10 правил для бизнеса. Правила, которые помогут улучшить бизнес |
Статья от компании Независимая финансовая экспертиза Дата размещения: 08 мая 2013 >>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru" |
Улучшение бизнесаНе будем вдаваться в формальные определения бизнеса. Назовем бизнесом любую деятельность в рамках правового поля, имеющей своей целью получение дохода. C этой точки зрения рассуждения про улучшение бизнеса имеют крайнюю неопределенность. В этой статье сделана попытка выделить обобщенные характеристики бизнеса. Если это удалось - советы будут иметь абстрактный характер и могут применяться абсолютно ко всем видам деятельности. В этом смысле улучшением бизнеса назовем комплексные меры, которые нужно применить к деятельности предприятия для того, чтобы - повысить его финансовую эффективность, рентабельность; - снизить риски, сопровождающие любую предпринимательскую деятельность; - минимизировать время и усилия для превращения бизнеса в реальные деньги; - обеспечить будущее бизнеса, то есть рационально инвестировать в его развитие. Главное, что определяет характеристику бизнеса вне зависимости от его применения - это личность самого предпринимателя. Именно от конкретной личности зависит как успех предприятия, так и способы достижения этого успеха. С течением времени все чаще случаются ситуации, когда человек начинает руководить предприятием, не имея опыта работы в данном секторе. Ну, например, произошла реорганизация предприятия, перепрофилирование деятельности или возникла излюбленная тема телесериалов - готовый бизнес достался человеку по наследству. Деятельность компании, в которой он стал первым лицом, в тонкостях для него не знакома. В этом случае человек либо нанимает менеджера, передавая ему все права на управление предприятием, либо пытается перестроить работу фирмы "под себя", в соответствии со своим пониманием ситуации и складом характера. Оба варианта чреваты финансовыми проблемами, так как руководитель высшего звена управления обязан ориентироваться в проблемах, которые возникают на предприятии ежедневно и в проблемах, которые возникают как исключение. Руководитель должен быть готов и к проблемам, которые никогда не возникали, но могут возникнуть, и при этом он должен найти их решение с минимальными потерями ресурсов компании (финансов, времени и деловой репутации), а в идеале – "минусы" ситуации использовать на благо компании, пример приведен в Восьмом правиле. Но в любом случае "каждая метла метет по-своему", и от склада характера предпринимателя напрямую зависит профиль деятельности предприятия. Любой человек может ориентироваться только в определенном объеме задач. Чем этот объем больше, тем управление более централизовано, тем более понятны и определенны функции "среднего звена" и конкретных исполнителей. Работники на таком предприятии всегда знают, чем они должны заниматься, а трудовая дисциплина и отсутствие у персонала свободного времени - один из показателей "правильности" начальника. Психологический портрет первого лица влияет и на другую важнейшую характеристику предпринимательской деятельности. Бизнес, основанный на спекулятивном движении ресурсов, отличен от бизнеса, рассчитанного на долгосрочные вложения. "Спекулятивному" бизнесу присущи высокая доходность, быстрый оборот средств и высокий риск. "Долгосрочному" - противоположные качества, но у него есть свои преимущества - устойчивость, направленность в будущее. "Активный" и "пассивный" бизнесНо если речь идет о влиянии руководителя на всю работу целиком, то с этой точки зрения бизнес можно разделить на "активный" и "пассивный". Разница между ними существенная. "Активный" бизнесмен сам решает, куда ему направить ресурсы, какой проект продвигать и что в этом проекте делать. "Пассивный" бизнес связан, как правило, с инвестированием. Передача управления собственными ресурсами другим людям - это отдельный и очень сложный вид деятельности, требующий долгосрочного прогнозирования ситуации на рынке. Теперь о правилах, которые нужно знать предпринимателю вообще и работодателю в частности. Начнем со "спекулятивного" бизнеса.
Первое правило - оперативность, подстройка под внешние условия и быстрое реагирование на их изменение. Постоянный (вплоть до ежесекундного с применением программных средств) мониторинг ситуации в своей области, отслеживание спроса на товары или услуги, поиск поставщиков, покупателей и посредников - вот с чем сталкивается данный тип бизнеса. Дополнительные расходы связаны с высокими затратами на продвижение (рекламные акции, презентации и т.д.). Однако при умелом применении этих средств доходы оказываются выше и приносят необходимую прибыль. Второе правило - умение предвидеть рыночную ситуацию в краткосрочной перспективе. Специалист обязан прогнозировать изменения, которые произойдут на рынке в течение нескольких операционных циклов. Более того, специалист должен принимать соответствующие меры к предполагаемым возможным изменениям. Ошибка специалиста может дорого стоить фирме, но от возможной ошибки также нужно застраховываться. Необходимо изменять ассортимент предлагаемых товаров или услуг. В то же время нужно сохранять возможность предлагать традиционные, уже проверенные товары или услуги в качестве защиты от ошибки маркетолога. Вся сложность в том, что эти два взаимоисключающих действия нужно делать одновременно. Очевидно, что защитные меры против своих же шагов отвлекают от развивающегося бизнеса финансы, людей и требуют временнЫх затрат. Но делать это необходимо, если у фирмы не существует дополнительных методов страхования. Однако если маркетинг проведен правильно - прибыль с рынка остается у того, кто угадал тенденцию и вовремя сумел перестроить свою работу. Третье правило - возможность использования инсайдерской информации. Правило это применимо к тем, кто этой информацией обладает или может получить к ней доступ. Пользуясь инсайдом, легко заранее подготовиться к изменениям на рынке и действовать в соответствии со вторым правилом даже без страховки. Однако тот, кто пользуется третьим правилом, балансирует на грани закона. Третье правило можно и не использовать. Если есть специалист-профессионал, он и без инсайда понимает, какие тенденции сложились на рынке в данный момент. Эти данные могут служить отправной точкой для предположения возможных изменений. Далее нужно перестроить политику сбыта товаров (услуг) - и можно "стричь купоны". Упомянутыми выше правилами могут пользоваться и наемные менеджеры, и собственники бизнеса. Но если наемный работник отвечает за свои действия только рабочим местом и "добрым именем", то собственник рискует всем своим имуществом. Поэтому собственник всегда находится в "активном" или даже "гиперактивном" статусе. И перейти в другое состояние он не может ни днем, ни ночью, ни во время работы, ни в отпуске. Такое психологическое давление нужно учитывать тем, кто мечтает о прелестях "своего дела". Четвертое правило "спекулятивного" бизнеса можно назвать просто: поддержание максимальной ликвидности. "Спекулятивный" бизнес менее всего защищен от внешних воздействий. Поэтому владелец обязан поддерживать свой бизнес в предкризисном состоянии. Бизнес должен иметь возможность быть проданным в любой момент, причем стоимость его должна быть высока, а время продажи минимально.
Поэтому производство, имеющее достаточно длительный операционный цикл, нельзя отнести к "спекулятивному" бизнесу. Сфера "спекуляций" - торговля и оперативные услуги, лучше - со 100% предоплатой и минимальными накладными расходами. Это правило, но в любом правиле есть исключения. Пятое правило относится к исключению из четвертого правила, то есть к сфере производства. "Активный" бизнес предполагает не только оперативность управления, но и оперативность в освоении новых производств. Идеальным случаем может быть производство на одном и том же оборудовании разных изделий. При этом минимальное время должна занимать переоснастка рабочих мест. Минимальными при этом должны быть и затраты. Цех модульного типа, оснащенный легко перепрограммируемыми станками с ЧПУ, должен служить эталоном такого производства. Но это правило имеет и российский вариант исполнения. Применение крайне дешевого труда нелегальных мигрантов - вот основа дешевизны производственных "линий" и их низкой себестоимости. Качество товара при этом, разумеется, оставляет желать много лучшего. Но современный покупатель пойдет на ухудшение качества приобретаемого товара, если потеря качества может компенсироваться соответствующим снижением цены. О "пассивном" бизнесеТеперь немного о "пассивном" бизнесе. Совершенно не верно думать, что “пассивный” режим - это режим "лузеров", тех, кто сам не в состоянии руководить и получать соответствующий доход. Этот бизнес, скорее, относится к людям вдумчивым, осторожным, имеющим значительный и не всегда положительный жизненный опыт. Шестое правило - поддержание надежности вложений. Диверсификация размещения финансовых средств, вложения в надежные компании либо в людей, зарекомендовавших себя только с положительной стороны - вот реализация шестого правила. Такой бизнес имеет существенный “плюс” - снижение предпринимательских рисков. Связано это с тем, что надежные и проверенные временем компании или люди имеют значительные ресурсы, которые необходимо поддерживать в рабочем состоянии, то есть имеют высокие накладные расходы. Это и вызывает повышение стоимости услуг "надежных" субъектов рынка. Седьмое правило обозначил Уоррен Баффет в своем “Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями”, и это правило можно считать лозунгом Автономной некоммерческой организации "Независимая финансовая экспертиза". Баффет говорит о том, что “Инвестиционная деятельность должна следовать принципам фундаментального анализа хозяйственной деятельности компаний”. Здесь речь идет о том, что называется "гудвил" или "доброе имя". Любая компания строит свою деятельность на своих материальных и финансовых активах. В случае возникновения реальных проблем на предприятии, угрозы банкротства банкротства компании только эти активы могут служить гарантией возврата средств кредиторам или инвесторам. Но этот принцип не работает, если речь идет о преднамеренном банкротстве, когда активы выводятся из компании специально для перевода в структуры, подконтрольные заинтересованным лицам. Но это уже другая тема и статья уголовного кодекса. Восьмое правило, которому следует “пассивный" бизнес, уже упоминалось ранее. Предвидение развития событий на рынке - важнейшее правило любого бизнеса. Но если а "активном" бизнесе важно краткосрочное или среднесрочное изменение спроса (например, действие сезонного фактора), то в “пассивном" бизнесе рассматривается развитие отдельных отраслей экономики. Если инвестор обладает крупными финансовыми возможностями, то он может за счет целенаправленной рекламной политики, работой со средствами массовой информации формировать долгосрочный спрос на различные товары или услуги. Ярким примером такой ситуации можно считать реакцию компании DuPont на информацию об озоновых дырах: сначала - отрицание "озоновой дыры", а затем, после разработки нового типа фреона - тиражирование "озоновой" информации для продвижения своей продукции. Профессионализм высочайшего класса, сбор и обработка огромного количества информации в "пассивном" бизнесе не менее важны, чем при решении "спекулятивных" задач. Девятое правило - диверсификация производства или услуг. Это правило больше касается "пассивного" бизнеса. Одновременные вложения в разные сектора производства или услуг требуют достаточного количества свободных средств. При финансировании многопрофильного бизнеса значительно снижается такая важная характеристика, как предпринимательский риск. К правилу применимы те же методы, что и в пятом правиле. Диверсифицикация - это закупка или нового оборудования, или дешевого нелегального труда. Второй способ более популярен, хотя и менее законен. Бизнес есть бизнес, ничего личного. Правило десятое. Оно относится не только к бизнесу, но и к российской жизни вообще. Называется это правило “административный ресурс”. Нужно учитывать, что использование этого правила находится на пограничной полосе, с одной стороны которой - закон, а с другой - традиции. Нужно отчетливо осознавать, что десятое правило - существенная сторона в жизни современной России. Пока "административный ресурс" действует без проблем, но его нельзя назвать стабильным. Американская полиция тоже брала взятки, но общество сумело с этим очень быстро справиться. Россия ничем не хуже, была бы только "политическая воля". Источник: Независимая финансовая экспертиза, крупный и малый бизнес. Картина: Эдгар Дега, Хлопковая биржа, 1866-1868 |
Похожие статьи
Что такое BPM системы? | |
BPM (Business Process Management) – класс ПО, дающий возможность управлять эффективностью процессами компании. Так же BPM системы позволяют мониторить процессы компании, создавать их графичес ... Читать полностью |
Как начать свой бизнес |
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ... Читать полностью |
Бизнес-план бизнес-центра | |
Этот бизнес-план бизнес-центра разработан агентством Advising Bureau РЕШЕНИЯ УСПЕХА и в оригинале называется так: Бизнес-план «Управляющая компания. Бизнес-центр 1500 кв.м»
Ниже пр ... Читать полностью |
Инвестирование идеи важнее ее обертки | |
Многие предприниматели забывают о том, что ценнее денег порой оказываются нематериальные активы, связи, идеи. Под инвестициями понимаются денежные вложения, определенные суммы. Но, при том, что иде ... Читать полностью |
Соцсети для малого бизнеса: канал b2b-продаж, поддержка репутации или онлайн-саппорт? |
Польза социальных сетей для b2c уже не вызывает сомнений. Компании любого масштаба активно ведут корпоративные аккаунты или привлекают для этого профессионалов. При этом эффективность данного инстр ... Читать полностью |
Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.