Бизнес-образование. Чему учат бизнес?

Статья от компании Тюменский бизнес-журнал
Дата размещения: 15 июля 2011
>>Допускается републикация статьи с индексируемой ссылкой - "Источник: ELport.ru"

Так чему же учат бизнес многие курсы, тренеры и консультанты?

В Тюмени обсудили характеристики и перспективы рынка бизнес-образования на круглом столе «Инвестиции в знания». Круглый стол прошел 21 июня 2011 и был оргаинзован Бизнес-журналом и интернет - порталом Vsluh.ru в Тюменском Технопарке.

Бизнес -образование: Диагноз и прогноз

бизнес-образованиеПоначалу среди приглашенных экспертов превалировали негативные оценки тюменского рынка бизнес-образования: «в основной своей массе рынок слабый, рыхлый, неразвитый, не сможет выдержать иностранной конкуренции». В то же время почти все отметили его перспективность: затраты корпораций на бизнес-образование в стране растут, спектр запрашиваемых услуг расширяется.

По сравнению с тем же Екатеринбургом рынок Тюмени недооценен почти в 3 раза.

«Проблема бизнес-образования — в отсутствии у предпринимателей мотивации к обучению», - уверена директор центра консалтинга и бизнес-образования ООО «Академия современного бизнеса» Татьяна Римкувене. Возможно, это объясняется тем, что на развитие бизнеса часто больше влияют не знания, а близость к властям, предполагает эксперт.

«Действительно, предложений по обучению много, но нет системного подхода. Как следствие — нет реальной пользы. Поэтому актуальным является не вопрос «Учиться или не учиться?», а вопрос «Кого выбрать учителем?», - считает председатель Тюменского регионального отделения Ассоциации молодых предпринимателей России Антон Машуков.

В том, что тюменцы «наелись» платных тренингов, соглашается и генеральный директор НАУ «Академия политики и бизнеса» Светлана Ангел. Поэтому теперь большинство клиентов ее компании - жители северных округов.

Более того, подрывает рынок образовательных услуг, по мнению некоторых участников круглого стола, и государство, предоставляя возможность бесплатного обучения для начинающих бизнесменов. Объясняется это тем, что получив что-то даром, в будущем предприниматели не захотят отдавать за свое обучение деньги. Хотя Фонд поддержки и развития предпринимательства (ФРПП) Тюменской области располагает другой статистикой. «ФРПП скорее дает предпринимателям важнейшие навыки, а оттачивать их бизнесу приходится уже за счет платных консультантов и бизнес-тренеров», - уверен Антон Машуков.

Противоположную точку зрения высказала заведующая кафедрой «Мировой экономики и международного бизнеса» ТюмГУ Людмила Симонова: «Потребитель образовательных услуг стал взыскательней, он насытился и обрел вкус к обучению. Появилась интеллектуальная зависимость от обучения, бывшие «ученики» интересуются новинками, готовы продолжать обучение». Другое дело, что «на рынке много некачественных провайдеров, их программы разработаны на уровне ликбеза или концепции, они не выходят на практику».

Как ни странно, вполне довольны ситуацией на рынке бизнес-образования «гости города», в основном это тренинговые и обучающие компании из Москвы и Екатеринбурга.

«В Тюмени все в порядке. Ваш город располагает отличной стратегической перспективой, здесь много хороших тренинговых компаний», - призналась исполнительный директор Урало-сибирского института бизнеса Екатерина Кузина. Хотя эксперт согласилась с предыдущими оценками: системности в образовании мало, практически отсутствует специализация. Но в целом уральцы довольны, их радуют тюменские клиенты: у них лучшие показатели в УрФО по посещаемости и успеваемости.

Бизнес-образование: А тренер кто?

Важным критерием характеристики рынка образовательных услуг для бизнеса является профессионализм тренеров и провайдеров в целом. Именно это «звено» в Тюмени, по словам экспертов, самое слабое.

Директор корпорации «Бизнес-Мастер» Юлия Васильева в свое время имела возможность оценить профессионализм тюменских тренеров: «глаз положить не на кого, ситуация практически не изменилась по сей день». Не соответствуют требованиям качества и провайдеры, которые «гарантируют 100% результат, при этом не проводят пред- и посттренинговых мероприятий».
Звучали и менее резкие оценки: мало компетентных тренеров, которые доводят обучение до результата (директор WEBmarketers Виктор Козлов); знаний у бизнесменов достаточно, но есть проблемы применения теории на практике, поэтому на рынке востребованы тренеры, умеющие адаптировать знания для реальной жизни (директор компании «Бизнес-класс» Наиль Тухватуллин); нет лидерства на рынке, тюменские тренеры не попадают в «топы» (генеральный директор ООО «КонгрессБюро» Андрей Разуваев); в Тюмени нет ярких, самобытных тренеров, они не пишут книг и не устраивают ярких событий (директор ООО «Деятели» Алексей Лосев).

Так или иначе, репутация у тюменских бизнес-тренеров за последние 10 лет сложилась неоднозначная. Однажды столкнувшись с некачественным обучением, предприниматели с настороженностью относятся к подобным предложениям.

Директор Центра интеллектуального развития Елена Белоусова не скрывает, что прошлый печальный опыт ее клиентов мешает работе.

«У моей компании достаточно узкая специализация – скорочтение и ораторское мастерство. Зачастую преимущества грамотной речи бизнесмены понимают, когда попадают в неловкие ситуации. Да, подчиненные быстро привыкают к «перлам» босса, но, например, в телевизионном интервью неграмотность скрыть невозможно, - уверена Елена Белоусова. – К сожалению, если у клиента есть негативный опыт работы с консультантами, то вместо обращения к другому участнику рынка, он и дальше будет пользоваться неверными речевыми оборотами, нанося тем самым ущерб и своей репутации, и репутации предприятия, так как в сознании людей грамотность все еще напрямую связывается с образованностью и профессионализмом».

Многие клиенты, разочаровавшись в тюменском бизнес-образовании, едут за знаниями в другие города или приглашают «варягов» к себе. Хотя большее доверие клиентов к тренерам «со стороны», по мнению заместителя генерального директора КК «Прэфиш» Марии Шатохиной, не всегда оправданно. Согласна с ней и руководитель группы обучения ООО «Арсенал+» Елена Гайдамак: у экспертов имеется отрицательный результат работы с московскими тренерами, которые продемонстрировали безответственное отношение к своим обязанностям.

Но факт остается фактом: почти все клиенты тюменских компаний, руководствуясь принципом «Нет пророка в своем отечестве», выбирают только иногородних тренеров, местных же чрезвычайно сложно продвигать, несмотря на их высокую компетентность. Доходит до абсурда – услуги бизнес-тренера из Тюмени с успехом продаются где-то в центральной полосе России или на Урале, но местные компании предпочитают вести к себе «варягов».

«Проблема кадров, - уверена менеджер НОУ «Растам» Татьяна Ищенко, - в отсутствии необходимой информации о них. Самопрезентация и активная деятельность тюменских бизнес-тренеров могли бы сыграть им на руку, но у них даже нет своего сайта или профессиональной ассоциации, поэтому рекомендации собираются по знакомым».

Более того, Елена Гайдамак предложила создать сообщество тюменских тренеров — некую саморегулирующую организацию, которая бы отслеживала уровень профессионализма своих коллег. Тем более что в нашем городе появился первый «пишущий» игрок образовательного рынка – книга Сергей Разуваева «Маркетинг за МКАДом» продается по всей России, да и сам бизнес-тренер с успехом проводит корпоративные семинары в Москве и Новосибирске.

Бизнес-образование: Рубль - в знания

Увлекшись характеристикой ситуации, эксперты, тем не менее, не забывали и главную тему круглого стола - «Инвестиции в знания».

В конце дискуссии участники круглого стола сошлись во мнении, что государственная поддержка начинающих и молодых бизнесменов (предоставление бесплатного бизнес-образования) все же не только «приучает к халяве», но в большей степени прививает у молодого предпринимателя вкус к образованию, стимулирует к постоянному пополнению и обновлению знаний.
Но инвестиции в знания со стороны предпринимателя должны быть, хотя бы минимальными, чтобы он осознанно подходил к обучению, чувствовал ответственность за учебу, считают эксперты. Конечно, проживающим в малодоходных районах предпринимателям (особенно молодым и начинающим) непросто осилить стоимость обучающего курса. Поэтому «золотой серединой» в этом вопросе может стать софинансирование: заплатив хотя бы 500 рублей из своего кошелька, слушатель курса не станет пропускать занятия, и со временем поймет — вкладывать деньги в знание — разумно и выгодно.

К тому же, чтобы адекватно оценивать ситуацию на рынке Тюмени необходима постоянная аналитическая информация, которая бы учитывала спрос и предложения по бизнес-образованию: что хочет потребитель? Что ему могут предложить игроки этого рынка? На данный момент наметилась тенденция смещения от общих тренингов «по верхам» к углубленному изучению какого-либо вопроса. Причем это не «открытое» обучение, а внутрикорпоративные семинары.

В целом же, хотя сами игроки не слишком-то довольны ситуацией на своем поле, их финансовое положение вполне стабильно и внушает оптимизм: никто из экспертов не пожаловался на снижение доходов в 2011 году, напротив — все в выигрыше, и через три года надеются увеличить общий оборот средств на рынке бизнес-образования в Тюмени в три раза по сравнению с нынешним — до 150 млн руб.

Фото: Евгений Шаров

Валерия Кабакова

КОНТАКТЫ КОМПАНИИ




Похожие статьи

Бизнес-образование: как оценить эффект?
Можно ли оценить эффект бизнес-образования и как это сделать? Прошедший в Тюмени круглый стол на тему оценки эффективности бизнес-образования не дал однозначного ответа. То, что бизнес-о ...
Читать полностью

Как начать свой бизнес
Вы хотите начать собственный бизнес, но не знаете, с чего начать. В первую очередь, важно понять, зачем вы хотите начать своё дело, и какие цели при этом преследуете. Самое важное и под ...
Читать полностью

Бизнес-план создания строительной компании
Бизнес-планирование помогает просчитать риски и возможности. Обеспечить доходность проекта и избежать ненужных трат. Хорошо, когда есть уже готовый бизнес-план
Бизнес-план строительства 2011-й год стал знаменательным в посткризисное время, интерес к строительной отрасли вернулся в полной мере. Особенно активизировался рынок малоэтажного и индивидуальн ...
Читать полностью

Новая бизнес-идея из Италии... продавать снежки
Кто знает, возможно, этот чужой опыт подвигнет вас на новые смелые идеи и решения?
Итальянцы продают не просто снег. Они продают снежки! Один находчивый житель Неаполя выставил в своем блоге фотографию, на которой лежат на полу обычные снежки из снега и рядом объявление о цен ...
Читать полностью

Инвестирование идеи важнее ее обертки
Многие предприниматели забывают о том, что ценнее денег порой оказываются нематериальные активы, связи, идеи. Под инвестициями понимаются денежные вложения, определенные суммы. Но, при том, что иде ...
Читать полностью


Опубликовать свою статью можно из личного кабинета фирмы.
Зарегистрироваться и получить личный кабинет - здесь.
Выбор города Закрыть окно

Начните ввод города и нажмите "Поиск":
Поиск