте полутонов в освещении. RGB- и fullcolor-светильники, в свою очередь, незаменимы для создания праздничной подсветки или в том случае, когда требуется привлечь внимание к фасаду здания. Среди особых форм осветительного оборудования – светодиодные линейки, шнуры. Они применяются для контурного освещения и представляют собой светодиодную ленту круглого сечения диаметром 13 мм или прямоугольного – 10,5х12,5 мм. Как и все светильники уличного освещения, светодиодные шнуры являются водонепроницаемыми, устойчивы к ультрафиолетовому излучению, ударопрочны и способны работать в широком температурном диапазоне от –40 С до +60 °C. Выпускается световой шнур в разных цветовых вариациях. Работает осветительное оборудование для архитектурного освещения от 12 В, а управляется внешним контроллером. В заключение несколько слов о монтаже архитектурного освещения. Он осуществляется в соответствии со всеми требованиями к электромонтажу такого рода. Но все же работы по организации архитектурного освещения начинаются с разработки дизайн-проекта. Проектировщик комбинирует различные приемы архитектурного освещения, осуществляет подбор оборудования и соединяет воедино эстетическую и техническую части проекта. Впрочем, несмотря на точность расчетов, даже он иногда не знает, каков будет результат, ведь картинка дизайн-проекта и реальный эффект могут различаться, что является большой проблемой при проектировании архитектурного освещения. Правда, сегодня существуют специальные программы типа DIALux и 3Dmax, которые позволяют свести эту разницу к нулю. Поэтому чтобы расхождения в заду- манном и реализованном были минимальны, при выборе тех или иных светильников проводятся натурные испытания. Различные модели светильника временно устанавливают на здание, и таким образом подбирают необходимое оборудование. Сам монтаж электропроводки архитектурного освещения в идеальном случае проводится на стадии строительства здания, когда возможно проложить кабель к точкам установки светильников без «вскрытия» строительных конструкций и совершения дополнительных трудоемких и затратных действий. Благодарим за помощь в создании статьи маркетолога компании IntiLED Е. Белову Статья была опубликована в июльском номере журнала "Еврострой". |
Похожие статьи
Возможности светодиодов для архитектурного освещения | |
Архитектурное освещение – это направление светового дизайна, занимающееся художественной подсветкой фасадов зданий. Основная задача архитектурного освещения – создание запоминающегося о ... Читать полностью |
Экологическое освещение – родом из Италии |
Колыбелью изящных искусств можно, без преувеличения, назвать Италию. И, хотя время Возрождения давно закончилось, современная Италия ни в чем не уступает ему.
Освещение – то, без чего не ... Читать полностью |
Светодиодное освещение: светодиодные лампы, светильники, прожекторы. |
Ночная жизнь современного мегаполиса немыслима без яркого и красочного, а, порою, и по-настоящему художественного освещения. Огни большого города сегодня не только помогают ориентироваться на темны ... Читать полностью |
Освещение в гостиной комнате | |
Правильное освещение комнаты может визуально менять существующие размеры комнаты, а также четко распределять или соединять отдельные зоны помещения. Многие думают, что главной источник света в комн ... Читать полностью |
Виды профессионального светового оборудования | |
Профессиональное световое оборудование используется в театрах, филармониях, в ночных клубах, для различных концертов, мероприятий, дискотек, а также в выставочных и торговых залах. Основные фу ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.