Утром законы - вечером деньги

Статья от компании НП СРО "АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ"
Дата размещения: 22 июля 2013
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

В российском законодательстве пока отсутствуют достаточные правовые условия для привлечения серьезных инвестиций в долгосрочные строительные проекты, к такому неутешительному выводу пришли участники  конференции «Инвестиционные решения в строительстве: бизнес-пространство для инноваций», которая состоялась 17 июля 2013 года в гостинице «Ренессанс Олимпик».

Организаторами профессиональной дискуссии выступили НП «СРО «АЛЬЯНС СТРОИТЕЛЕЙ», НП «СРО «СОВЕТ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ» и компания OCG при активной поддержке Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Национального объединения проектировщиков (НОП), Гильдии управляющих и девелоперов, Центра развития государственно-частного партнерства.

С приветственным словом к участникам обратилась эксперт строительной отрасли, генеральный директор АНО НТЦ «ТехноПрогресс», кандидат технических наук, доцент Светлана Шевченко. Она отметила необходимость стимулирования процессов, способствующих вовлечению финансовых средств в реальный сектор экономики, которым является строительная отрасль:

- Принимая во внимание заявления чиновников о том, что к 2020 году объемы ввода жилья в России должны достигнуть 1 квадратного метра на человека в год, мы обязаны возводить 140-150 млн. кв. метров жилья. Следовательно, строить новую инфраструктуру, дороги, мосты, коммуникации – способствовать реализации проектов комплексного освоения территорий и развитию промышленности строительных материалов.

Государство, как партнер

По словам докладчиков, частичным решением проблем привлечения инвесторов в строительство может стать реализация проектов на принципах государственно-частного партнерства. Как отметил, старший менеджер отдела налогообложения и юридических услуг Ernst&Young в России и СНГ Дмитрий Царев базовый законопроект о ГЧП довольно долго обсуждался в бизнес-сообществе и органах государственной власти. Весной документ прошел первое чтение в Государственной Думе, и планируется, что уже осенью закон будет принят.

Эксперт отметил, что в настоящее время более чем в 60 российских субъектах существуют региональные законы о ГЧП. Главным образом целью разработки местного законодательства явилась  попытка хоть как-то защитить интересы региональных инвесторов.

- Федеральный закон не отменяет действие региональных законов, если они ему не противоречат. В большинстве случаев, так и есть. Они продолжат действовать.  Для инвестора наличие федерального закона это значительный плюс по сравнению с региональным законодательством. Ухудшения положения инвесторов точно не произойдет, будем надеяться, наоборот улучшится, - подчеркнул Дмитрий Царев.

В данный момент идет подготовка текста законопроекта ко второму чтению.  В документ могут быть внесены предложения о включении процедуры проведения конкурса на основе понятия множественности лиц, выступающие на стороне публичного партнера. Кроме того, предполагается включение в определение ГЧП взаимного распределения рисков между частными и государственным партнерами, а также корпоративной формы государственно-частного партнерства, то есть возможности создания юридических лиц с государственным участием для реализации проекта ГЧП.

Законные изменения, дополнения и соглашения

Не секрет, что значительная доля инвестиций в строительство составляют средства,  выделяемые из государственных и муниципальных бюджетов на возведение тех или иных объектов. Происходит это в том числе и потому, что множество вопросов у бизнес-сообщества по-прежнему вызывает закон №44-ФЗ «О федеральной контрактной системе», который должен заработать  с 1 января 2014 года.

- Закон совершенно сырой и нет ни одного нормативно-правового акта, который позволил бы начать работать по этому закону. Для того чтобы он выступил в силу необходимо принять около 60 нормативно-правовых актов. На данный момент активно обсуждаются только 2 документа, - отметила в рамках своего выступления член исполнительного комитета НП «Экспертное сообщество профессионалов госзаказа», генеральный директор Центра подрядных торгов в строительстве Мария Изварина.

Эксперт также познакомила слушателей с основными нововведениями, которые представляет документ по сравнению с печально известным №94-ФЗ. Новый закон теоретически должен обеспечить качественное проведение подрядных торгов и выбор подрядчиков, которые смогут реализовать проект в соответствии с требованиями заказчика.

- Выбор будет происходить при помощи конкурсной процедуры, а не аукционной. В частности, введены дополнительные нормы: двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием. Это позволит помимо требований к опыту и квалификации подрядчика выдвигать дополнительные требования к его финансовым и материальным ресурсам. Также закон предусматривает трехлетнее планирование закупок. То есть, чтобы провести ремонт больницы в 2016 году, он должен быть запланирован вместе с бюджетом в 2013 году. Как это будет работать – большой вопрос, - подытожила Марина Изварина.

В свою очередь старший юрист Legal Capital Partners Светлана Дубинчина отметила, что закон о концессионных соглашениях, несмотря на «пробуксовки», по-прежнему остается одним из работающих механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в России.

По ее словам в настоящий момент ведется работа над проектом поправок в федеральный закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»:

- Закон постоянно совершенствуется, но  очень ассиметричен. В зависимости от сферы применения гарантии прав инвестора могут  различаться. Наиболее продвинутой частью считаются концессионные соглашения, применяемые к строительству объектов автодорожного хозяйства. Ключевая цель разработчиков – распространить позитивный опыт автодора на другие сферы деятельности.

Предлагается внести поправки в статью 30 Земельного кодекса РФ об отмене конкурса на право предоставления земельного участка в рамках реализации концессионных соглашений. По словам эксперта, предложения, скорее всего, будут вынесены на рассмотрение Правительства осенью этого года.

Практическое применение

Об инвестиционных решениях в малоэтажном строительстве рассказал вице-президент НАМИКС Валерий Казейкин. По его словам, даже региональные законы о ГЧП позволяют успешно выполнять крупные проекты по малоэтажному строительству с комплексным освоением территорий. В прошлом году объем строительства составил 65 млн. квадратных метров жилья, из них почти 52% - малоэтажное строительство.

- Уже сейчас закон позволяет строить объекты социальной, жилищно-коммунальной сферы. Понятно, что местные законы учитывают собственные интересы регионов, а появление федерального закона, хоть и рамочного, поставит всех в одинаковые условия, - акцентировал Валерий Казейкин.

По словам докладчика, осенью по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева может появиться законопроект, согласно которому строителям будет возвращаться половина уплаченных налогов. Эти средства планируется инвестировать в развитие социальной сферы и инженерные коммуникации, с целью снижения стоимости квадратного метра.

Основные изменения в гражданском законодательстве в части их влияния на инвестиции в строительстве рассмотрел партнер «Пепеляев Групп» Алексей Коневский. По его словам, подготовлен ряд важных законопроектов, регулирующих земельно-правовые отношения. Документы активно обсуждаются в Государственной Думе. Однако, несмотря на глобальность готовящихся изменений, эксперт отметил, что, по мнению иностранных инвесторов, российское законодательство не сильно хуже мировых практик:

- Иностранцев пугают постоянно меняющиеся правила игры и невозможность предсказать, что с ними произойдет, например, завтра.  Нашей правовой системе не хватает стабильности и предсказуемости. Прежде чем вносить какие-то глобальные изменения в законодательство нужно несколько лет обсуждать и взвешивать каждое решение.

Подводя итог встречи, участники конференции сошлись во мнении, что необходимо внести изменения в действующее законодательство таким образом, чтобы позволить развиваться институту государственно-частного партнерства, не только в строительной отрасли, но и в остальных сферах российской экономики. Для этого необходима слаженная работа государственных структур и бизнес-сообщества. Без тесного сотрудничества и координации действий которых невозможно решить проблему привлечения инвестиций в государственные проекты.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Система полива. Причины, по которым она нужна!
Что хорошего в системе полива? 1. Полив растений будет производиться водой, температура которой не ниже температуры окружающей среды. Нежелательной для растений холодной воды не будет. 2. ...
Читать полностью

Крыша для бассейна POOLOR
Зачем нужна для бассейна крыша / люк POOLOR? Если вы хотите пользоваться бассейном утром с приятной теплой и чистой водой - то это решение для Вас. Преимущества POOLOR - хорошая крыш ...
Читать полностью

Вода под раковиной. Возможное решение
Возникающая из ниоткуда вода под раковиной наблюдалась мною с самого ремонта. Она накапливалась в шкафчике на полках, стекала по стене, вытекала мне под ноги. Конечно, каждая новая лужа сразу ...
Читать полностью

Профессиональный клининг действительно так необходим?
Те кто регулярно сами убирают дома, наверняка ответят, что это острая необходимость. И мы с ними будем согласны. Объясним почему. В первую очередь хотим объяснить, что клининг, это не те ...
Читать полностью

Как избавиться от старого дивана с пользой для себя и окружающих
Габаритная мебель — это не пакет с мусором, ее не выбросишь просто так. Возле обычного мусорного контейнера тоже не оставишь — оштрафуют коммунальные службы. Так что, если вы реши ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск