Тренды кадровой моды: женщины на подиуме

Статья от компании Кадровый центр ЮНИТИ
Дата размещения: 18 апреля 2014
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Татьяна Баева, редактор пресс-службы кадрового агентства Юнити

Кадровый рынок, как и любой другой, находится во власти моды. Она не так быстротечна и изменчива, как та, которую можно увидеть на подиумах, но порой тоже преподносит приятные сюрпризы. Мода на женский пол – один из трендов. Эксперты в мире кадров подмечают, что по всем правилам тут присутствуют свои варианты исполнения: классические, авангардные и даже «от кутюр».

Бухгалтерия: классика по-прежнему в моде

(На фото - Наталия Аниженщины на работесимова, владелица и руководитель группы компаний "GreenGifts", см. интервью.)

В сфере финансов, а в частности – бухгалтерского учёта, женщины по-прежнему на пике популярности. По данным исследовательского центра компании HeadHunter, бухгалтерия и финансовый учёт считаются одними из самых «женских» отраслей, среди соискателей этих направлений дамских резюме более 78%.

Поддерживает интерес к классике и общественное мнение: 58% россиян считают, что бухгалтер – исключительно женская профессия (по данным исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru).

А согласно статистике по соискателям, представителей сильного пола в этой сфере всего 5% – против 95% дам. По словам Станислава Злобина, ведущего специалиста по подбору персонала направления «Финанс» кадрового агентства Юнити, в запросе на закрытие вакансии бухгалтера более чем 50% работодателей категорично указывают, что готовы рассматривать только женщин.

«В компаниях, которым уже более 20 лет, большую роль могут играть традиции и привычки – там бухгалтерию вели и будут вести только женщины, – рассказывает Станислав. – Такое отношение могут транслировать коллеги и руководство.

Поэтому не каждому мужчине будет легко работать в женском коллективе. К тому же по-прежнему актуальны более низкие зарплатные ожидания у женщин-бухгалтеров. При прочих равных условиях для работодателя этот фактор становится ключевым».

«Бывают и исключения из правил. Например, в одной крупной российской авиакомпании все ведущие позиции в финансовом отделе, включая бухгалтерию, занимают мужчины, – замечает Анна Фукс, главный бухгалтер ЗАО «Дайминтех». – В то же время общая ситуация на рынке труда не меняется.

Один мой знакомый, весьма квалифицированный главный бухгалтер, жаловался, что очень долго не мог найти работу. По его словам, лишь только услышав мужской голос, почти каждый работодатель говорил: «Извините, нам требуется женщина». Дело не доходило даже до собеседования, и человек не мог даже презентовать себя».

По словам Елены Кисель, Партнёра Консалтинг-Центра «ШАГ», существует и другая причина подобных предпочтений. «Один из управленцев, поработав с мужчиной-главбухом, высказался достаточно определённо: «Ищите мне только женщину!».

Это желание было вызвано его уверенностью в том, что мужчина будет просто приходить за заработной платой. В этой достаточно маленькой компании у бухгалтера был неполный рабочий день и соответствующий невысокий оклад. И прежний бухгалтер-мужчина просто считал «ниже своего достоинства» всерьёз работать за такие деньги».

Доминированию женщин, по словам Елены Кисель, способствует наличие у них востребованных этой профессией качеств: аккуратность, внимание к мелочам, гибкость в межличностных отношениях, способность постоянно заниматься скучным монотонным трудом.

«К тому же многие женщины-бухгалтеры, в отличие от мужчин, вовсе не воспринимают свою работу как скучную и находят в ней немало романтичного и даже приключенческого, – делится опытом Елена Кисель. – От мужчин-бухгалтеров мне ни разу не доводилось слышать о том, что работа с цифрами сродни распутыванию детективной истории, а от женщин такое сравнение звучало неоднократно».

Возможно, секрет моды на женщин в финансовой отрасли также заложен в большем доверии к слабому полу. Об этом говорят данные, полученные исследовательским центром портала Superjob.ru. У 44% респондентов женщина-бухгалтер вызывает наибольшее доверие. Тогда как к мужчинам-бухгалтерам выказывают доверие лишь 13% опрошенных.

Высокая мода: топы «от-кутюр»

 Мода на женщин-руководителей растёт с каждым днём, однако в высших эшелонах власти она всё ещё развивается медленно.

(на фото - Юлия Амаханова, генерального директора ЗАО НИЦ «ТехноПрогресс», см. интервью)

Согласно исследованию, проведённому PricewaterhouseCoopersRussia и Высшей школой экономики, число женщин, занимающих позиции топ-менеджеров, по-прежнему невелико: в 24% компаний доля таковых не превышает 5%. Ситуация с количеством женщин в совете директоров выглядит чуть лучше: более чем в половине компаний туда входит хотя бы одна представительница прекрасного пола.

«Прекрасного пола становится больше по ряду причин, – комментирует вопрос Ирма Бочоришвили, руководитель группы подбора персонала кадрового агентства Юнити. – Во-первых, мы перенимаем западную практику, где существует равноправие полов даже при рассмотрении кандидатов на высокие должности.

Во-вторых, наши женщины становятся всё более самостоятельными, в том числе и в семейных вопросах: они всё чаще пользуются услугами няни, поэтому у них есть возможность быстро выйти из декрета и продолжить карьеру».

Действительно, восприимчивая к иностранным веяниям российская мода тут пытается угнаться за европейской, которая уже доказала свою эффективность. В Европе меры по увеличению числа женщин в руководстве компаниями принимаются на уровне государства.

Вслед за Норвегией, Испания и Франция утвердили закон, в соответствии с которым женщины должны занимать не менее 40% состава советов директоров торгующих компаний. В российской же действительности речи о квотировании женского пола в высшем руководстве пока не ведётся, процесс повышения числа женщин идёт сам по себе.

Однако чем ниже мы будем спускаться по «вертикали власти», тем больше женщин можно найти среди управленцев: главные бухгалтеры (93%), директора по персоналу (70%), финансовые директора (48%) . Исследование Юнити говорит о том, что среди руководителей всех уровней женщины занимают около четверти позиций. Наибольшую эффективность женский пол показывает в управлении персоналом, где важен подход к клиенту, понимание, выстраивание эффективного взаимодействия.

женщины топНа фото - Галина Бандуркина, Президент Группы Компаний «Астарта», см. интервью.

«Существует устойчивый стереотип работодателей, который мешает женщинам-руководителям найти работу, – рассказывает Ирма Бочоришвили. – Это вероятность декрета или возможные проблемы с детьми, которые будут отвлекать от рабочего процесса».

Однако портрет женщины-лидера, составленный на основе последних исследований PricewaterhouseCoopersRussia и Высшей школы экономики, «Женщина-лидер в российском бизнесе» опровергает этот стереотип. Современный руководитель женского пола – это женщина 37,5 лет, воспитывающая ребёнка и не забывающая о семье.

При этом свыше 60% респондентов опроса отмечают в качестве важнейших профессиональных черт, присущих женщине-руководителю в России, высокую работоспособность, ответственность, хорошие коммуникативные навыки и стратегическое мышление.

Женщины в IT – модный авангардизм

Пока информационные технологии по-прежнему остаются наименее женской отраслью. Так, по данным исследовательского центра компании HeadHunter, представители сильной половины человечества составляют в ней 82%, а 73% принявших участие в опросе Superjob.ru считают IT сферой настоящих мужчин. Тем не менее, количество женщин здесь стремительно растёт.

Это вызвано, прежде всего, дефицитом IT-специалистов, который стирает гендерные различия. «Недостаток IT-специалистов стал ощущаться ещё до кризиса 2008 года и растёт по сей день. Работники сферы IT востребованы в любых компаниях вне зависимости от отрасли и размера, что, естественно, заметно повлияло на структуру спроса в целом, – поясняет ситуацию Оксана Самохина, руководитель группы подбора персонала направления IT/Телеком кадрового агентства Юнити. – Существуют конкретные примеры женщин топ-менеджеров в крупных российских компаниях этой сферы, доказавших свой профессионализм и эффективность работы.

Это, прежде всего, Ольга Дергунова – российский экс-президент Microsoft, Юлия Соловьёва – генеральный директор GoogleRussia, Наталья Касперская – генеральный директор InfoWatch, Алиса Чумаченко – основатель GameInsight, Анна Артамонова – вице-президент по стратегическим проектам Mail.RuGroup. На первый план всё больше выходит профессионализм, а не деление по половому признаку».

По словам Елены Кисель, растущая мода на женщин IT-специалистов связана с выходом на профессиональную арену нового поколения, для которого характерно сглаживание традиционных гендерных различий. «В характере, стиле поведения и образе мыслей представительниц прекрасного пола появляется всё больше мужских черт, благоприятствующих карьере в области IT: железная логика, структурированность мышления, способность работать с большими объёмами информации и сложными системами. Но при этом с ними проще договориться, они более обязательны, оперативнее реагируют на запросы и выполняют их с большей точностью».

Говорить о правильной гендерной симметрии в сфере IT необходимо исходя из задач, считает Татьяна Рябинина, руководитель группы технологий производственного учёта компании «Комус».

«Все-таки среди женщин и мужчин – специалистов нашей сферы – существуют реальные различия, – рассказывает о своём опыте Татьяна. – Наверное, женщины всё же больше подходят для определённых профессий с постановкой конкретных задач. Например, если сравнивать программиста и тестировщика ПО, женский пол скорее будет эффективнее во втором случае, где необходимо внимание к деталям. Они лучше справляются с рутинной работой, хорошо знают все нюансы, легко поддерживают продукт в идеальном состоянии».

Однако, по словам экспертов, если необходимо внедрить что-то, разработать совершенно новый продукт, мыслить глобально и рискованно – здесь несомненными лидерами остаются мужчины.

Нередко прекрасная половина завоёвывает мужские места своей лояльностью к компании. Исследование PricewaterhouseCoopers и Ассоциации менеджеров России показало – в 40% опрошенных компаний женщины работают дольше, чем мужчины. «Если женщины меняют работу не чаще одного раза в 2,5 года, то у мужчин этот срок в два раза меньше, – заключает Оксана Самохина. – Они не только более лояльны, но и в большинстве случаев комфортная атмосфера в коллективе является их заслугой.

Именно поэтому увеличилось количество представительниц прекрасного пола, принимаемых на аналитическую работу и в консалтинг на такие позиции, как технические писатели, инженеры по тестированию, бизнес и системные аналитики, консультанты по внедрению ERP-систем, специалисты по поддержке пользователей».

Среди профессий, в которых сложно встретить женщин, специалисты кадрового агентства Юнити называют «сервисного инженера» и «системного администратора».

К сожалению, одним из факторов, стимулирующих компании увеличивать число специалистов-женщин, остаются их более скромные запросы по заработной плате. По словам  Оксаны Самохиной, похожая тенденция актуальна и для отрасли IT. «Тем не менее, сейчас это уже скорее исключение, чем правило. И можно смело сказать, что в этой сфере женщины не уступают мужчинам ни профессионально, ни финансово», – заключает она.

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Как рынок услуг fit-out в России справляется с дефицитом кадров
В сфере fit-out задействованы специалисты из многих отраслей — проектировщики, дизайнеры, архитекторы, строители, инженеры, «айтишники», отделочники, мебельщики и т.д. ...
Читать полностью

Не попросишь — не получишь
Почти каждый седьмой российский менеджер, задумываясь о карьерном росте, не рассчитывает на продвижение внутри своей компании, посчитали в Accenture. Приходится искать возможности самореализации на ...
Читать полностью

Качество услуг салона «Камины на Сыромолотова 17».
Очень распространено заблуждение, что англичане считаются законодателями каминной моды и технологий (якобы в связи с тем, что у них всегда сыровато и прохладно). Оно опровергается тем, что среди ан ...
Читать полностью

Детские шарфы воротники
С помощью шарфа можно обновить поднадоевший наряд, добавить образу шарма и оригинальности. Тем не менее, основная задача шарфа — защитная. Детские шарфы стоит выбирать, ориентируясь в первую ...
Читать полностью

Детские шапки на зиму и весну: модные варианты 2019–2020
Зима в разгаре! Ясная и морозная, слякотная и хмурая — разная во всех регионах нашей страны. А там и весна не за горами с ее капризной погодой... Расскажем, какую шапку выбрать ребенку, чтобы ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск